Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (1. Теоретические основы управления прибылью предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 13
Выбор метода управления прибылью зависит от формы собственности, масштабов предприятия, его обеспеченности необходимыми ресурсами, политики государства, конъюнктуры рынка и др. Таким образом, чтобы добиться наилучшего эффекта управления прибылью предприятия необходимо применять систему методов, в которой каждый метод управления дополняет и усиливает другой.
Размер получаемой предприятием прибыли зависит от внутренних факторов (эффективность использования ресурсов организации) и внешних (экономическое состояние страны) [4]. Одним из внешних факторов, влияющих на прибыль предприятия, является банковская система страны, которая позволяет производству благоприятно развиваться. В настоящее время, коммерческие банки предоставляют кредиты по завышенным ставкам, а это тормозит развитие экономики страны. Тем самым очевидно, что основными факторами, сдерживающими развитие производства, являются: недостаток финансовых ресурсов, высокий уровень налогового бремени, и неопределенность экономической ситуации. Поэтому необходимо создание законодательной базы, регламентирующей кредитование предприятий банками, создание долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков, снижение кредитных рисков, введение ограничений по кредитным процентам.
Наиболее важный этап в системе управления текущей прибылью ее прогнозирование, для реализации которого необходимо:
- изучать объемы, структуру и тенденции формирования текущей прибыли в прогнозируемом периоде;
- определять цели, задач и методы прогнозирования прибыли;
- разработать прогнозы текущей деятельности, в том числе доходов; затрат; налоговых платежей.
Процесс расчета может быть основан на применении системы «CVP» («издержки, объем реализации, прибыль»). Эта система применяется для расчета всех видов прибыли при условии наличия данных об объемах реализации, постоянных и переменных затратах, налоговых платежей и др.
Важная составляющая частью в механизме управления прибылью - это анализ, который представляет собой процесс, направленный на исследование условий и результатов ее формирования и использования для того, чтобы выявить резервы дальнейшего повышения эффективности управления ею.
Процесс управления прибылью зависит как от использования всего многообразия факторов, равно как и их последствий. Правильное и точное выявление резервов роста прибыли необходимо для ее планирования на перспективный период. Составляя перспективные прогнозы суммы прибыли, организации могут эффективно планировать инвестиционную политику, а также расходы на различные социальные мероприятия и материальное стимулирование своего персонала. Резервы роста прибыли способны оказать серьезное влияние на развитие рыночных отношений, ликвидацию кризисных явлений в экономике. Для обеспечения принятия оптимальных решений по управлению прибылью важно использовать данные не только по бухгалтерской, но и по экономической прибыли для получения полной картины результатов деятельности. Необходимо также помнить, что эффективность управления прибылью организации обусловлена не только способами формирования, но и способами распределения. Одним из направлений распределения прибыли является совершенствование её налогообложения [9]. Поиск резервов роста прибыли, равно как и повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов — одна из важнейших задач любой хозяйственной деятельности. Выявлять и использовать данные резервы на практике можно только на основе тщательного финансового экономического анализа [9].
2. Управление прибылью на предприятии
2.1. Методы прогнозирования прибыли предприятии
Значимой функцией в таком деле, как прогнозирование прибыли, является подсчет плановой прибыли. Размер плановой прибыли обязан быть экономически обоснованным, достаточным для своевременного осуществления в полном объеме абсолютно всех обязательств компании, а также обеспечивать ее беспрерывное развитие.
Прогнозирование прибыли организации предусматривает разработку прогнозов по размеру прибыли и направлениям применения прибыли, текущее и оперативное планирование и распределение прибыли, а также ее формирование и использование. Прогнозирование прибыли организации представляет собой разработку политики управления финансовой прибылью предприятия на несколько предстоящих лет, которая устанавливает систему долгосрочных задач, таких, как планирование и распределение прибыли в соответствии со стратегическим развитием предприятия.
Текущее прогнозирование прибыли и рентабельности предусматривает разработку определенных планов, которые основаны на целевых показателях компании, планируемых объемах финансовой, производственной и инвестиционной деятельности, разработанному комплексу нормативов и норм расходов отдельных типов ресурсов, существующих налоговых ставках, итогах анализа прибыли за предыдущий период.
Рассмотрим различные методы формирования и прогнозирования прибыли.
Метод прямого счета
При данном способе планируемая прибыль на изготовленную продукцию, которая подлежит реализации в ближайшем периоде, определяется как разность между расходами и доходами по всем направлениям работы компании. При использовании данного способа необходимо принимать во внимание прибыль в остатках изготовленной продукции на начало и окончание планового периода. Данный способ планирования прибыли показывает наилучшую эффективность при выпуске не очень большого ассортимента продукции.
Способ прямого счета применяют при обосновании образования нового или расширения функционирующего предприятия либо при исполнении какого-либо проекта. Одной из разновидностей способа прямого счета выступает финансовое планирование прибыли, где применяются методы планирования прибыли поассортиментно (то есть, подразумевается определение прибыли по всякой ассортиментной группе).
Преимуществом способа прямого счета считается его простота. Но его целесообразно применять, когда необходимо продумать финансовое планирование прибыли на небольшой срок [12].
Расчет осуществляется по основной формуле нахождения прибыли:
П = Выручка - С/С - Налоги (НДС, акцизы), (1)
где П - прибыль от реализации продукции, руб.;
С/С - себестоимость, руб.
Достоинства: точность и объективность.
Недостатки: трудоемкость, при наличии большой номенклатуры данный метод становится невозможным для применения.
