Файл: Проектирование организации (основные способы организационного проектирования в зависимости от состояния фирмы).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основные способы организационного проектирования
1.1 Организационное проектирование на основе учета трансакционных издержек
1.2 Организационное проектирование на основе выделения финансовых подразделений
Глава 2 Способы организационного проектирования в зависимости от состояния параметров фирмы.
2.1 Необходимость повышения эффективности функционирования нормально работающих фирм.
2.2 Реструктуризация компаний, находящихся в кризисном положении.
2.3 Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний.
Введение
Актуальность темы исследования.
Процесс проектирования бизнеса состоит из ряда связанных между собой этапов работ, направленных на то, чтобы либо разрабатывать новые проекты, либо совершенствовать деятельность уже существующих фирм и компаний. Если компания не находится в стадии застоя или не собирается по тем или иным причинам сворачивать свою деятельность, то в ней периодически происходят изменения во внутренней или же во внешней деятельности. Другими словами компания постоянно развивается. Развитие любой компании может обладать как экстенсивным так и интенсивным Осуществляемое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер и на него непосредственно влияют условия усложняющейся внешней организационной среды, резкое возрастание темпов ее изменения, а также ужесточение конкуренции на рынках.
В данной работе мы рассмотрим несколько основным способов проектирования организации в целом, а также способы организационном проектирования в зависимости от состояния параметров фирмы. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения данной темы.
Степень разработанности темы. Немаловажным является тот факт, что на данное время многие аспекты организационного проектирования достаточно полно освещены в специальной литературе. Так сущность организационного проектирования рассматриваются в работах таких авторов как Акулов В.Б., Рудаков М.Н. и многих других.
Объектом исследования данной курсовой работы является организационное проектирование в целом, предметом исследования – основные способы организационного проектирования в зависимости от состояния фирмы.
В соответствии с этим целью данной курсовой работы является проанализировать сущность организационного проектирования, а также выявить основные способы проектирования в компании.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- определить сущность организационного проектирования с точки зрения экономики и менеджмента;
- выявить мероприятия по повышению эффективности функционирования нормально работающих фирм;
- определить механизмы реструктуризации компаний, находящихся в стадии кризиса;
- проанализировать эффективность слияния и поглощения отдельных компаний;
Теоретической основой данной курсовой работы являлись труды таких авторов как Акулов В.Б., Смолкин А.М., Л.Н., Мильнер Б. и др.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности использования положений работы в ходе учебного процесса как при изучении соответствующей темы в рамках таких дисциплин, как «Менеджмент», так и при углублении и продолжении анализа затронутых проблемных вопросов в ходе подготовки и написания выпускной квалификационной работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав («Основные способы организационного проектирования» и «Способы организационного проектирования в зависимости от состояния параметров фирмы»), заключения, глоссария, списка использованных источников, списка сокращений, приложений.
Глава 1 Основные способы организационного проектирования
1.1 Организационное проектирование на основе учета трансакционных издержек
Теория трансакционных издержек – это одно из самых перспективных направлений институциональной экономической теории нашего времени. Поэтому становится довольно актуально выявлять и классифицировать распространенные трансакционные издержки, которые непосредственно связаны с проектированием бизнеса.
У понятия «проектирование», как и у понятия «проект» нет однозначного определения. Но при этом существуют два подхода к определению понятия «проектирование» . Речь идет об инженерном подходе и бизнес-подходе. При инженерном подходе проектирование связано с процессом создания новых объектов. При бизнес-подходе процесс проектирования рассматривается более широко, а инженерный подход является при этом его составной частью.
В основу проектирования необходимо положить концепцию, которая является разработанной для того чтобы создать новую и реформировать уже существующую организацию (приложение А таблица 1).
Теперь перейдем непосредственно к трансакционным издержкам и рассмотрим их поподробнее. Итак, теория трансакционных издержек противопоставляет два типа сделок: на рынке (контракт продажи) и внутри фирмы (контракт найма). С этой точки зрения фирму можно представить в виде так называемого «островка сознательной власти», где все решения принимаются предпринимателем [1,c 65]. При этом отсутствует рассмотрение власти в отношениях между фирмами, а выбор между контрактом найма (властью) и контрактом продажи (ее отсутствием) зависит от сравнительной величины трансакционных издержек на рынке и внутри фирмы. Будет также недостаточным ввести управленческую структуру третьего типа, для того чтобы исследовать все возникающие на рынке формы власти. Если фирма занимает лидирующую позицию на рынке, то она мало заинтересована заключать контракты найма, а также «отношенческие» контракты с другими участниками рынка, которые непосредственно от нее зависят.
Давайте же разберемся в экономической сущности трансакционных издержек. Экономист Р. Коуз называет их «издержками сбора и обработки информации, издержками проведения переговоров и принятия решений, издержками контроля и юридической защиты выполнения контракта» [3, c.94]. Для другого экономиста Эрроу трансакционные издержки являются издержками эксплуатации экономической системы и он даже сравнивает их действие в экономике с действием трения в физике [3, c. 95]. Американский экономист Д. Норт трактует трансакционные издержки как «состоящие из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [3, c.94]. Эти издержки служат тем источником, благодаря которому функционируют социальные, политические и экономические институты. В представлении российского социолога и экономиста В.В. Радаева трансакционные издержки связаны с входом на рынок и выходом с рынка, доступом к ресурсам, передачей, спецификацией и защитой прав собственности, заключением и обслуживанием деловых отношений. В них входят расходы чтобы:
● получить доступ к ресурсам и правам собственности (например при регистрации предприятия, лицензировании деятельности, получение права на аренду помещений и доступ к коммуникационным сетям, доступ к кредитам и лизингу оборудования);
● получить права на использование ресурсов и права собственности (для того чтобы производить, продавать, передавать и т.д.)
