Файл: Влияние кадровой стратегии на работу организации на рынке труда (Исследования кадровой стратегии ППАО «МТС» на положение на рынке труда).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования положения предприятия на рынке труда
1.1. Понятие и структура рынка труда
1.2. Конкуренция работодателей на рынке труда
Глава 2. Исследования влияния кадровой стратегии ППАО «МТС» на положение рынке труда
2.1. Анализ организации и ее кадрового состава
2.2. Оценка влияния кадровой стратегии ПАО «МТС» на имидж на рынке труда
1. спрос на рабочую силу с кратковременной занятостью – до 1 месяца;
2. спрос на постоянную рабочую силу с частичной занятостью;
3. спрос на временную рабочую силу с неполной или полной занятостью;
4. спрос на постоянную рабочую силу с полной занятостью.
Спрос на труд характеризуется склонностью к достаточно частым изменениям под воздействием многих факторов, которые являются одним из основных вопросов в научном споре и предметом разногласий в экономических теориях. По классическим законам рынка, спрос на рабочую силу зависит от уровня заработной платы принятого работника: с ростом заработной платы спрос на трудовые услуги имеет тенденцию к падению, и нПАОборот. Так, согласно А. Пигу, «если нарушается «справедливый предел» заработной платы, увязываемый с созданием чистого продукта, создаваемого трудом (иначе говоря, если заработная плата повышается), то уменьшается вознаграждение других факторов производства, и для восстановления справедливости капиталист вынужден сократить предложение товаров (сократив зПАОдно и часть рабочих), чтобы вызвать впоследствии повышение спроса»[13].
Важность этого фактора отмечают и другие ученые, если в силу каких-либо причин внешних или внутренних условий, произошел ощутимый рост заработной платы, то в результате этого будет отмечен рост издержек, рост цены выпускаемой продукции и в дальнейшем, упадок спроса на нее, а, в итоге и сокращение спроса на труд. Сегодня в теории выделяют три группы трудоспособного населения, создающего предложение на рынке труда, это – высвобождаемое, незанятое и та часть занятых, которая потенциально желает изменить вид уже осуществляемой деятельности.
Следует отметить, что предложение трудовых услуг находится во взаимозависимости с изменениями заработной платы, на что сегодня указывают многие экономисты. Увеличение заработной платы на рынке труда привлекает и активизирует потенциальных работников, занятых в других областях экономики, и работников, которые ранее не были задействованы на рынке труда; предложение труда находится в прямой зависимости от величины заработной платы; предложение зависит от величины заработной платы, как правило, продавцы на рынке труда стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы[14]. Эренберг, Смит указывают на такие факторы, как нестабильность заработной платы, воздействие профсоюзов, занятость в государственной экономике, законы о минимальной заработной плате. На взгляд П. Самуэльсона[15] предложение труда определяется такими показателями, как:
1) численность населения;
2) наличие самодеятельное населения;
3) среднее число часов, отработанных работниками за конкретный период;
4) квалификацией и, в конечном счете, качеством выполняемого труда.
Многие экономисты, в дополнение к вышеперечисленным, добавляют производительность труда, ситуацию в кредитной финансовой и налоговой системе, задачи профсоюзов, религиозные и культурные традиции; выбор людей в отношении способов использования доходов, не денежные аспекты труда; демографические, а также связанные с образованием, профессиональной подготовкой факторы.
Как отмечает В. В. Лобанова в своем исследовании[16]: научное осмысление кадрового менеджмента как части менеджмента организации, разработка и внедрение технологий кадрового менеджмента будут способствовать созданию в российских организациях и на предприятиях эффективной системы кадрового менеджмента, что, несомненно, приведет к повышению эффективности их деятельности и росту конкурентоспособности. Стоит согласиться с данным утверждением, а также стоит согласиться и с тем ее утверждением, что обретение управлением человеческими ресурсами стратегического измерения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом. Ответственность за реализацию более активной мировой политики возлагается также и на линейных менеджеров, руководителей структурных подразделений.
Исследуя вектор развития трудовых отношений, следует констатировать факт ускорения процессов развития на рынке. Ужесточаются требования к потенциальным работникам, совершенствуется уровень подготовки специалистов, все большее количество профессионалов занимаются саморазвитием, вкладывают финансовые, временные, трудовые ресурсы в «себя», формируя и совершенствуя свои компетенции. На практике российские бизнес-структуры все чаще сегодня перенимают методы оценки персонала у западных компаний, которые отличаются более высоким уровнем требований к принимаемым на работу сотрудникам.
В итоге анализа мы можем сделать вывод о том, что в результате эффективного функционирования и уровня развития рынка труда реализуется процесс воспроизводства, объединяются все разнообразные интересы субъектов отношений. А возникающие проблемы и их преодоление субъектами, формирует новый уровень развития рыночных отношений отечественного рынка труда.
Выводы.
Внешний рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между организациями.
Организация на внешнем рынке труда является покупателем рабочей силы и влияет на ее спрос. В организации реализуется механизм потребления использования рабочей силы, определяется ее цена, структура и стоимость затрат на ее воспроизводство. В то же время организация выступает в качестве поставщика на региональный рынок труда рабочей силы и оказывает влияние на цену рабочей силы на внешнем рынке труда.
