Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Биологический и психологический стресс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Последние несколько десятилетий проблема профессионального стресса является объектом пристального внимания учёных. На протяжении всего этого времени в обществе менялось отношение к работе как таковой: терялась уверенность в стабильности, материальном положении, вырастала конкуренция за высокооплачиваемую работу, увеличивалась значимость престижности рабочего места. Стоит также учесть быструю смену запросов на рынке труда, высокую экономическую динамику и повышенные требования к сотруднику. Всё это оказывает давление на человека, вследствие чего его начинают разрывать механизмы дистресса[1] из-за неспособности реализовать свою энергию в конст­руктивных действиях.

Анализ различных профессий привёл научное сообщество к выводу о том, что в условиях современной действительности одной из наиболее сложных профессий, предъявляющих повышенные требования к личностным ресурсам, является профессия руководителя. На сегодняшний день фиксируется неуклонный рост числа публикаций по данной тематике, разрабатываются программы профилактики и коррекции профессионального стресса высшего и среднего звена управленческой деятельности, на рынке психологических услуг появляется всё большее число технологий стресс-менеджмента.

Актуальность данной работы тесно связана с запросами современной социальной практики. Профессия руководителя требует от человека способности действовать и принимать решения не только в стабильных условиях, но и в изменяющихся, что увеличивает нагрузку, а, следовательно, и риск запуска механизма дистресса, а также «синдрома профессионального выгорания».

Предметом данной работы являются современные проявления профес­сионального стресса и пути его профилактики. Объектом – профессиональный стресс в деятельности руководителя высшего и среднего звена.

Цель работы заключается в исследовании механизмов воздействия профессионального стресса на деятельность руководителя. Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия профессионального стресса.

2. Изучить особенности проявления профессионального стресса в группах руководителей высшего и среднего звена.

3. Изучить феномен эмоционального выгорания в контексте профессио­нальной деятельности.

4. Изучить методы профилактики и борьбы со стрессом.


1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1. Биологический и психологический стресс

Термином «стресс» объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью и тому подобное. Следует отметить, что до сих пор нет обще­принятой классификации стресса и стрессовых реакций, несмотря на имеющиеся многочисленные научные работы по их изучению.

Ричард Лазарус[2] одним из первых предложил классификацию стресса, выделяя два их вида: физиологический и психологический, подчёркивая их отличия в особенностях механизмов возникновения, воздействующего стимула и характере ответной реакции. Он также отмечал, что различные представ­ления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. То есть в этой области не существует установившейся терминологии, определение стресса часто существенно различаются друг от друга.

Биологический (физиологический) стресс характеризуется нарушением гомеостаза[3] и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм [6]. Проявление данного вида стресса в значительной степени определяется состоянием различных функций человеческого организма. Среди факторов, вызывающих биологический стресс, наиболее известны: голод, жажда, нарушение дыхания, кровообращения и т.д.

Психологический стресс определяется как реакция человека на особен­ности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Интересно, что данный вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями. Другая особенность психологического стресса – существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [12].

Основные различия между биологическим и психологическим стрессами приведены в таблице 1.

Таблица 1

Параметр

Биологический стресс

Психологический стресс

Причина стресса

Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм

Социальное воздействие или собственные мысли

Характер опасности

Всегда реальный

Реальный или виртуальный

На что направлено действие стрессора[4]

На жизнь, здоровье, физическое благополучие

На социальный статус, чувство самоуважения и т. д.

Наличие реальной угрозы жизни/здоровью

Есть

Отсутствует

Характер эмоциональных переживаний

«Первичные» биологические эмоции – страх, боль, испуг, гнев

«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным[5] компонентом – беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.

Временные границы стресса

Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим

Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)

Влияние личностных качеств

Незначительное

Очень значительное


Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что биологический стресс практически всегда будет вызывать стереотипные реакции посредством нервных и гормональных механизмов. Психологический стресс, напротив, не всегда будет приводить к ожидаемым реакциям (реакция на психологическую угрозу может выражаться как в чувстве страха, тревоги, депрессии, так и в ухудшении показателей деятельности, моторных наруше­ниях и т.д.).

Рассмотрим механизм развития психологического стресса на примере работника крупной фирмы, готовящегося к защите своего проекта. Ожидаемый прогноз развития событий (успешная или неуспешная презентация проекта) будет формироваться в соответствии с имеющейся информацией и установками самого сотрудника, после чего будет подведен итог и дана окончательная оценка ситуации. Если сознание или подсознание оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс, который будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от субъективных факторов (память о прошлом, мотивация, установки, ожидания и т.д.). Данный процесс можно выразить при помощи следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1. Механизмы формирования психологического стресса

Подводя итог, стоит еще раз отметить, что психологический стресс не несет в себе реальную угрозу жизни человека. Таким образом контрольный вопрос для определения разновидности стресса будет звучать так: «Стрессор наносит явное повреждение организму?». Если ответ «да», то это биологический стресс, если «нет» – психологический. Профессиональный стресс в работе руководителя не несет в себе угрозу жизни и не наносит повреждений организму, следовательно, является разновидностью психологического стресса.

1.2. Профессиональный стресс

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [12]. В настоящее время данный вид стресса занимает отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).

