Файл: Влияние кадровой стратегии на работу организации на рынке труда (Исследования кадровой стратегии ППАО «МТС» на положение на рынке труда).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования положения предприятия на рынке труда
1.1. Понятие и структура рынка труда
1.2. Конкуренция работодателей на рынке труда
Глава 2. Исследования влияния кадровой стратегии ППАО «МТС» на положение рынке труда
2.1. Анализ организации и ее кадрового состава
2.2. Оценка влияния кадровой стратегии ПАО «МТС» на имидж на рынке труда
Введение
Актуальность. Долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами является одной из наиболее актуальных задач для современного предприятия. Существенной характеристикой современного рынка труда является дефицит опытных высококвалифицированных кадров, возможностью делать карьеру за рубежом или в столице. Предложение более высокого уровня заработной платы в определенной степени может содействовать решению указанной проблемы, но, действуя в условиях конкуренции, предприятия ограничены в возможностях материального стимулирования. В подобной ситуации привлечение персонала должно стать отдельным бизнес-процессом, построенным на принципах маркетинга. В связи с этим актуальным является влияния кадровых стратегий на положение организации на труда.
Цель работы - является исследование влияние кадровой стратегии на работы организации на рынке труда на примере ППАО «МТС».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследовать понятие рынка труда;
- рассмотреть конкуренцию работодателей на рынке труда;
- исследовать имидж ППАО «МТС» как работодателя и кадровую стратегию организации;
- разработать практические рекомендации по оптимизации кадровой стратегии с учетом формирования позитивного имиджа ППАО «МТС» на рынке труда.
Объект исследования – ППАО «МТС».
Предмет исследования: влияние кадровой стратегии на положение организации на рынке труда.
Теоретической и методологической основой исследования явились исследования, посвященные рынку труда и положению организации на рынке труда. В качестве инструментария использовались анкетирование, табличные формы визуализации статистических данных.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования положения предприятия на рынке труда
1.1. Понятие и структура рынка труда
Внешний рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между организациями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие организации[1].
Внутренний рынок труда – это социально-экономическая система (институт), ограниченная рамками одной организации и имеющая свои административные правила и процедуры. Различия моделей внутреннего и внешнего рынков труда представлены в табл. 1.
Таблица 1
Различие моделей внутреннего и внешнего рынков труда[2]
Признаки |
Внутренний рынок труда |
Внешний рынок труда |
1 |
2 |
3 |
Система производственных |
Движение кадров внутри предприятия или по горизонтали, когда работник перемешается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям прежнему, или по вертикали, на более |
Мобильность рабочей силы между |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Модель профобразования |
Подготовка работников по профессиям, специфическим для данной фирмы. |
Ориентация на законченную |
Организация |
Профсоюзные организации создаются и функционируют внутри компании |
Организация профсоюзов строится по отраслевому и профессиональному признакам |
Сфера занятости |
Менее подвержен безработице, так как при сокращении производства рабочих либо перемешают на другие рабочие места, либо сокращают продолжительность рабочего времени, сохраняя кадры на предприятии |
В большей степени подвержен |
П. Доринджер и М. Пайор настаивают на взаимосвязи внешнего и внутреннего рынков труда, так как переход от одного к другому осуществляется на определенном уровне классификации рабочих мест, представляющем собой входные «ворота» внутреннего рынка труда. Тем самым, эти рабочие места защищены от воздействия конкурентных сил со стороны внешнего рынка. Значимым в концепции П. Доринджера и М. Пайора является обоснование отличительных черт внутреннего и внешнего рынка труда. «Внутренние рынки труда определяют отношения, связанные с существующей квалификацией и, соответственно, занятостью и служебным продвижением. Внешние рынки касаются формирования новых отношений занятости: поиска места работы, найма работников. Это означает, что первые характеризуются как рынки «запасов», а вторые - как рынки «потоков» [3].
В целом, Доренджер и Пайор определили, что наряду с неким внешним рынком труда, подобным рассматриваемому экономической теорией конкурентному рынку, крупные предприятия создают свои внутренние рынки труда. Последние в значительной степени отгорожены от внешнего конкурентного рынка и не подвержены его спонтанным колебаниям[4].
