Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты метода Дельфи для принятия
1.1 Особенности принятия управленческих решений
1.2 Метод Дельфи как технология принятия управленческих решений
2. Анализ использования метода Дельфи в ООО «Дельфин»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дельфин»
2.2 Применение метода Дельфи для принятия управленческого решения в ООО «Дельфин»
2.3 Предложения по совершенствованию принятия управленческого решения
Исходя из принципов метода «Дельфи», анкетирование проводится анонимно, исключая возможность конформизма в экспертной группе. На заключительном этапе производится обобщение и статистическая оценка проведённого анкетирования.
В случае если заданная вероятностная характеристика достоверности окажется неудовлетворительной, проводится второе, третье и последующие анкетирования.
Как правило, серия анкетирований состоит из 3–4 опросов, в результате которых с заданной вероятностью может быть выработана рекомендация к принятию одного из решений, обозначенных на первом этапе[21, с. 172].
Субъектами метода являются:
- группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
- организационная группа — сводит мнения экспертов воедино[23, с. 125].
Основные средства повышения объективности результатов при применении Дельфи - метода — использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов[16, с. 197].
В конкретных методиках, реализующих процедуру Дельфи, это средство используется в разной степени. Так, в упрощенном виде организуется последовательность итеративных циклов мозговой атаки. В более сложном варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Для снижения таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а напротив, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок[18, с. 157].
Достоинством метода является относительная формальная объективность решения и возможность её статистической оценки, независимость и анонимность мнений экспертов. К недостаткам следует отнести возможный чрезмерный субъективизм прогнозных оценок и значительные затраты времени на проведение анкетирования. Более того, эксперту не всегда предоставляется достаточное время на обдумывание того или иного ответа в процессе опроса, что приводит к перегибу оценочных суждений.
Вместе с тем, в современной литературе мало внимания уделяется процедуре отбора экспертной группы (третий этап приведённого алгоритма). Как было указано ранее, отбор производится социологами из специалистов соответствующей предметной области, однако формализация данной процедуры недостаточно разработана. Таким образом, остаётся открытым вопрос об оценке процедуры отбора[25, с. 241].
Подводя итог теоретической главы работы, можно сделать ряд выводов:
Управленческое решение можно определить, как результат анализа, оптимизации, прогнозирования и экономически обоснованного выбора альтернативы из многочисленных вариантов достижения цели системы управления. Это также является творческим и волевым воздействием, направленным субъектом управления на ликвидацию проблемы и приближение действительных параметров объекта к прогнозным, желаемым.
Метод Дельфи представляет собой метод экспертного оценивая, основными его особенностями являются анонимность, многоуровневость и заочность. Базовой предпосылкой служит идея о том, что если должным образом произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью надёжности и достоверности.
Смысл же метода состоит в том, чтобы при помощи комплекса определённых действий, таких как мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ определения верного решения.
2. Анализ использования метода Дельфи в ООО «Дельфин»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дельфин»
Объектом практического исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Дельфин».
Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде.
Общество имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, может иметь эмблему, свой торговый знак, зарегистрированный в установленном порядке, иную символику и средства индивидуализации.
Общество является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Цель деятельности Общества - удовлетворение спроса на реализуемые услуги, получение прибыли.
Компания «Дельфин» - уполномоченный турагент многих крупнейших российских туроператоров, работающий на отечественном туристическом рынке более 10 лет. «Дельфин» предлагает широчайший ассортимент предложений отдыха и лечения по странам: Турция, Египет, Кипр, ОАЭ, Тунис, Чехия, Россия.
В компании «Дельфин» задействовано 10 человека: генеральный директор, главный бухгалтер, специалист по направлениям и курьер, который нанимается по договору на сезон.
На рисунке 2 представлена организационная структура ООО «Дельфин».
Рисунок 2. - Организационная структура турфирмы ООО «Дельфин»
Анализ организационной структуры ООО «Дельфин», представленной на рисунке 2, показал, что управленческий процесс на данном предприятии осуществляется в рамках линейной структуры управления.
Генеральный директор осуществляет руководство предприятием, контролирует работу бухгалтера; вместе с бухгалтером устанавливает ценовую политику относительно рынка услуг; занимается набором и увольнением кадров.
Кроме этого решает вопросы сотрудничества и рекламы на предприятии. Также в его обязанности входит разработка плана маркетинга, целью которого является создание условий для работы фирмы, при которых она может успешно выполнить свои задачи.
В обязанности бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, подготовка отчетов, снятие кассы, выплата заработной платы.
Специалист в свою очередь осуществляют непосредственные контакты с клиентами, оформляет и обрабатывает заявки, общается с туроператорами.