Специфика понятия профессионального стресса заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния, которое возникает при осуществлении каких-либо видов профессиональной деятельности. При этом важно не ограничиваться лишь анализом организационных форм и условий осуществления деятельности. Необходимо также изучать характерные особен­ности проявления стресса в зависимости от содержательной специфики конкретной профессии. Таким образом, профессиональные задачи и профес­сиональная среда будут являться ключевыми факторами, во взаимосвязи с которыми рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что термин «профес­сиональный стресс» объединяет в себе такие понятия, как «трудовой стресс», «рабочий стресс», «организационный стресс» и прочее. Также стоит отметить, что в контексте данного термина анализ деятельности специалиста будет рассматриваться как деятельность члена конкретного профессионального сообщества.


В современной психологии представлено множество концепций и моделей профессионального стресса, что отражает различие исследовательских позиций в понимании того, что же такое стресс. На первый взгляд подобное разно­образие свидетельствует о неопределенности и даже содержательной размытости исходного понятия «стресс», с другой стороны, профессиональный стресс – просто широко распространенный термин. Однако стоит отметить, что при более детальном изучении наиболее известных моделей профессионального стресса можно сделать вывод об использовании сходных конструктов в логике построения этих моделей, что позволяет выделить три основных типа концеп­туальных парадигм анализа профессионального стресса.

Парадигма соответствия в системе «личность – среда», которая лежит в основе экологического подхода [4], в котором стресс рассматривается как результат дисбаланса между требованиями окружающей среды (трудовой, физической, социальной) и личными ресурсами человека.

Процессуально-когнитивная парадигма, которая базируется на психоло­гической модели стресса Р. Лазаруса (другое определение – трансактный подход) [5]. Данная парадигма интерпретирует стресс как процесс развития индивидуально-личностных форм адаптации к осложненным условиям деятельности. Главный компонент – когнитивная оценка[6] ситуации и актуа­лизация репертуара внутренних средств преодоления затруднений.

Примечание.

Примером применения процессуально-когнитивной парадигмы с опорой на регуляторный подход можно привести исследование, в котором рас­сматривается феномен стресс-устойчивости медицинских работников и выделяются личностные детерминанты[7], образующие ее типы [11].

Парадигма регуляции состояний, которая реализуется в рамках регуля­торного подхода [8]. Здесь внимание главным образом фокусируется на анализе стресса как особого класса состояний с богатой феноменологией, которая возникает в результате изменения механизма регуляции деятельности и пове­дения при актуальном и длительном воздействии стрессогенных[8] факторов. Следует отметить, что состояние стресса может улучшить показатели деятель­ности, но только в том случае, если это состояние не вызывает перегрузок, а выступает в качестве состояния оперативной мобилизации.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, хотя указанные выше парадигмы чаще всего стоят особняком друг от друга, обсуждаются в научных кругах не только как независимые, но и как конкурирующие друг с другом, между ними нет жестких разграничений и противоречий. Наоборот, в совокупности они позволяют проанализировать различные грани факторов и механизмов развития профессионального стресса, как бы дополняя друг друга, позволяя искать новые пути разработки более мощной методологии иссле­дования стресса, которая обобщит накопленный методический материал для решения практических задач.


1.3. Объективные и субъективные причины
возникновения профессионального стресса

На сегодняшний день существует большое количество видов профес­сионального стресса, которые в основе своей имеют различные факторы, связанные с трудовой деятельностью работника, его ролью в компании (организации), с психологическим климатом, организационной структурой, взаимоотношениями внутри коллектива и так далее. Классификации профес­сионального стресса отличаются как степенью детализации и концептуальными подходами. Например, по Ю.В.Щербатых [12] все факторы, вызывающие производственный стресс, можно разделить на две группы: объективные (мало зависят от личности человека) и субъективные (развитие больше зависит от самого работника).

К объективным факторам стресса относятся тяжелые условия работы, вредные характеристики производственной среды, форс-мажорные обстоя­тельства. Подобные факторы изначально способствуют развитию биологи­ческого стресса, который впоследствии может осложняться стрессом психо­логическим. Для руководителей высшего и среднего звена наиболее характерны будут факторы, которые проявляют себя в чрезвычайных обстоятельствах, например, срыв поставок сырья (для менеджеров отдела продаж), неудачные переговоры, срыв сделки и тому подобные ситуации.

Субъективные факторы стресса включают в себя две разновидности: межличностные и внутриличностные стрессы. Первая группа может проявлять себя при общении работника с вышестоящими должностными лицами (например, из-за чрезмерного контроля руководителя, завышенных требований, грубого отношения, пренебрежения и так далее). Для руководителя же сам подчиненный также может являться источником стресса (из-за пассивности или же наоборот излишней инициативности, некомпетентности, лени, передачи ценной информа­ции конкурентам, воровства и так далее).

В свою очередь, внутриличностные стрессы могут быть разделены на следующие виды: профессиональные, личного характера, а также стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работника.

Профессиональные причины стрессов обусловлены недостатком знаний в той или иной области, отсутствием практических навыков, а также ощущением работника неравноценности между затраченными усилиями и полученным вознаграждением.

Стрессы личностного характера могут быть у работников самых разных профессий. Такой вид стресса не будет иметь специфический характер. Сюда можно отнести низкую самооценку работника, его неуверенность в себе и в собственных силах, неуверенность в будущем, тревога, страх неудачи и низкая мотивация и так далее.