При анализе основных признаков внешнего и внутреннего рынков можно выявить их взаимосвязь (табл. 2).
Таблица 2
Признаки, характеризующие внешний и внутренний рынки труда[5]
Признак |
Внешний рынок труда |
Внутренний рынок труда |
1 |
2 |
3 |
Соотношение стоимости и количества труда |
Заработная плата и количество труда определяются рыночными силами |
Заработная плата и количество труда определяются частично рыночными силами, но в большей степени административными правилами и процедурами |
Конкуренция |
Рыночная конкуренция |
Замена внешней конкуренции внутренней |
Мобильность рабочей силы |
Межфирменная мобильность |
Внутрифирменная мобильность, карьерный рост |
Действие контрактов найма |
Отсутствие долгосрочных |
Контрактные долговые отношения, что снижает трансакционные издержки фирмы |
Принятие решения |
Найм определяется зарплатными факторами |
Найм определяется специфичностью механизма подстройки с помощью механизмов рутины, |
Вход на рынок |
Свободный |
Определен местами «входного уровня» |
Сегментирование |
Сегментирование рынка |
Сегментирование рынка на «кадровое ядро» и «кадровую периферию» |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
Баланс согласованности работника и работодателя |
Численность и зарплата |
Существующие неформальные институты предполагают высокую степень личной зависимости работника и допустимость субъективизма со стороны работодателя |
Сбалансированность рабочих мест |
Носит долгосрочный характер |
Носит краткосрочный характер |
Гибкость |
Изменение количества |
Изменение количества, стоимости труда, рабочего времени, мотивации, незарплатных факторов |
Организация на внешнем рынке труда является покупателем рабочей силы и влияет на ее спрос. В организации реализуется механизм потребления использования рабочей силы, определяется ее цена, структура и стоимость затрат на ее воспроизводство. В то же время организация выступает в качестве поставщика на региональный рынок труда рабочей силы и оказывает влияние на цену рабочей силы на внешнем рынке труда. Ситуация на внешнем и внутреннем рынках труда организации характеризуется уровнем сбалансированности, в связи с изменениями спроса и предложения.
1.2. Конкуренция работодателей на рынке труда
Как отмечают многие исследователи, рынок труда как экономическое понятие долгое время понималось как явление, относящееся к капиталистическим странам, а безработица – как результат рыночных взаимодействий (на рынке труда), как результат некой борьбы между трудом и капиталом. Сфера труда является важнейшей областью социально-экономического развития жизни общества. Сфера содержит совокупность рабочей силы, а также ее использование на рынке труда, в конкретных производствах. Содержание понятия «конкуренция» применительно к рынку труда исследуют многие ученые[6].
Категория «конкуренция» на рынке труда – представляется как соперничество возможностей у различных участников рыночных взаимоотношений на предмет более выгодных условий купли и продажи услуг трудовой деятельности. Конкуренцию определяют также как «запускное устройство» механизма саморегулирования спроса и предложения в условиях рыночной связи партнеров трудовых отношений. Конкурентоспособность укрепляется при установлении научно обоснованных рыночных ориентиров[7]. И действительно, конкуренцию можно признать борьбой между участниками на рынке труда, в результате которого образуется некий баланс предложения и спроса, когда цена трудовых услуг практически равна их стоимости. А услуга сегодня признается исследователями как рыночный продукт[8]. Рассматривая некую отрасль, в рамках которой стоимость за труд увеличена, следовательно, рост конкуренции среди бизнес-структур обеспечивает рост предложения услуг на рынке труда, а это приводит к снижению цены до ее стоимости. Значимость этого элемента механизма саморегулирования рынка обсуждали классики. Так, неоклассик Ф. Хайек под конкуренцией понимал некую «обнадеживающую процедуру», процесс выявления происходящих регулярно изменений в системе индивидуальных предпочтений, поиска инновационных производственных процессов, инновационных продуктов, способ некоторого «прорыва в будущее», который связан с неким риском и непредсказуемыми результатами[9]. Как итог таких результатов, на практике – часто негативного проявления говорит не о разрушительном характере конкуренции как таковой, а о том, что процессы в экономике проясняются и определяются всегда в условиях изменений и неопределенности. Ф. Хайек отмечал: «Конкуренция представляет ценность только потому