Файл: Методы управления инновационными проектами (Анализ инновационной деятельности АО «ВолгаТелеком»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационным проектом
1.1. Понятие инновационной деятельности
1.2. Методы управления инновационной деятельностью
Глава 2. Анализ инновационной деятельности АО «ВолгаТелеком»
2.1. Краткая характеристика предприятия АО «ВолгаТелеком»
2.2. Анализ инновационной деятельности предприятия
Глава 3. Пути повышения эффективности инновационной деятельности
Следующий этап посвящен освоению новой продукции или новой технологии в производстве. Некоторые авторы считают этот этап материализацией нововведений и подразделяют его на ряд последовательных ступеней, включающих изготовление опытных образцов, их испытание, проведение полупромышленного и полунатурного моделирования, подготовку рабочей документации к выпуску первой промышленной партии. Ряд исследователей освоение и наработку опытного образца изделия наряду с внедрением и освоением продукции относят к стадии производства. Именно здесь и именно на этом этапе осуществляется первичное внедрение образца в производство. Предложенное биологами наименование «инвазия» (от англ, invasion), означающее первоначальное внедрение в какой-то процесс, точно подходит для названия этого инновационного акта. Здесь субъект инновации внедряется в новую технологическую и экономическую среду[12].
Инновационные превращения рассматриваются не только как результат внешних воздействий, но и как образование новых, ранее не существовавших внутренних факторов, появляющихся в результате технико-технологических и социальных изменений[13].
Инвазия нововведения требует новых технологических режимов и нового типа оборудования; она происходит лишь при симбиозе старых и новых принципов и структур. Инвазия приводит к возникновению новых явлений, которые требуют передислокации персонала, переналадки технических систем. Это вызывает необходимость изменения организационных структур и подгонки всех прежде разрозненных факторов в стройную систему. Инвазия является импульсом к проведению системы инновационных мероприятий по материализации новшества[14]. При этом все изменения, происходящие в производстве, являются последствием инвазии первоначального образца новшества[15].
На производственной стадии осуществляется весь комплекс работ по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а затем массовый выпуск нового продукта. Одновременно с подготовкой и освоением новой продукции решается задача подбора и обучения персонала и освоения новых видов оборудования, необходимого для материализации нововведений. Производственный этап создания новшества составляют:
- инвестиционные мероприятия, связанные с организацией производства новой продукции или применением новой технологии, с приобретением и монтажом нового оборудования;
- переквалификация, подбор и обучение персонала;
- выпуск опытных партий продукции, серийное, а затем массовое производство новой продукции;
- расширение масштабов производства и диффузии новшества;
- выход новшества на рынок и его коммерциализация[16].
Планирование — это специальная функция инновационного менеджмента, состоящая из управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации и по планированию реализации стратегий фирмы и достижения поставленной цели. Процесс планирования подразделяется по срокам выполнения работ (кратко-, средне- и долгосрочный), по целям (стратегическое и оперативное планирование), по объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта), по факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами) [17].
Процесс планирования состоит из анализа:
- факторов внешней и внутренней среды,
- производственных возможностей и состояния производственного аппарата,
- НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции,
- финансового состояния и финансовых возможностей[18].
Следующим этапом является составление планов мероприятий по таким направлениям, как:
- проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники и новых изделий;
- организация и проведение опытно-конструкторских работ[19];
- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
- разработка технологических процессов изготовления новой продукции;
- проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснастки;
- технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;
- разработка и применение новых организационных структур и управленческих решений;
- применение или приобретение необходимых информационных устройств и ресурсов;
- подготовка, обучение, переквалификация и использование специальных методов подбора персонала для инновационной деятельности;
- организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций;
- организация маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта и позиционирование новшеств на рынке.
Следующим этапом планирования являются доведение планов до работников и организация условий для реализации планов.
Неотъемлемой составной частью планирования является поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства, Процесс прогнозирования роста и развития организации включает стратегическое видение организации на длительную перспективу. Дальнейшее развитие прогнозирования роста и обновления производства связано с выбором альтернативных вариантов развития. При этом применяют проектный или программный подходы. Обязательным этапом прогнозирования является оценка возможностей НИОКР, технологий, инвестиций, персонала, а также проблема поиска ресурсов.
В прогнозировании широко применяются количественные методы, основанные на ситуационном и имитационном моделировании.
Процесс планирования в рыночной экономике не имеет директивного характера, однако он позволяет четко определять стратегию развития, использовать систему показателей деятельности. Будучи центральной функцией инновационного менеджмента, процесс планирования заключается в выборе приоритетов развития, что иллюстрируется рис. 2.
Прогнозирование - опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленной на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем[20].
Рисунок 2 - Процесс планирования в инновационном менеджменте
Прогнозирование инновационной деятельности относится к научно–техническому прогнозу и является, пожалуй, одной из самых трудных областей прогнозирования. А на разных её стадиях прогноз не может быть одинаковым по срокам и методам прогнозирования. Прогнозирование как инновационной, так и других видов деятельности в большей степени основывается на данных прошлых лет. Для инновационной деятельности это будут данные о времени прохождения всего инновационного цикла от стадии возникновения идеи до стадии распространения продукции[21].
Выводы
Инновационными проектами являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций.
К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых и новых индустриальных странах методологией инвестиционной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ (ЦКП).
Создание инновационного проекта включает в себя 5 этапов, начиная с выбора и предварительного обоснования замысла и заканчивая подготовкой научно-исследовательской и проектной документации.
Одним из основных моментов при инновационном проектировании является экспертиза инновационных проектов, основной задачей которой является оценка научно-технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности, а основными методами являются описательный, сравнение положений «до» и «после», сопоставительный.
Критериями отбора инновационных проектов являются критерии: целевые, внешние и экологические, критерии субъекта, осуществляющего проект, критерии научно-технической перспективы, качественные критерии, производственные, критерии региональных особенностей реализации проекта.
Глава 2. Анализ инновационной деятельности АО «ВолгаТелеком»
2.1. Краткая характеристика предприятия АО «ВолгаТелеком»
Основными видами деятельности АО «ВолгаТелеком» являются:
- обеспечение бесперебойной и качественной работы всех средств электрической связи и проводного вещания. Создание и эксплуатация телекоммуникационных сетей для обеспечения передачи информации различного вида. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение средств и сетей связи в соответствии с действующими правилами и нормами.
- организация и выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, а также по готовности централизованных сетей оповещения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
- обеспечение защиты государственных, коммерческих тайн и конфиденциальной информации, передаваемых средствами электросвязи.
- проведение технического обслуживания и ремонта средств связи, информатики, оргтехники, вычислительной техники.
Миссия АО «ВолгаТелеком»: «Предоставление современных высококачественных телекоммуникационных решений и сервиса мирового уровня на территории Центрального федерального округа».
Цели АО «ВолгаТелеком»: удовлетворение потребностей клиентов в области связи, индивидуальный подход к каждому; построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с партнерами на принципах взаимного доверия, честности и открытости; выполнение функций государственного оператора связи.
Ассортимент оказываемых услуг АО «ВолгаТелеком» представлены в виде табл. 1.
Таблица 1
Виды оказываемых услуг предприятие АО «ВолгаТелеком»
№ поз. |
№ стат. |
Вида услуг |
1 |
Предоставление междугородных телефонных соединений (разговоров) по магистральным и внутрипроизводственным каналам связи автоматическим способом |
|
В рабочие дни |
||
1.1 |
до 100 км |
|
1.2 |
от 101 до 600 |
|
1.3 |
от 601 до 1200 |
|
1.4 |
от 1201 до 3000 |
|
2 |
Стоимость одной минуты междугородных телефонных соединений (разговоров) по магистральным и зоновым каналам связи по международному таксофону на расстоянии: |
|
2.1 |
до 100 км |
|
2.2 |
от 101 до 600 |
|
2.3 |
от 601 до 1200 |
|
3 |
Карта «АБОНЕМЕНТ» |
|
3.1 |
Плата за регистрацию карты «АБОНЕМЕНТ» |
|
3.2 |
Смена ПИН - кода «АБОНЕМЕНТ» |
|
4 |
Предоставление сервисных телефонных карт |
|
4.1 |
20 |
|
4.2 |
50 |
|
4.3 |
100 |
|
5 |
Предоставление доступа к телефонной сети (основного абонентского устройства) |
|
5.1 |
Сроком до одного года |
|
5.2 |
Сельской местности |
Данные необходимые для анализа основных технико-экономических показателей АО «ВолгаТелеком» сведены в табл. 2.
Проводя анализ технико-экономический показателей АО «ВолгаТелеком» видно, что производственная мощность в 2016 г. производственная мощность была увеличена на 33 абонента, по сравнению с 2015 г., в связи с приобретением нового более мощного оборудования. Анализ показал, что коэффициент загрузки производственных мощностей в 2016 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 4,4% и составил 91%, это связано с увеличением предоставленных услуг. Значение коэффициента загрузки производственных мощностей 91% означает, что оборудование работает в полную мощность и есть необходимость в приобретении дополнительных средств связи для увеличения производственных мощностей.
Таблица 2
Исходные данные анализа основных технико-экономических показателей АО «ВолгаТелеком» за 2014 г.- 2016г.
Показатели |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Отклонения в абсолютном выражении 2015 г.-2014 г. |
Отклонения в абсолютном выражении 2016 г.-2015 г. |
1.Производственная мощность, кол. номеров |
6921 |
6950 |
6983 |
+29 |
+ 33 |
2.Предоставление услуг связи, кол. номеров |
6148 |
6483 |
6609 |
+335 |
+126 |
3.Коэффициент использования производственной мощности |
88,8 |
93,2 |
94,4 |
4,4 |
1,2 |
4.Предоставленные услуги, тыс.руб. |
6309 |
6233 |
8393 |
-76 |
+216 |
5.Реализованная услуги, тыс.руб. |
5343 |
5709 |
7879 |
+365 |
+217 |
6.Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
117028 |
127293 |
139436 |
+10265 |
+12143 |
7.Реализованные услуги на 1 рубль стоимости основных фондов, руб. |
21,9 |
22,2 |
17,6 |
+0,3 |
-4,6 |
8.Среднегодовая численность персонала, чел. |
393 |
389 |
387 |
-4 |
-2 |
9.Реализованные услуги в расчете на 1 работающего, руб. |
135,91 |
146,8 |
203,6 |
+10,89 |
+56,8 |
10.Полная себестоимость услуг, тыс. руб. |
334407 |
460571 |
604174 |
+126164 |
+143603 |
11.Прибыль (убыток) от реализации услуг, тыс. руб. |
105587 |
29202 |
42651 |
-76385 |
13449 |
12.Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
111103 |
46073 |
45388 |
-65030 |
-685 |
13. Затраты на 1 рубль реализованных услуг, руб. |
0,63 |
0,81 |
0,77 |
+0,18 |
-0,04 |
14.Рентабельность услуг |
0,32 |
0,06 |
0,07 |
-0,26 |
+0,01 |