Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Функции и роль финансовых кризисов в экономике
1.1 Кризисы: причины и последствия
1.2 Первые западные экономические санкции
1.3 Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических кризисов
Глава 2. Влияние санкций на финансовые кризисы
2.1 Чувствительность России к экономическим санкциям
Введение
Актуальность исследования. В связи с известными событиями на Украине в 2014 году некоторые государства «золотого миллиарда» (Австралия, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, США, Швейцария, Япония) и их интеграционное объединение (Европейский Союз, далее - ЕС) ввели экономические санкции против ряда российских граждан и юридических лиц. По состоянию на 16 июля 2014 года санкции были объявлены в отношении 65 физических лиц - государственных служащих, 8 частных лиц или руководителей российских юридических лиц, подконтрольных государству, и 37 (в основном российских) юридических лиц.
Впервые экономические санкции были применены в 423 г. до н.э. в Древней Греции, когда Афины запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. В этом случае, как и во многих последующих, санкции стали одной из причин войны. В Средние века санкции называли репрессалиями, а их поток не уменьшался. Привычное нам понятие «санкции» закрепилось лишь в ХХ в. Лигой Наций и было внесено в международное законодательство.
Как правило, международные санкции имеет право вводить только Совет безопасности ООН. Но кроме этого существуют и односторонние санкции, которые вводят отдельные государства .
В любом случае, независимо от стран, методов и последствий, основная цель санкций – изменение в стране, подвергнутой санкциям, того или иного механизма согласно интересам другой страны, которая и ввела данные санкции.
После присоединения Крыма к России в 2014 г., Россия подверглась серьезному наплыву санкций со стороны западных проамериканских стран, включая и США. В большинстве своем санкции носят экономический характер, но так же они введены против не только организаций, но и отдельных лиц. Как мы можем наблюдать в российских СМИ, санкции вводятся в связи с поддержкой пророссийской политики в Украинском кризисе.
Однако, это не указывает на правоту западных стран или недальновидность российской политики. Но санкции вводятся именно с целью направления на путь правильный. Они указывают на то, что объект санкций делает что-то не так. И санкции призваны это исправить. Но как упоминалось ранее, они мало и редко что исправляют.
В случае с России санкции призваны направить Россию на путь терпимый к остальным режимам и происшествиям в соседних странах.
Но стоит сказать, что западные страны, на которые давит США, вводят санкции не от того, что хотят что-то изменить в политике России, а для того, чтобы показать, что им не безразличны судьбы соседних стран, а если их кто-то обижает, то обидчика стоит наказать, даже если нет прямых улик. Им нужно показать, что они что-то делают, а не молча наблюдают за происходящим со стороны. Словно у них своих проблем мало.
А в реальности за новейшую историю человечества Запад применял международные санкции против примерно полусотни самых разных стран, но ни разу не было такого, чтобы они привели к смене режима. Только в исключительных случаях, когда санкции становятся действительно удушающими, и их, помимо Запада, поддерживает большинство других стран мира, возможно некоторое смягчение режима, как это было в Иране или в Бирме. Но и тогда международное давление оказывается скорее второстепенным фактором, который просто дополняет рост внутреннего недовольства и раскол в правящей элите.
Цель исследования˗ рассмотреть влияние санкций на экономику РФ.
Задачи исследованя:
- Рассмотреть Функции и роль финансовых кризисов в экономике
- Выявить Влияние санкций на финансовые кризисы
- Пронализировать риски для экономики при вводе санкций
Предмет исследования ˗ последствия санкций.
Обект исследования ˗ Санкции для РФ.
Глава 1. Функции и роль финансовых кризисов в экономике
1.1 Кризисы: причины и последствия
Глядя на некоторые государства, живущие под западными санкциями, может сложиться впечатление, что такие меры Запада способны нанести чудовищный ущерб экономике, низвергнуть страну буквально на самое дно нищеты и разрухи. Взять, например, Кубу, где не производится ничего, кроме газетных колонок Фиделя Кастро, люди живут в полуразрушенных домах без стекол и дверей, автомобильный парк не обновлялся с 1950-х годов, в магазинах пустые полки, а общественный транспорт ходит пару раз в день, забит доверху и на ходу разваливается. И все это вроде как из-за того, что полвека назад злой капиталистический мир решил задушить санкциями молодую свободную республику, но все никак не додушит, потому что самоотверженный кубинский народ готов на любые жертвы ради дела мира и социализма.