и только в той мере, в какой ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал или мог рассчитывать. Эффект конкуренции состоит в том, что некоторые ожидания и намерения не оправдываются»[10]. Конкуренция сопровождается многими экономическими правилами. В качестве главных условий обозначают: «общая хозяйственная обособленность каждого участника отношений» или в полной мере свобода участников трудовых взаимоотношений в вопросах предложения и спроса рабочей силы[11]. Борьба интересов различных субъектов рыночных отношений развивается по многим направлениям, а отношения «борьбы» вовлечены продавцы рабочей силы за лучшие условия предлагаемых трудовых услуг. Это профессионалы в своей области, работающие над повышением и своей конкурентной позиции. Их услуги нередко являются социально-важными. А, как известно, социальные услуги весьма значимы для каждого жителя общества в целом[12]. Стоит сказать об еще одном направлении, по которому возникает предмет конкурентной борьбы, - это приобретатели трудовых услуг. Бизнес-структуры, выступающие в роли приобретателей, желают приобрести продукт (в нашем случае – продукт трудовой деятельности) как можно по более низкой цене, то есть предоставить меньший объем заработной платы или обеспечить наименее выгодные для современного работника условия осуществления его труда. Выигрывает на рынке тот (ранее потенциальный работодатель), чье предложение соответствует большей цены, в сравнении с установленной на рынке. Жесткое соперничество среди конкурентов возникает в результате противостояние наемных работников и работодателей, находящихся (расположенных) в отношении уровня цен товара, рабочей силы, на разных позициях. Выигрывает тот субъект рыночных отношений, кто сумеет предложить противоположной стороне свои условия, получив положительный результат на это предложение. В итоге всех этих «соревновательных состязаний» в каждый данный момент и в конкретных условиях на рынке труда образуется некая общая цена, которая выражается в заработной плате на рабочую силу, обладающую одними и теми же качественными характеристиками.
Таким образом, конкуренция является той силой, которая уравновешивает и балансирует рыночную силу на рабочую цену. Эту конкуренцию называют ценовой. Определить ее можно так: ценовая конкуренция – это рыночная борьба, в основе которой лежит заработная плата. Кроме ценовой выделяют неценовой вид конкуренции, который характеризуется ситуацией, когда для продавцов имеет важность престижность рабочего места и благоприятные внутренние условия труда, а со стороны покупателей трудовых услуг – особые навыки работника, совокупность его профессиональных возможностей и индивидуально-личностных психологических качеств.
Несомненно, многие черты концепции рынка труда уже установились, но нередко они корректируются и дополняются в процессе научных обсуждений различными учеными. Острые проблемы в области занятости и рынка труда, на наш взгляд – это итог контроля над рыночными изменениями, гибкости субъектов рыночных отношений, их умение адаптироваться по меняющиеся запросы рынка. В будущем увеличение проблем безработицы неизбежно и в случае углубления рыночных изменений, хотя конкретные проявления, возможности и пути решения данных проблем в том и другом случае будут не одинаковыми. В первом случае может увеличиться безработица. В тоже время при усилении рыночных преобразований и формирования рынка труда, рыночные механизмы регулирования будут увеличивать свое воздействие на уровень занятости, приближая его к нормализированному. Во втором случае – крупный отказ от использования рыночных механизмов, государственное управление экономикой вместо ограниченного государственного регулирования.
Спрос на труд - это потребность работодателей в обеспечении занятости вакантных рабочих мест. Но оценки категорий, составляющих спрос, различны. Спрос на труд предъявляют работодатели, и он складывается из разновидностей вакансий и количества работников, не устраивающих работодателя, так же спрос на труд представляют работодатели, нанимающие работников. Поскольку наем рабочей силы уже произошел, то взаимодействия работодателя и работника переходят уже из рынка труда, в сферу использования рабочей силы, в сферу труда.
Спрос формируется как отношение необходимости экономики в рабочей силе и выражает потребность субъектов бизнес-сообщества в корнеты период времени, в результате сложившихся усилий, в привлечении рабочей силы. По периоду времени занятости можно выделить следующие составляющие спроса на рынке труда: