Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (1. Теоретические основы управления прибылью предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прибыль – одна из важнейших финансовых категорий, которая отражает результат финансовой хозяйственной деятельности предприятия, т.е. ее эффективность. Прибыль, как главная движущая сила рыночной экономики, обеспечивает интересы государства (за счет налогов), собственников (за счет получения чистого дохода) и персонала предприятия (за счет получения заработанной платы).

Роль прибыли полно отражает эффективность производства, объём и качество произведенной продукции. Роль прибыли является неоднозначной:

  • во-первых, прибыль предприятия - это главная цель деятельности предпринимателя.
  • во-вторых, прибыль предприятия - это экономическая база для государственного развития в целом.
  • в-третьих, прибыль предприятия - это критерий результативности деятельности конкретного бизнеса.
  • в-четвертых, прибыль - это основной внутренний источник, направленный на формирование финансовых ресурсов предприятия, которые обеспечивают его развитие.
  • в-пятых, прибыль - это главный источник для роста стоимости предприятия на рынке.

Так же можно добавить, что прибыль станет важным источником для того, чтобы удовлетворять социальные потребности общества.

Большую роль играет основной защитный механизм прибыли, которым она защищает предприятие от угрозы банкротства.

Помимо этого, стабильная прибыль это дивиденды на вложенный капитал, который играет важную роль в привлечении новых инвесторов и, как следствие, приводит к увеличению собственного капитала предприятия.

Таким образом, эффективность функционирования предприятия определяется его способностью приносить прибыль. Этим объясняется интерес к проблемам прогнозирования и оптимизации прибыли.

Цель курсовой работы: провести анализ методов прогнозирования и оптимизации прибыли.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть эконмическую сущность прибыли предприятия.

2. Рассмотреть систему управления прибылью предприятия.

3. Определить пути оптимизации прибыли предприятия.

Объектом исследования выступает прибыль предприятия.

Предметом исследования явились методы прогнозирования и оптимизации прибыли.

Информационной базой послужили методологические материалы, учебная, научная, методическая литература и проблемные статьи по рассматриваемому вопросу, электронные ресурсы удаленного доступа, статистические данные.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: изучение монографических публикаций и статей, сравнительный метод, аналитический метод.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы управления прибылью предприятия

1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия

Как источник производственного и социального развития, прибыль играет важную роль в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определены тем, насколько доходы превышают затраты. Важную экономическую роль играет не только прибыль, но и убытки. Они указывают на ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Важнейшим показателем при текущем планировании производства, также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности. Он также является и обобщающим критерием экономической эффективности производства. Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, прибыльный), коэффициент экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает применение вещественных, трудовых и валютных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит доход.

Максимизация тренда прибыли и сохранение устойчивого роста является важнейшим условием процветания конкретного предприятия и отечественной экономики в глобальном смысле. На сегодняшний день эта экономическая категория является носителем и отражением основных реалий современного рынка. Она одновременно становится характеристикой экономического эффекта, стимулом к дальнейшему развитию, играет роль источника наполнения бюджетов различного уровня, формирует финансовые ресурсы на предприятии и в государстве в целом.

Прибыль предприятия позволяет увеличить масштабы развития, укреплять позиций на рынках, обновлять и усовершенствовать само предприятие и значительно повышает конкурентный имидж.

Прибыль показывает разницу между финансовыми поступлениями и денежными выплатами, хозяйственная иллюстрирует разницу имущественного состояния изучаемого предприятия в конце и начале расчетного или любого отдельно взятого календарного периода.


Прибыль представляет собой положительную разницу между совокупными доходами и расходами компании на производство, транспортировку и сбыт продукции. Несмотря на многозначность и широту понятия, его используют для определения эффективности работы предприятий, оценки успешности предпринимателя, а также рентабельности производства. Получение прибыли является целью и движущей силой для бизнесменов и инвесторов.

 Прибыль нередко рассматривают в качестве вознаграждения предпринимателя за его труд, оплата которого прямо пропорциональна его управленческому таланту и умению принимать эффективные решения. Такая позиция ставит ее в один ряд с зарплатой работников и арендной платой. С другой стороны, получение доходов было бы невозможным без наличия капитала и прочих факторов производства, поэтому прибыль рассматривается, как нечто самостоятельное и всеобъемлющее.

Таким образом, прибыль может трактоваться исключительно с позиции доходов за вычетом издержек производства и реализации продукции компании. Она существенно отличается от заработной платы, не вписывается в рамки процента на капитал и определяется значительным рядом факторов.

Соотношение дохода и издержек зависит не только от размеров организации, но и от выбранной тактики реализации продукции, умелого руководства, сокращения издержек и многих других факторов. Понятие прибыли невозможно рассматривать в однозначном ракурсе, как вознаграждение предпринимателя за работу или процент на вложенный капитал, оно намного шире и включает совокупность нюансов и методик расчета [1, c. 453-456].

В отчетности компании фигурирует понятие бухгалтерской, валовой и чистой прибыли, каждая из которых рассчитывается согласно базовым схемам учета и отличаются в числовом выражении.

Бухгалтерская прибыль – это разница между принимаемыми к учету доходами предприятия и издержками на производство и транспортировку. Это жесткий показатель, учитывающий только объективные факторы, без учета возможных потерь и упущенных выгод.

