Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (1. Теоретические основы управления прибылью предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 507
Скачиваний: 13
Анализ прибыли, то есть анализ финансовых итогов хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства на сегодня как нельзя более актуален и востребован, здесь используются все разнообразие различных подходов и степеней детализации данных и выводов.
Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Важную экономическую роль играет не только прибыль, но и убытки. Они указывают на ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Важнейшим показателем при текущем планировании производства, также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности. Он также является и обобщающим критерием экономической эффективности производства. Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, прибыльный), коэффициент экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает применение вещественных, трудовых и валютных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит доход.
Прибыль, как и любой показатель деятельности предприятия, имеет свои источники формирования.
На практике выделяют три ключевых источника формирования прибыли:
- первым источником является монопольная деятельность предприятия, то есть компания должна выпускать уникальную продукцию и быть одним товаропроизводителем на рынке. Использование такого рода источника в полной мере, дает возможность предприятию постоянно обновлять свои товары. Организация данного вида деятельности должна учитывать антимонопольную государственную политику и рост конкуренции со стороны других товаропроизводителей;
- второй источник касается почти всех компаний, так как связан с деятельностью в сфере производства и предпринимательства. Анализ конъюнктуры рынка и способность к быстрому ее восприятию является залогом эффективного использования данного источника. Главная его задача представлена как проведение соответствующих маркетинговых исследований. Объемы полученной прибыли могут зависеть от правильного выбора производственного направления (производство товаров с высоким уровнем спроса), создания лучших условий реализации товаров и услуг на основе конкуренции, масштабов производственного процесса, низкого уровня производственных затрат;
- третьим источником считают инновационную деятельность предприятия. В его основе лежит обновление и модернизация выпускаемых товаров, их обеспечение конкурентоспособными свойствами, увеличение объемов продаж и, в результате этого, повышение уровня прибыли.
Также, существуют, множество второстепенных источников прибыли, которые являются не менее важными в процессе ее формирования:
- деятельность в сфере инвестиционных вкладов - множество крупных предприятий и организаций, которые имеют стабильные показатели эффективной деятельности, всегда ищут возможность для вложения свободных денежных средств в перспективные и выгодные проекты. Удачное вложение финансовых ресурсов является залогом получения прибыли в значительных размерах. Основной задачей предприятия, при проведении инвестиционной деятельности, является правильный выбор перспективного проекта. Поскольку в инвестировании нуждаются практически все программы с инновационными идеями и технологиями, а выбор более перспективной и надежной из них осуществляется именно предприятиями-инвесторами. При выборе невыгодного инвестиционного проекта предприятие теряет вложенные денежные средства, в результате чего может получить убытки. Все инновации, в которые осуществлялись вклады со стороны предприятия-инвестора, могут использоваться в собственном производстве продукции. Это приведет к снижению себестоимости и улучшению свойств товаров, а также к повышению прибыли за счет увеличения масштабов реализации на основе низкой стоимости этого товара. Главной задачей предприятия является осуществление инвестиционных вложений в собственный производственный процесс. Именно поэтому руководство компании должно уделять особое внимание данному виду деятельности;
- финансовая деятельность - прибылью от данного вида деятельности считаются полученные финансовые доходы за вычетом финансовых издержек. Вся прибыль, которая получена от хозяйственной, производственной или инвестиционной деятельности не может считаться финансовой. Источники прибыли от этой деятельности могут быть в виде полученных процентов за предоставление кредитов и займов, полученных дивидендов за размещение свободных средств в банковских или других учреждениях, операции, связанные с куплей-продажей иностранной валютой и т.д.;
- деятельность в сфере предоставления дополнительных услуг - дополнительные услуги, предоставляемые компанией, могут иметь существенный ценовой уровень. К примеру, компании, которые реализуют технику, могут предоставить свои услуги по ремонту, монтажу и их наладке. Хоть услуги такого характера являются дорогими, но множество покупателей считают это единственным способом в установке крупной и сложной техники. Этот источник прибыли подходит для предприятий, приоритетом которых является получение прибыли, используя различные способы и методы.
Исходя из этого, видим, что получение прибыли предприятий и организаций может осуществляться из любых ее источников. При этом основным заданием компаний является выбор приоритетных и более значимых направлений в формировании прибыли. Выполнение такого рода задач считается залогом эффективной и успешной деятельности предприятий, так как производственные затраты будут полностью покрываться доходной частью. Высокая прибыль предприятий становится результатом повышения уровня заработной платы работников, в следствии этого, государственный бюджет пополняется соответствующими отчислениями. Именно поэтому, не только предприятия заинтересованы в увеличении прибыли, а также их трудовые ресурсы и государственные власти.
1.2. Система управления прибылью организации
На основе понимания важной роли прибыли в развитии организации и обеспечении интересов всех участников бизнеса, необходимо эффективно ей управлять. Решение данной задачи, по мнению И. А. Поляковой, возможно с помощью построения некоторой комплексной системы управления прибылью. Данную систему можно рассматривать как систему управления факторами, влияющими на финансовый результат [5].
В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов управление прибылью рассматривается как системный процесс принятия соответствующих управленческих решений. При этом управление прибылью многими исследователями трактует как целенаправленная деятельность, интегрированная в общую стратегию управления организацией и ориентированная на решение как тактических, так и стратегических задач, при этом предусматривается возможность выбора альтернативных вариантов тех или иных управленческих решения [1].
Стратегическая направленность системы управления прибылью заключена в обосновании перспективных направлений деятельности организации на основе комплексного анализа и оценки состояния рыночной среды, уровня получаемой и перспективной прибыли, возможностей управления прибылью с целью её повышения на основе использования различных внутрифирменных резервов [2,8]. Одним из базовых элементов процесса управления прибылью является разработка нескольких вариантов решения тактических и стратегических задач, а также возможность моделирования альтернативных вариантов в рамках концепции интегрирования процесса управления прибылью в общую систему управления организацией.
Чтобы процесс управления прибылью был эффективным, необходимо выполнение ряда требований:
Управление прибылью, так или иначе, должно вписываться в систему управления. Оно связано невидимой паутиной с менеджментом персонала, производственным менеджментом, а также с инвестиционным и финансовым. Соответственно, любое принятое решение, неважно в какой сфере предприятия, в итоге — повлияет на прибыль. Вот поэтому, так важно, органично вписать в систему управления предприятием, систему управления прибылью.
Управленческие решения, касаемые прибыли, должны рассматриваться как часть единой сообщающейся системы, в которой каждое принимаемое решение формирует стратегию управления. И, следовательно, каждое решение должно обеспечивать эффективность вклада в формирование структуры управления прибылью.
Активная динамика управления. Единожды использованное удачное управленческое решение, касаемое прибыли, далеко не всегда можно применить дважды. Это обусловлено активным изменением факторов, как внешней среды, так и внутренней работы предприятия. Потому так важно иметь активную динамику управления предприятия, способную оценить новые сложившиеся условия и обстоятельства, и проанализировав внешние факторы, ресурсы предприятия, его финансовое положение и многие другие показатели, грамотно отреагировать в сложившейся ситуации.
Возможность выбора управленческих решений. Для подготовки действий формирования, распределения и траты прибыли существует необходимость рассматривать возможные альтернативные варианты управления прибылью. Если существует альтернативный выбор, то управленческое решение принимается исходя из факторов, диктующих политику управления доходами конкретного предприятия.
Бывает так, что в настоящий период, те или иные шаги в управлении сулят весомую прибыль, при этом их концепция идет вразрез с общим стратегическим вектором управления предприятием. От таких решений стоит отказаться, так как они нарушат структуру развития предприятия в целом и пошатнут экономическую базу, влияющую на перспективу получения высоких прибылей.
Исходя из структуры процесса управления прибылью и возложенных на процесс требований, рождаются его задачи и цели.
Основной целью управления является получение максимальной прибыли владельцами предприятия в настоящем и будущем времени. В эту цель также, заложена миссия удовлетворения интересов персонала предприятия и государственный интерес.
Ориентируясь на главную цель, система управления должна решать ряд основных задач:
- Извлекая потенциал ресурсов предприятия и ориентируясь на конъюнктуру рынка, обеспечить максимальную прибыль.
- Сбалансировать уровень прибыли и уровень риска. Эти показатели взаимозависимы. Рассматривается допустимый уровень риска, при котором стратегия управления выбирается по одной из категорий (консервативный, компромиссный или агрессивный).
- Обеспечить качество прибыли за счет реализации резервов роста, включающих инвестирование и увеличение объема выпуска продукции и изучения возможностей расширения ассортимента.
- Выплачивать нужный уровень дохода собственникам на инвестированные средства. Уровень, в случае успешного развития предприятия, не должен быть ниже среднего показателя доходности на рынке капитала. А также собственник должен получать возмещение по инфляции и повышенному предпринимательскому риску.
- Уделяя главное значение развитию самофинансирования предприятия, создавать фонды развития производства, которые будут являться основными финансовыми ресурсами предприятия. Размер прибыли, вкладываемой в фонды, определит потенциал развития предприятия.
- Способствовать возрастанию рыночной стоимости предприятия. Рыночная стоимость прямо зависима от капитализации предприятия. Но внутри каждого предприятия, распределение прибыли на потребление и капитализацию определяется индивидуально, исходя из нужд и задач предприятия. Следовательно, темп роста капитализации будет также — индивидуален.
- Использовать программы участия персонала в прибыли, которые разработаны для стимуляции вклада труда работников в получение прибыли и обеспечение должного уровня их социальной защиты. Программы призваны удовлетворять интересы двух сторон: наемных работников и собственников предприятия.
Не смотря на разнонаправленность некоторых задач, как например — повышение уровня прибыли при понижении уровня рисков, они тесно связаны между собой. Поэтому требуют взаимокоординирования.
Метод управления прибылью предприятия – это один из способов воздействия субъекта управления на объект для достижения нужного результата. Существует следующая классификация методов управления прибылью организации: методы побуждения (экономические); методы принуждения (организационные); методы убеждения (социально-психологические).
Экономические методы управления прибылью основаны на экономических законах, стимулах и рычагах, влияющих на экономические интересы как личности, так и общества в целом [1]. Организационные методы управления базируются на правах и ответственности людей. Представляют собой способы воздействия руководителя на подчиненных с помощью авторитета власти. Выделяют следующие группы методов принуждения (организационные), которые необходимо применять в комплексе: дисциплинирующие; стабилизирующие; распорядительные. Социально-психологические методы управления прибылью организации базируются на развитии общественного мнения относительно нравственных ценностей, таких как: отношение к личности, добро как противопоставлению злу, честность, милосердие и т.д.