Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Глава 1.Международные валютные правоотношения).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Международные валютные правоотношения
1.1 Правовые основы международных расчетов
1.2 Правоотношения по документарному валютному аккредитиву
1.3 Правоотношения по документарному инкассо
Глава 2. Международная валютно-финансовая система
2.1 Международные расчеты: особенности и формы
2.2 Международные способы оплаты
2.3 Таможенный транзит: упрощенная схема прохождения от ICC
Глава 3. Механизм валютных расчетов через платежные системы
3.1 Механизм расчетов через платежные системы
3.2 Классификация платежных и расчетных систем
Введение
Актуальность исследования. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование валютно-финансовых отношений обусловлено активизацией позиций государств по защите национальных валютно-финансовых систем и финан- совых рынков в условиях противодействия мировым финансовым кризисам. Интенсивно развивающиеся процессы глобализации в условиях отсутствия золотого стандарта усиливают нестабильность мировой валютной системы, усложняют формы взаимодействия государств в валютной сфере и определяют многообразие международных организационно-правовых мер по формированию валютных союзов.
Доктрина международного валютного и банковского права тесно связана с внешнеполитическими доктринами государств о внешней и внутренней валютной политике в целях обеспечения национальной, между- народной и региональной финансово-экономической безопасности и валютно-финансовой стабильности.
ООН в последние годы предпринимает системные меры по расширению своего влияния на реформу мировой валютно-финансовой системы, проводя под своей эгидой саммиты «Группы двадцати», Всемирные конференции ООН по финансовому развитию (например, в 2015 году в Адис-Абебе), международные обсуждения правовых оснований реформирования МВФ и Всемирного банка. Несмотря на то, что система норм и принципов правового регулирования международных валютно- финансовых отношений базируются на комплексе публично-правовых финансовых и гражданско- правовых обязательственных отношениях по осуществлению публичными и частными субъектами международных валютных операций, она давно тре- бует унификации и кодификации. Это должно происходить как в рамках международных универсальных и «модельных» конвенций ООН по обеспечению финансирования развития и мировой финансовой стабильности, так и в рамках модельных актов, соглашений интеграционного валютного права межгосударственных региональных сообществ, союзов и объединений (например, Соглашение государств СНГ «Об основах принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ от 18 ноября 2012 года.
Такой подход обеспечит системность норм и принципов международного валютного права как основного «механизма» и «гаранта» противодействия мировым финансовым кризисам.
До 2010 года Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка являлись реально действующим центральным организационно-правовым механизмом ООН по координации международной валютно-финансовой системы, обеспечивающим мировой валютно-финансовый, кредитно-расчетный и инвестиционный правопорядок. Однако финансовые проблемы «основного кредитора и координатора» МВФ, Федеральной Резервной Системы США, а также «неспособность» МВФ «содействовать» решению долговых проблем развивающихся стран привели к потере доверия к МВФ у большинства стран мира.
Цель исследования ˗ провести сравнительную харакеристику валютной системы России и зарубежных стран.
1.Рассмотреть правовые основы валютных расчетных правоотношений.
2. Проанализировать международную валютную систему.
3. Выявить особенности механизма расчетов через платежные системы.
Объект исследования ˗ валютная система.
Предмет исследования ˗ международные расчеты.
Глава 1. Международные валютные правоотношения
1.1 Правовые основы международных расчетов
Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят 27.06.2011 и опубликован в «Российской газете» (N 139. 30.06.2011), «Парламентской газете» (N 32. 01 - 07.07.2011); Собрании законодательства РФ (04.07.2011. N 27. Ст. 3872).
В ст. 3 вышеуказанного ФЗ даются легальные определения понятий «национальная платежная система» и «платежная услуга»:
- национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)[1];
- платежная услуга - услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.
Субъектам оказания платежных услуг посвящена глава 3 ФЗ N 161. К ним относятся:
- операторы по переводу денежных средств (Банк России, кредитные организации, Внешэкономбанк), которые оказывают услуги по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2], Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития», - включая операторов электронных денежных средств;
- банковские платежные агенты (субагенты), которые участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств (банковскими платежными агентами) в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона N 161-ФЗ;
- организации федеральной почтовой связи. Оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи»;
- платежные агенты. Оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Таким образом, Федеральный закон N 161-ФЗ закрепляет за каждым из субъектов определенный вид услуги, что объясняет логику установленного Федеральным законом N 162-ФЗ[3] в Федеральном законе N 103-ФЗ[4] запрета для кредитных организаций выступать в качестве операторов по приему платежей и платежных субагентов[5].
ФЗ «О национальной платежной системе» содержит ряд норм, касающихся условий оказания услуг по переводу денежных средств:
- установлен срок (не более трех рабочих дней) осуществления перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств (где в соответствии с ч. 11 ст. 7 требуется незамедлительность), начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ч. 5 ст. 5)[6];
- установлены моменты наступления безотзывности, безусловности и окончательности перевода денежных средств, что непосредственно влияет на обязательства клиентов и банков (ч. 7 - 11 ст. 5):
- БЕЗОТЗЫВНОСТЬ перевода денежных средств наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета;
- БЕЗУСЛОВНОСТЬ перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий;
- МОМЕНТ наступления ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ перевода денежных средств может быть разным. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.
В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, - в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований норм о платежном клиринге и расчете в платежной системе.
При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности;
- установлена обязанность оператора по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств (ч. 12 ст. 5);
- установлена обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений и подтверждений при выполнении процедур приема к исполнению распоряжений и их исполнения (ч. 5 - 8, 11 ст. 8);
- установлено право клиента до наступления безотзывности перевода денежных средств отозвать распоряжение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором (ч. 9 ст. 8);
- установлен запрет для оператора по переводу денежных средств на удержание вознаграждения (при его взимании) из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (ч. 10 ст. 8)[7].
Рассмотрев условия оказания платежных услуг, автор считает необходимым обратить внимание на срок перевода денежных средств. Нельзя проигнорировать точку зрения М.А. Голубитченко по данному вопросу: «Возникает вопрос о том, как указанный срок может быть обеспечен, учитывая при этом правила ст. 849 ГК РФ, устанавливающие сроки операций по банковскому счету, а также то обстоятельство, что в осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (посредники в переводе)»[8].
Основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение стабильности национальной платежной системы и ее развитие (ч. 1 ст. 31 ФЗ N 161). Рассмотрим оба элемента по отдельности.
Надзор в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований ФЗ «О национальной платежной системе» и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России[9].
При осуществлении надзора Банк России анализирует документы и информацию (в том числе данные отчетности), которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платежных систем, а также организации и функционирования платежных систем; проводит инспекционные проверки поднадзорных организаций; осуществляет действия и применяет меры принуждения в случае нарушения поднадзорными организациями требований ФЗ N 161 или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. РФ вправе запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные.