Файл: Банковские риски и пути их снижения (ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ РИСКОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 18501

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если анализировать позицию компании в налоговых отношениях, необходимо отметить, что она не имеет возможности по своему усмотрению вносить изменения в законодательство. Следовательно, она не может оказывать влияние на налоговые риски непосредственно используя внешние факторы. Но она имеет возможность своевременно отслеживать динамику данных факторов и реализовывать соответствующие необходимые меры в целях ее учета в процессе осуществления деятельности, реализовывать мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам и прочее. Контроль налоговых рисков предполагает такие действия как:

– создание политики контроля над налоговыми рисками;

– идентификацию некоторых форм налоговых рисков;

– оценку налоговых рисков;

– анализ информации, которая необходима для выявления уровня налоговых рисков;

– определение факторов, которые оказывают влияние на налоговые риски;

– установка критически допустимого уровня налоговых рисков;

– установка уровня финансовых потерь по некоторым формам налоговых рисков;

– выбор и применение внутренних механизмов нейтрализации отрицательных последствий некоторых форм налоговых рисков;

– формирование мониторинга налоговых рисков и анализ его эффективности.

Стоит рекомендовать организациям применять такие меры, которые способствуют уменьшению налогового риска как:

  1. мероприятия по уменьшению налогового риска непосредственно в компании:

– формирование работы по учету налогового риска в процессе принятия управленческих решений;

– увеличение квалификации сотрудников, которые принимают решения, связанные с реализацией налогообложения, и ведущих налоговый учет;

– постоянный мониторинг изменений бухгалтерского и налогового законодательства;

– формирование мероприятий по уменьшению налогового риска в процессе организации учетной политики компании;

– управление реализацией налоговых обязательств;

– учет налогового риска в процессе инвестирования;

– формирование резерва для обеспечения штрафных санкций и пени в форме меры самострахования;

– реализация способа переплаты;

– анализ налоговых ошибок, а именно периодическое их выявление и устранение;

  1. Систематическое взаимодействие с налоговыми органами:

– обращение в критических ситуациях в налоговые органы для получения письменных разъяснений;

– уменьшение вероятности возникновения конфликтов с налоговой инспекцией;


– реализация сверок по состоянию расчетов по налогам;

  1. Работа с контрагентами:

– аудит бухгалтером договоров, которые были заключены компанией с партнерами;

– раскрытие информации в финансовой отчетности о состоянии налоговых расчетов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговый риск есть не что иное, как объективная реальность, с которой сталкивается каждый субъект правовых и экономических взаимоотношений. Данный риск приносит достаточно материальный финансовый результат в форме убытка или же дохода, который нужно оценивать. Понимание сути налогового риска, а также причин его формирования даст возможность выработать наиболее оптимальную методику управления рисками и тем самым уменьшить возможные экономические потери.

На сегодняшний день аспекты обеспечения условий экономического роста компаний поднимаются на первый план национальной безопасности. Зачастую реализация процедур контроля и аудита не обеспечивает экономическую безопасность предприятия. Это указывает на недостаточную эффективность проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности контролирующими органами и заинтересованными лицами. Необходимы иные подходы к проведению контролирующих мероприятий по проблеме экономической безопасности предприятий.

Обеспечение экономической безопасности и финансовой устойчивости предприятия в настоящее время является особенно актуальным, что обусловлено глобализацией экономического пространства и, как следствие, увеличением количества угроз в виде волатильности финансовых рынков, существенных колебаний цен на энергоносители и т.д. В таких условиях необходима разработка принципиально нового подхода к обеспечению экономической безопасности и устойчивости развития хозяйствующего субъекта.

Уровень экономической безопасности предприятия определяется в процессе мониторинга ее показателей и предполагает выявление таких условий и ситуаций, при которых потенциальные риски перерастает в реальную угрозу для финансовой безопасности предприятия. Способность хозяйствующего субъекта противостоять неблагоприятным воздействиям и угрозам напрямую зависит от его финансового состояния и финансовой устойчивости, поскольку для реализации любых мероприятий превентивного или компенсационного характера необходимы финансовые ресурсы.

Финансовая устойчивость описывает возможность компании отвечать как по внешним, так и внутренним обязательствам, как краткосрочным, так и долгосрочным. Достоверность выступает ключевым признаком качества учетной информации, который может гарантировать ее пользователям оперативность и эффективность управленческих решений для обеспечения финансовой устойчивости. Подчеркнём особо, что составленная в соответствии со всеми требованиями и правилами бухгалтерская отчетность служит основой для проведения качественного анализа финансового положения, на основе данных которого производится дальнейшее планирование и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности организации.


По нашему убеждению, также следует учитывать сущность экономических рисков для достижения финансовых интересов организаций.

Для эффективного управления предприятием необходимо выявление тех ситуаций, в процессе реализации которых возможный риск превращается в угрозу для финансовой устойчивости предприятия, а потом и его безопасности. Вследствие того, что в процессе осуществления экономических операций хозяйствующие субъекты регулярно сталкиваются с различного вида рисками, которые влияют на их финансовую устойчивость и угрожают безопасности хозяйственной деятельности, необходимо для оценки и идентификации угроз составить матрицу рисков для предприятий (Ендовицкая, 2014: 63.).

Представленная матрица характеризует основные виды рисков и позволяет оценить степень их влияния на финансовую устойчивость и безопасность функционирования предприятия.

Процесс управления финансовой устойчивостью организации реализуется на протяжении всей ее финансовой деятельности и, в первую очередь, при планировании будущих денежных поступлений и расходов. Соблюдение баланса между приходом и оттоком денежных средств, с обеспечением достаточного запаса устойчивости, может позволить предприятию находиться в относительной безопасности в плане выполнения своих финансовых обязательств и обеспечения отсутствия дискретности деятельности.