На самом деле американские санкции имеют очень отдаленное отношение к кубинской нищете. Они служат примером не самых эффективных санкций, однако – упорных и длительных. Хоть власти Кубы и повторяют почти ежедневно слово «bloqueo», никакой реальной блокады острова не существует со времен Карибского кризиса. Американские корабли с 1962 года не рыскают вокруг Кубы, пресекая любые попытки связаться с внешним миром.
После создания на Кубе в 1959 г. революционного правительства во главе с Фиделем Кастро, в связи с аграрной реформой многие американские предприятия сельского хозяйства, а так же телефонные и электрические компании и нефтеперегонные заводы были национализированы.
Именно тогда США перестали поставлять на Кубу нефть, покупать ее сахар. Это можно назвать первыми американскими антикубинскими санкциями, однако, они не были официальными. Официально блокада Кубы была объявлена 19 сентября 1960 г[1]. Но она не продлилась долго. Самая жесточайшая морская блокада Кубы продлилась около месяца в 1962 г. В тот период времени США контролировали любые контакты с островом. Ко всему прочему, эта блокада была так же связана с «Карибским кризисом». США пытались не допустить размещения советских ядерных ракет на Кубе.
Блокада в те годы включала в себя запрет на экспорт и импорт из США, на торговлю с филиалами американских компаний в третьих странах, посещение Кубы американским туристам, доступ кубинскому транспорту на территорию США, а так же Кубе было запрещено использование американского доллара в финансовых операциях с третьими странами.
В феврале 1963 г. вступает в силу закон Cuban Assets Control Regulations. А в последующие годы запретов становится все больше[2]: запрещается американским гражданам любое посещение Кубы, запрещает проводить какие-либо сделки в Кубе без специального разрешения, полный запрет американским компаниям и их филиалам сотрудничества с кубинскими компаниями, было запрещено не просто импортировать в США кубинскую продукцию, был запрещен ввоз любой продукции, содержащей кубинский компонент. А в 1992 был запрещен ввоз лекарственных средств дочерним компаниям американских предприятий. В 1996 г. в силу вступил закон, согласно которому США вводили санкции против третьих компаний, торгующих с Кубой, а судам, посещавшим кубинские порты, был запрещен заход в американские порты. А так же, США переставали финансировать организации, выделявшие средства Кубе.
До абсурда дело дошло, когда американцам было разрешено в 2004 г. посещать своих родственников в Кубе не более 14 дней раз в три года, а тратить в день не более 50$. Однако, такие ограничения были отменены уже в 2009 г. В том же году было решено возобновить работу американских телекоммуникаций на острове.
Действительно, США до сих пор сохраняют в отношении Кубы очень жесткий режим санкций. И это вопреки ежегодным резолюциям ООН по отмене кубинского эмбарго. А диктатура братьев Кастро занесена у США в список спонсоров международного терроризма. Хотя, согласно отчету госдепартамента, «в 2013 г. правительство Кубы поддержало и способствовало переговорам между революционными вооруженными силами Колумбии и правительством Колумбии, направленным на достижение мирного соглашения между двумя сторонами»[3]. Не похоже на спонсирование терроризма.
То есть кубинцы действительно не могут развивать экономическое сотрудничество с США, но это единственное ограничение. Антикубинским санкциям не хватает одного важного аспекта – международной поддержки[4]. Весь остальной мир для Кубы открыт без малейших препятствий. Евросоюз отменил санкции против Кубы еще в 2008 г. Большинство стран мира вообще никогда не вводили антикубинских санкций. Страдающая от блокады Куба спокойно состоит в ВТО с 1995 года, и никто ее оттуда не выгоняет. Страны Евросоюза, Латинской Америки и многие другие вовсю торгуют и поддерживают дружеские отношения с островным государством, сводя на нет попытки Соединенных Штатов создать на Кубе условия для демократии.