Закрепление отдельных функций управления за сотрудниками предприятия «Дельфин», представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Закрепление функций управления за сотрудниками туристской фирмы «Дельфин»
Должность |
Вид деятельности |
Степень реализации функции |
Генеральный директор |
Осуществление управленческой деятельности, Разработка общих стратегий предприятия, принятие важных управленческих решений, участие в финансовых вопросах. Решение вопросов с существующими партнёрами и поиск новых, продвижение турпродукта на рынке, проведении рекламной политики, создание плана маркетинга. |
Частично |
Специалисты по направлениям |
Приём и обработка заявок, бронирование, предоставление клиентам всей необходимой информации о турпродукте, оформление виз, координация курьера. |
В полном объеме |
Бухгалтер |
Ведение бухгалтерского учёта на предприятие, уплата налогов, составление и сдача бухгалтерской отчётности, отношения с банком, расчёт заработной платы. |
Полностью |
Анализ закрепления функций показал, что основные обязанности для такой маленькой компании распределены рационально. Однако, в данный момент так как компании отсутствует интернет-сайт, никто им не занимается.
В дальнейшем для разработки поддержания сайта компании необходимо будет заключить договор со специалистом по интернет-технологиям. Брать его в штат не рентабельно.
Для краткой экономической характеристики предприятия рассмотрим основные технико-экономические показатели, данные представим в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «Дельфин» за 2013-2015 гг.
Наименование показателей |
Значение показателей, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2014/ 2013 |
2015 / 2014 |
2015 / 2013 |
|
Выручка от продажи продукции, работ и услуг |
70890 |
76761 |
78011 |
108,28 |
101,63 |
110,05 |
Себестоимость |
54723 |
55994 |
57714 |
102,32 |
103,07 |
105,47 |
Валовая прибыль |
16167 |
20767 |
20297 |
128,45 |
97,74 |
125,55 |
Коммерческие расходы |
7488 |
8235 |
8700 |
109,98 |
105,65 |
116,19 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прибыль (убыток) от продаж |
8679 |
12532 |
11597 |
144,39 |
92,54 |
133,62 |
Прочие доходы |
109 |
49 |
210 |
44,95 |
428,57 |
192,66 |
Прочие расходы |
1123 |
1548 |
1321 |
137,85 |
85,34 |
117,63 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
7665 |
11033 |
10486 |
143,94 |
95,04 |
136,80 |
Налог на прибыль, отложенные налоговые активы и налоговые обязательства |
1839 |
2648 |
2516 |
143,99 |
95,02 |
136,81 |
Чистая прибыль |
5826 |
8385 |
7970 |
143,92 |
95,05 |
136,80 |
В данной таблице 2 наблюдаются положительные тенденции в деятельности предприятия, за рассматриваемый период выручка от продаж выросла на 10,05%, в то время как себестоимость на 5,47%, что свидетельствует о росте эффективности функционирования предприятия и действительно, валовая прибыль выросла на 25,55% и составила в 2015 году 20297 тыс. руб.
В динамике наблюдается рост коммерческих расходов предприятия с 7488 до 8700 или на 116,19%. Необходимо отметить, что именно по этой статье отчета о прибылях и убытках отражаются издержки обращения торгового предприятия.
В результате рассмотренных изменений прибыль от продаж составила в 2015 году 11597 тыс. руб. или 133,62% от уровня 2013 года.
Положительным моментом является тот факт, что прочие доходы предприятия за период росли более высоким темпом чем прочие расходы, так их величина выросла на 92,66%, в то время как рост прочих расходов составил только 17,63%. Однако при этом необходимо отметить, что на протяжении рассматриваемого периода величина прочих расходов стабильно превышала величину прочих доходов.
Рост прибыли до налогообложения за период составил 36,8%, аналогичный темп роста наблюдается и по налогу на прибыль и по чистой прибыли предприятия. Это объясняется тем фактом, что предприятие находится на общем режиме.
Как видно, своего максимального значение чистая прибыль предприятия достигла в 2014 году и составила 8385 тыс. руб.
В рамках данной работы целесообразным является рассмотреть также структуру расходов предприятия, данные представим в таблице 3.
Таблица 3
Структура расходов ООО «Дельфин» за 2013-2015 гг
Наименование показателей |
Значение показателей, тыс. руб. |
Структура, % |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Себестоимость |
54723 |
55994 |
57714 |
83,97 |
81,83 |
82,15 |
Коммерческие расходы |
7488 |
8235 |
8700 |
11,49 |
12,04 |
12,38 |
Прочие расходы |
1123 |
1548 |
1321 |
1,72 |
2,26 |
1,88 |
Налог на прибыль, отложенные налоговые активы и налоговые обязательства |
1839 |
2648 |
2516 |
2,82 |
3,87 |
3,58 |
Итого расходы |
65173 |
68425 |
70251 |
100 |
100 |
100 |