Валовая прибыль - показатель, отражающий совокупный доход, полученный от реализации общего объема продукции за вычетом его себестоимости. Объективный показатель, отражающий разницу между рыночной стоимостью производимого товара и стоимостью его производства.

Чистой прибылью называют число, полученное после вычета из валовой прибыли расходов на налоги и социальные отчисления. Из всей бухгалтерской отчетности это самый объективный показатель, показывающий истинную успешность работы предприятия.


В последние годы активно используется и такой показатель, как маржинальная прибыль. Он отражает сумму прибыли, полученную с продажи единицы продукции. С помощью этого инструмента можно легко подсчитать, какие доходы получит предприятие при увеличении объемов производства.

Каждый вид бухгалтерской прибыли несет собственную функцию и объективно выражает прибыль в текущей ситуации, но наиболее весомым показателем, отражающим успешность деятельности предприятия, является экономическая прибыль, при расчете которой учитываются и неформальные факторы, такие как расходы на решение проблем при высоком уровне коррупции, некомпенсированные расходы и упущенные выгоды [4].

Прибыль – широкое понятие, отражающее разницу доходов предприятия и издержки производства. Разные способы расчетов позволяют учитывать все возможные расходы и отчисления, но наиболее объективным остается неформальный показатель экономической прибыли, способный принять к учету факторы, которые не вписываются в бухгалтерскую документации [2].

Невзирая на факт, что получение прибыли является целью предпринимательской деятельности, долгое время ее рассматривали, как чудо экономики, с разных позиций и взглядов. Наибольшее значение обрели теории конъюнктуры и движения рынка, процента на капитал и вознаграждения труда.

Планирование прибыли - это работа, направленная на разработку системы действий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и лучшем использовании в соответствии с задачами и целями развития компании [1, c. 453-456].

Управление процессом, благодаря которому формируется прибыль предприятия, ориентировано на [7, c. 112]:

  • максимизацию размера прибыли в соответствии с ресурсными данными предприятия и рыночными условиями;
  • обеспечение подходящего соотношения между размером формирующейся прибыли и уровнем рисков;
  • выполнение обязательств перед кредиторами, инвесторами, собственниками компании, государственными организациями;
  • приобретение собственных финансовых средств, необходимых для воплощения в жизнь стратегии развития компании;
  • обеспечение подъема рыночной стоимости бизнеса, предприятия;
  • стимулирование персонала и разрешение других вопросов.

Значимой функцией в таком деле, как планирование прибыли, является подсчет плановой прибыли. Размер плановой прибыли обязан быть экономически обоснованным, достаточным для своевременного осуществления в полном объеме абсолютно всех обязательств компании, а также обеспечивать ее беспрерывное развитие.


Планирование прибыли организации предусматривает разработку прогнозов по размеру прибыли и направлениям применения прибыли, текущее и оперативное планирование и распределение прибыли, а также ее формирование и использование. Планирование прибыли организации представляет собой разработку политики управления финансовой прибылью предприятия на несколько предстоящих лет, которая устанавливает систему долгосрочных задач, таких, как планирование и распределение прибыли в соответствии со стратегическим развитием предприятия [13, c. 21-24]

Текущее планирование прибыли и рентабельности предусматривает разработку определенных планов, которые основаны на целевых показателях компании, планируемых объемах финансовой, производственной и инвестиционной деятельности, разработанному комплексу нормативов и норм расходов отдельных типов ресурсов, существующих налоговых ставках, итогах анализа прибыли за предыдущий период.

Формой текущего планирования прибыли является планирование расходов и доходов компании. Оперативное планирование вырабатывания и использования прибыли представляет собою разработку системы бюджетов (так называемое бюджетирование). Бюджет заключает в себе финансовый оперативный план короткого периода (до одного года), который отражает расходы и поступления материальных средств в процессе претворения в жизнь определенных направлений экономической деятельности.

Теоретически и практически разделяют два типа оценки прибыльности компании. Это расчет экономической и бухгалтерской прибыли, различающихся в подходах формулах расчетов. Бухгалтерский учет предполагает совокупный доход предприятия минус явные балансовые затраты.

Расчет экономической прибыли предполагает исключить еще и экономические, неявные издержки. То есть от бухгалтерской прибыли отнимается сумма неявных издержек.

Виды прибыли могут быть следующими (рис. 1):

Рисунок 1. - Виды прибыли

  • Валовая, равная суммам полученной прибыли или убытков компании от реализационных операций всей продукции предприятия, а также проданные и предоставленные услуги, работы, имущество, внереализационные операции. То есть это показатель, насколько эффективно работает производство.
  • Налогооблагаемая прибыль. Показатель, рассчитываемый в налоговом учете на основании законодательных норм. Определяет налогооблагаемую базу.
  • Показатель чистой прибыли или убытков за отчетный период. Основная часть средств, остающихся у компании по завершении уплаты отчислений в бюджет, то есть сюда входят оплата всех налогов, сборов, обязательств. Оставшиеся суммы используются для нужд предприятия, они способствуют развитию производства, привлечению новых технологий, улучшению социальных условий.