Стоит отметить, что за время блокады до 1990-х экономическое развитие Кубы было достаточно положительным. Только распад СССР заставил Кубу ощутить резкое падение, через пару лет после которого она снова вернула себе прежний экономический рост[5].
Абсолютное большинство экономических трудностей Кубы, как и многих других ее товарищей по международной изоляции, объясняется не санкциями, а бездарностью ее собственного руководства. Средняя кубинская машина в два раза старше среднего кубинца не из-за американского эмбраго, а из-за того, что руководство острова до недавнего времени запрещало покупать машины без специального разрешения. В 2014 году разрешения заменили на заградительные импортные пошлины, из-за которых цены автомобилей на Кубе оказались в несколько раз выше среднемировых[6].
То же самое с едой в магазинах: ее там нет не из-за международных санкций, а из-за ценового регулирования. В туристических зонах Кубы, куда государство особо не вмешивается, еды в избытке. На острове не производятся даже самые базовые товары, потому что государство только-только додумалось легализовать хотя бы некоторые виды частного малого бизнеса, а до этого даже парикмахерские и кафе были все государственные. И час интернета на Кубе стоит $4,5 не из-за козней империалистов, а из-за все того же жесточайшего государственного регулирования.
Так что кубинская (а также северокорейская, суданская, эритрейская и прочая) нищета и разруха – это не результат разрушительных международных санкций, а исключительно их собственный добровольный выбор.
1.2 Первые западные экономические санкции
Когда речь заходит о странах, живущих под санкциями, то в голове автоматически возникает образ чего-то маленького и очень бедного – какая-нибудь Эритрея или Северная Корея. И трудно представить, что под западными санкциями может жить такая политически и экономически влиятельная держава, как Китай. И тем не менее.
26 лет назад, осудив разгон демонстраций на площади Тяньаньмэнь, США ввели санкции против Китая, очень похожие на те, которые действуют сейчас в отношении России. Многим компаниям запретили торговать с КНР, банкам перекрыли кредиты на Западе, американцы ввели эмбарго на поставки оружия и ограничили доступ к высоким технологиям[7].
Это были меры, связанные с нарушением прав человека. Тогда, весной 1989 г. китайские студенты и рабочие вышли на центральную площадь Тяньаньмэнь в Пекине. Они требовали свободы, соблюдения прав человека, социальной справедливости[8]. Протест длился полтора месяца, до тех пор, пока на площадь не вошли танки и вооруженные солдаты. А те, кто вооружен не был, использовали палки с гвоздями на конце. Тогда погибло около тысячи демонстрантов, более семи тысяч раненных, а впоследствии еще десятки казнены и приговорены к длительным годам тюремного заключения.
В момент, когда холодная война была почти окончена, Запад мог себе позволить показать свою силу. Главным образом санкции касались запрета на поставку оружия.
ООН ввести санкции против Китая не смогла. В Совет Безопасности, который выносит резолюции о санкциях, на правах постоянного члена входит Китай. Он имеет там право вето. ООН, которая должна была бы осудить преступный режим, оказалась бессильна! Только здесь преступник одновременно является судьей с правом решающего голоса.
С того времени сохранились такие санкции как: Arms trade and military exchanges suspended, Support for new MDB loans suspended unless meeting basic human needs, Overseas Private Investment Corporation and Trade and Development Agency activities suspended, Export of items on the Munitions Control List and U.S. satellites prohibited, Export licenses for crime control and detection equipment prohibited, Prohibition on certain imports produced by prison labor, Importation of Chinese munitions and ammunition prohibited, U.S. payments to UNFPA prohibited from being made available to programs in China, Payments to UNFPA capped in connection with expenditures in China, Procurement contracts with, importation from certain Chinese individuals and companies prohibited.
Китай при каждом удобном случае настаивает на отмене санкций, объясняя, что это ошибки прошедшие, ставя в качестве аргументов огромные экономический рывок и репутацию Китая в мире.