● оценить ресурсы и права собственности (изменение организационно-правовых форм, бухгалтерский учет, аудиторские услуги, маркетинговые услуги);
● защитить ресурсы и права собственности (исключение конкурентов, юридические услуги, охрана бизнеса);
● находить и отбирать партнеров (а именно расходы на рекламу, презентации, сбор информации о партнерах, проверка их платежеспособности и т.д.);
● заключать деловые соглашения и осуществлять контроль за их соблюдением (при ведении переговоров, оформлении сделок и контрактов);
● поддерживать деловые соглашения и применять санкции против нарушителей (согласование и корректировка соглашений, предоставление дополнительных льгот, обращение в арбитраж, взыскание долгов).
Если рассматривать трансакционные издержки с точки зрения менеджмента промышленного предприятия, то наибольший интерес представляют те издержки, которые напрямую связаны с осуществлением проектирования бизнеса. Если быть точнее, то они возникают в процессе осуществления управленческих функций, потому что функции управления являются конкретными видами деятельности, которые жизненно необходимы для организации и руководства. Чтобы выявить трансакционные издержки, которые возникают в процессе выполнения этих функций, мною были выделены одни из наиболее явных и чаще всего встречающихся трансакционных издержек, возникающих при реализации управленческих функций (приложение А, табл. 2). Приведенная классификация является основой для разработки системы оценок внутренних трансакционных издержек предприятия, а также благодаря ей, менеджеры могут увидеть и оценить резервы роста в области проектирования.
Итак, трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами. На самом деле они “не пересекаются” со всеми известными до этого видами затрат (на производство, в связи с реализацией продукции и проч.) [8, c 115]. В случае если предприниматель не доверяет трансакцию свободному рынку, то трансакционные издержки в таком случае дополняют все известные виды издержек.
1.2 Организационное проектирование на основе выделения финансовых подразделений
Одним из способов организационного проектирования является учет финансовых потоков внутри организации на базе выделения соответствующих финансовых подразделений.
Для теории организации и организационного проектирования непосредственный интерес помимо трансакционных издержек представляют два основных вида финансовых структурных подразделений - ЦФУ и ЦФО, которые расшифровываются как центры финансового учета и центры финансовой ответственности соответственно. Помимо этого существуют еще некоторые виды финансовых подразделений, такие как центры прибыли, центры затрат и центры инноваций.
Рассмотрим каждый из видов финансовых подразделений поподробнее.
ЦФУ - это структурные подразделения, которые осуществляют определенный набор хозяйственных операций и оказывают непосредственное воздействие на прибыльность данной деятельности.
ЦФО - структурные подразделения, конечной целью которых является максимизация прибыли. Они также способны оказывать непосредственное воздействие на прибыльность. Эти подразделения отвечают перед вышестоящим руководством за реализацию установленных перед ними целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов.
Центры прибыли – это такие структурные подразделения, которые отвечают за реализацию бизнес-проектов фирмы и обеспечивают получение прибыли. Если в качестве примера взять крупные американские компании, то каждая из них обладает около 25 центрами прибыли.
К центрам инноваций относят структурные подразделения, связанные с организацией новых бизнес-проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
А вот центры затрат призваны обеспечивать поддержку и обслуживание функционирования центров прибыли или центров инноваций, но они в свою очередь никакой прибыли не приносят.
Осталось разобраться в чем же смысл такого выделения и такой группировки для построения организационной структуры фирмы, или другими словами проектирования организации? С помощью ЦФУ осуществляется перегруппировка, позволяющая, к примеру, укрупнить некоторые подразделения за счет ликвидации более мелких. Этот ход поможет сэкономить на управленческих расходах и на координации в рамках всей фирмы, хотя, с другой стороны, неизбежно возрастут затраты, которые связаны с координацией в рамках данного укрупненного подразделения.
Если же организация выделяет ЦФО, то она, к примеру, может решить проблему недопущения монополистических тенденций во внутренней среде организации. Подобные тенденции, как правило, возникают на уровне структурных подразделений, которые выполняют функции, находящиеся на границе между фирмой и внешней средой. Сюда можно отнести закупку сырья и средств труда, сбыт готовой продукции и др.
Для того, чтобы не допустить негативного развития событий, фирме следует ограничить такие подразделения в расходах. Тем самым, подразделения обязаны нести строгую ответственность по расходам перед руководством компании.
Сделать структуру фирмы более эффективной можно и применяя другие методы, как например, правильно распределить и отрегулировать финансовые потоки внутри компании. Преодолеть данное препятствие можно только расчетным путем и при помощи трансфертных цен. Эти цены, иными словами, являются ценами только условно, потому что купля-продажа во внутрифирменном обороте и вовсе отсутствует. Чаще всего трансфертные цены это не что иное как сумма норматива текущих издержек и фирменного норматива прибыли. Издержки на каждом этапе и в связи с деятельностью каждого подразделения и каждой функцией компании можно определить достаточно точно, с минимальными погрешностями.