Одним из направлений укрепления финансовой устойчивости выступает стратегическая реструктуризация, затрагивающая решение большего спектра проблем деятельности компании в условиях кризиса. Можно выделить такие проблемы как:

- формирование новой системы управления, котораяориентирована на нужду рынка;

- создание нового механизма регулирования кадровой политики;

- создание новых направлений создания новых товаров, которые пользуются спросом у потребителей.

Ключевые направления финансовой реструктуризации должны ставить перед собой вполне рациональные цели, а именно, поддержание жизнеспособности компании в краткосрочной перспективе посредством увеличения объема продаж и наличных средств. Практическое разрешение вышеупомянутых проблем финансовой реструктуризации реализуется путем:

- ликвидации неплатежеспособных и нерентабельных структур внутри организации;

- улучшения системы мотивации;

- совершенствования контроля за тратой денежных средств;

- введения маркетингового управления.

Важной составной частью финансовой и инвестиционной стратегии с целью укрепления финансовой устойчивости выступает поиск источников создания инвестиционных ресурсов компании, а также виды вложений инвестиций по:


- объектам вложения;

- характеру инвестирования;

- формами собственности;

– по региональному признаку.

В процессе формирования инвестиционной стратегии менеджеры компаний должны руководствоваться некоторыми критериями эффективности сформированной ими стратегии вложения средств. По отобранным для анализа результативности инвестирования любой управляющий компанией должен конкретизированно видеть направление анализа по выделенным критериям и объект анализа, не теряя из виду финансовую стратегию устойчивости организации. На наш взгляд, наибольшего эффекта в укреплении финансовой устойчивости предприятие может достигнуть, применяя в комплексе перечисленные финансовые инструменты. При этом обозначенные мероприятия должны лежать в основе текущего и перспективного планирования успешной финансово-хозяйственной деятельности.

В целом на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что само понятие и механизм финансовой устойчивости многоаспектны. Подтверждением тому определение и роль финансовой устойчивости в государственной стратегии нашей страны для обеспечения экономической безопасности.

В связи со стремительными изменениями в социально-экономических сферах общественной жизни, а также протекающим в течение последнего десятилетия финансовым кризисом достаточно актуальной встает проблема непредсказуемости и неустойчивости политики нашей страны, что в свою очередь относит нас к ситуации, которая усложняет выбор вариантов, когда одни из самых строгих расчетов не выступают залогом успеха финансово-хозяйственной деятельности.

Всякая коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта находится в зависимости от риска. Преуспевание в бизнесе находится в зависимости не только от обоснованности и правильности выбранной стратегии ведения предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности наступления критических ситуаций.

В качестве налогового риска принято рассматривать опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и другие потери, которые связаны с процессом налогообложения, из-за отрицательных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, а также которые основываются на некоторых нормах права.

Ключевой задачей, которая обозначена предпринимателем, выступает умение оценивать степень риска, а также управлять им.

Подход, основанный на обеспечении действенных правовых механизмов защиты участников налоговых отношений, дополнился подходом, основанным на экономическом анализе, классификации и оценке налогового риска, что особенно актуально при формировании эффективной налоговой политики в условиях экономического кризиса. В законодательстве о налогах и сборах нет таких терминов, как «налоговый риск» или «налоговая угроза». Вместе с тем понятие риска широко используется в экономике, финансовом менеджменте, аудите, в сфере гражданского права. Сравнительный анализ различных рисков, возникающих при осуществлении финансово- хозяйственной деятельности, показывает, что налоговые риски мало изучены современными учеными, что связано с их спецификой и сложностью исследования.


Наиболее актуальной выступает разработанная Тимофеевой И.Ю. многофакторная классификация налоговых рисков по основным признакам, представленная в таблице 1. (Тимофеева, 2015: 117) Определение налоговых рисков и их классификация в системе обеспечения экономической безопасности имеют на финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов.

Организация обеспечения налоговой безопасности бизнеса усложняется тем, что, как правило, реальные налоговые поступления в бюджетную систему государства всегда меньше, чем реальная потребность в них. По мере развития экономических отношений и совершенствования налоговой системы должна происходить оценка и разработка эффективных методов управления в целях безопасного существования государства и бизнеса в условиях рыночной экономики.

В целях снижения налоговых рисков, необходимо сформировать некоторые условия для осуществления специальной программы. (Щекин Д.М., 2015: 20) А именно необходимо реализация таких задач как:

– максимальная минимизация или устранение противоречий российского налогового законодательства;

– компетентный аудит изменений, которые вносятся в российское законодательство о налогах и сборах;

– комплексный анализ оказания влияния возможных изменений в российском налоговом законодательстве на работу хозяйствующих субъектов, а также на налоговое бремя как юридических, так и физических лиц;

– комплексный анализ предполагаемых потерь для российской бюджетной системы из-за возможного изменения налогового законодательства;

– беспрестанный мониторинг законодательства о налогах и сборах для нахождения в нем возможных противоречий.

Стоит отметить, что цели государства и налогоплательщика в области налогообложения противоположны. Исходя из этого, налогоплательщик, применяя противоречия в профильном законодательстве, получает возможность снизить свои налоговые платежи, что даст возможность минимизации соответствующих поступлений в бюджет страны. В свою очередь существующая неопределенность в области налогообложения обусловливает риски для налогоплательщика, что выражается, например, в форме опасности нежданной переквалификации хозяйственных сделок налоговыми органами. Из-за этого уменьшение государством налоговой нагрузки посредством, допустим, снижения ставки какого-либо налога имеет возможность достаточно логично сочетаться с появлением дополнительных издержек для налогоплательщика, хотя бы в форме адвокатских или же судебных расходов. В результате в проигрыше могут оказаться как налогоплательщик, так и государство.