Среди организаций на внешнем рынке труда существует конкуренция.
Выигрывает на рынке тот работодатель, чье предложение соответствует большей цены, в сравнении с установленной на рынке. В основе ценовой конкуренции лежит заработная плата, а также различные материальные льготы. Кроме ценовой выделяют неценовой вид конкуренции, который характеризуется ситуацией, когда для работников имеет важность престижность рабочего места и благоприятные внутренние условия труда.
Глава 2. Исследования влияния кадровой стратегии ППАО «МТС» на положение рынке труда
2.1. Анализ организации и ее кадрового состава
ПАО «МТС» создано в октябре 1993 г. ПАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Teleкom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как Закрытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы». Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям — 47%. В конце 1996 г. ОПАО АФК «Система» приобрело пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens. В 2000 г. в результате слияния Закрытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» и Закрытого акционерного общества «Русская Телефонная Компания» было образовано ПАО «Мобильные ТелеСистемы».
ПАО «МТС» специализируется на предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи. Целью хозяйственной деятельности Общества является получение прибыли путем планирования, маркетинга и эксплуатации сотовой мобильной сети радиотелефонной связи на территориях, указанных в лицензиях, выдаваемых Министерством связи Российской Федерации.
ПАО «МТС» является крупнейшим оператором сотовой связи России, Восточной и Центральной Европы по количеству абонентов. Услуги ПАО «МТС» доступны во всех регионах России. По состоянию на 31 декабря 2016 г. МТС предоставляет услуги 101 млн. абонентов в разных регионах и странах.
В ПАО «МТС» действует матричная система управления, при которой стратегические и операционные функции разделены между корпоративным центром, бизнес-единицами, макрорегионами и филиалами (рис. 1). Корпоративный центр определяет общую стратегию Компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления; бизнес-единицы отвечают за выполнение плановых показателей; макрорегионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. Сегодня действуют восемь макрорегионов МТС, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах РФ.
Рисунок 1 – Матричная система управления ПАО «МТС»[17]
Динамика численности персонала ПАО «МТС Россия» представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика численности персонала ПАО «МТС» (по «МТС Россия») в 2014-2016 гг.[18]
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темп роста, % |
|
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Численность персонала, чел. |
21 817 |
21 716 |
21 619 |
99,99 |
99,55 |
В том числе высший менеджмент, чел. |
15 |
15 |
15 |
100,00 |
100,00 |
средний менеджмент, чел. |
942 |
942 |
940 |
100,00 |
99,79 |
Руководители младшего звена и рядовые сотрудники, чел. |
20 860 |
20 759 |
20 664 |
99,52 |
99,54 |
По данным таблицы 3 видно, что численность персонала предприятия в 2014-2016 гг. сокращалась. В 2015 г. она уменьшилась на 101 чел., или на 0,1 % относительно 2014 г., а в 2016 г. еще на 97 чел., или на 0,45 %. Снижение численности персонала происходит в рамках оптимизацией численности сотрудников. Отметим, что сокращение численности в основном произошло за счет руководителей младшего звена и рядовых сотрудников.
ПАО «МТС» стремится поддерживать сбалансированную по полу и возрасту структуру коллектива, так как подобный подход позволяет компании сохранять здоровый внутрикорпоративный микроклимат, обеспечивать стабильность персонала, а также сохранять и передавать профессиональный опыт.
Структура персонала по возрасту представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура персонала ПАО «МТС» (по «МТС Россия») в 2014-2016 гг. по возрасту[19]
Возраст работников |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изменение (+, -) |
|
2015/2014 |
2016/2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высший менеджмент |
|||||
До 35 лет, чел. Процент в общей численности |
1 0,00 |
1 0,00 |
1 0,00 |
- - |
- - |
26-45 лет, чел. Процент в общей численности |
11 0,05 |
10 0,05 |
10 0,05 |
-1 - |
- - |
Более 45 лет чел. Процент в общей численности |
3 0,02 |
4 0,02 |
4 0,02 |
1 - |
- - |
Средний менеджмент |
|||||
До 35 лет, чел. Процент в общей численности |
390 1,79 |
390 1,79 |
388 1,79 |
- - |
-2 - |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
26-45 лет, чел. Процент в общей численности |
340 1,56 |
338 1,56 |
340 1,57 |
-2 - |
2 0,01 |
Более 45 лет чел. Процент в общей численности |
212 0,97 |
214 0,99 |
212 0,98 |
2 0,02 |
-2 -0,01 |
Руководители младшего звена и рядовые сотрудники |
|||||
До 35 лет, чел. Процент в общей численности |
14624 67,03 |
14618 67,31 |
14620 67,63 |
-6 0,28 |
2 0,32 |
26-45 лет, чел. Процент в общей численности |
3097 14,19 |
3099 14,27 |
3040 14,06 |
2 0,08 |
-59 -0,21 |
Более 45 лет чел. Процент в общей численности |
3139 14,39 |
3042 14,01 |
3004 13,90 |
-97 -0,35 |
-38 -0,11 |