Метод прямого счета предполагает определение прибыли по товарному выпуску и по объему реализуемой продукции предприятием.
Рассмотрим пример расчета прибыли методом прямого счета.
Таблица 1 – Исходные данные для расчета прибыли
№ |
Показатель |
Сумма |
1 |
Плановый объем продаж - по отпускным ценам - по полной себестоимости |
313075 199858 |
2 |
Доходы от внереализационных операций - доходы по ценным бумагам -доходы от долевого участия в деятельности других предприятий |
610 510 |
3 |
Операционные расходы - от прочей реализации - амортизация и обслуживание имущества сданного в аренду |
89 200 |
4 |
Операционные доходы - от прочей реализации - арендные платежи |
500 800 |
5 |
Внереализационные доходы |
4500 |
6 |
Внереализационные расходы |
2300 |
1. Определим прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде
Птп = 313075 - 199858 = 113217
2. Определим прибыль на реализуемую продукцию
Прп = 113217 + 1300 - 289 + 4500 - 2300 = 116428
Нормативный метод
Нормативный метод предполагает формирование прибыли на основе системы разнообразных нормативов, таких как норма прибыли на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализованной продукции и т.д.
Достоинства: точность расчетов, возможность планировать и прогнозировать.
Недостатки: трудоемкость, не сможем оценить уровень цен (возможен только при стабильном производстве).
Метод экстраполяции
Метод экстраполяции представляет собой анализ динамики за несколько лет, выявление общих тенденций в формировании прибыли и прогноз ее на новый плановый период. Данный метод эффективен для обоснования технико-экономического плана или проекта.
Метод, основанный на эффекте производственного рычага (операционного рычага) - CVP анализ. Этот метод планирования базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается материальная прибыль. Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы не получая прибыли и без убытка.
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные, и условно-переменные, и расчете маржинальной прибыли.
Выручка – Переменные затраты = Прибыль + Постоянные затраты (2)
Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат - прибыль или убыток.
Точка безубыточности - это такой объем выручки при котором предприятие не получаем ни прибыли, ни убытка.
Рисунок 2 - Точка безубыточности
Прямые 1-3 показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.
Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по формуле:
Маржинальная прибыль / Прибыль = Сила воздействия (3)
Рассмотрим пример расчета прибыли методом экстраполяции.
Таблица 2 – Исходные данные для расчета прибыли
№ |
Показатель |
Сумма |
1 |
Выручка от реализации |
500 (100%) |
2 |
Переменные затраты |
250 (50%) |
3 |
Маржинальная прибыль |
250 (50%) |
4 |
Постоянные затраты |
100 (20%) |
5 |
Финансовый результат |
150 |
Производим вычисление процента маржинальной прибыли к выручке от реализации:
(250 : 500) * 100% = 50 млн. руб.
Определяем точку безубыточности как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации:
(100 : 50) * 100% = 200 млн. руб.
Эффект операционного рычага рассчитаем по формуле, которая была приведена ранее:
250 : 150 = 1,67
Получим, что при изменении выручки происходит изменение прибыли в пропорции 1 к 1,67. Если предприятие сможет увеличить выручку от реализации на 10% (550 млн. руб.), это приведет к увеличению прибыли на 1,67% и предприятие будет иметь 250,5 млн. руб. прибыли, а не 150 млн. руб.
2.2. Пути оптимизации прибыли предприятия
Задача каждого предприятия - это получение максимальных выгод, при минимальном уровне затрат. Это даёт возможность оставаться на плаву, быть конкурентно-способными и занимать высокий рейтинг в условиях рыночных отношений.
Компании, которые вступают в отношения на рынке товаров, считаются товаропроизводителями. Предприятия, определив стоимость товара, продают его покупателям, и получают за это денежную выручку, которая еще не является чистой прибылью.
Существует такое понятие, как себестоимость продукции, которая включает в себя все затраты на производство и продажу товаров и услуг.
Обстоятельства получения и неполучения прибыли:
- если количество денежных средств полученных после реализации продукции превышают себестоимость, то предприятие получает прибыль от хозяйственной операции;
- если же полученные денежные средства равны себестоимости, то прибыль отсутствует, так как удается покрыть только производственные издержки и издержки, связанные с реализацией товаров и услуг;
- если денежные затраты превышают полученные денежные доходы, то предприятие несет убытки. Систематическое повторение таких ситуаций может привести компанию к разорению.
Категория, к которой относится понятие «прибыль», для экономики и предпринимательской деятельности, является очень важной, так как компании не имеющее прибыли абсолютно не рентабельны и не экономичны.
Основной сущностью предпринимательской деятельности является получение прибыли, именно это и считается главным источником ее формирования.
Прибыль предприятия представлена, своего рода, стимулом и имеет двойственное значение:
- в некоторых ситуациях, прибыль определяется как совокупность стимулов проведения деятельности в сфере предпринимательства (к примеру, в социальной экономике рыночных отношений каждый субъект может получить свое вознаграждение: предприниматель - в виде прибыли, а рабочая сила - в виде заработной платы);
- также в ситуациях, при которых прибыль представлена в виде эксплуататорской сущности предпринимательства, которая связана с возможностями предпринимателя (на основе частного предпринимательства и собственности на производственные средства и капитал) присвоить конечный результат чужих стараний. Объем полученной прибыли в любом случае очень тесно связан с уровнем заработной платы. Поскольку, частный предприниматель может уменьшить размер заработной платы для увеличения объемов прибыли. В таких случаях и раскрывается эксплуататорская сущность прибыли.