Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (ГЛАВА 1. Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности

2.1 Материалы и методы

Педагоги относятся к категории группы повышенного риска развития нарушений здоровья. Согласно данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % представителей этой профессии [12]. У тренерско-педагогического состава детско-юношеских спортивных школ также повышенная стрессогенная нагрузка, обусловленная специфическими условиями труда спортивных тренеров (высокая степень ответственности и эмоциональной вовлеченности, коммуникативная насыщенность, частая смена успехов и неудач и т.д.) [17]. Обозначенные особенности профессионального стресса тренерско-педагогических работников определили выбор контингента для эксперементального исследования в настоящей курсовой работе. В проведенном исследовании принимали участие 8 тренеров (4 мужчины и 4 женщины) Спортивной школы №93 «На Можайке» в возрасте от 20 до 42 лет. Характеристика испытуемых представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристика выборки студентов различных специальностей, принявших участие в исследовании

№ п/п

Тренер

Возраст

Стаж

Вид спорта

мужчины

1

Б-ов А. В.

20 лет

3 года

футбол

2

В-ев Д. В.

28 лет

9 лет

дзюдо, самбо, баскетбол

3

К-ук А. В.

27 лет

9 лет

футбол

4

М-ов В. В.

38 лет

28 лет

дзюдо, самбо

женщины

5

Б-ва Н. Н.

40 лет

33 года

легкая атлетика

6

Б-ва Е. В.

42 года

28 лет

баскетбол

7

К-ва Н. Г.

32 года

13 лет

художественная гимнастика

8

Б-рн Ж. В.

23 года

1 год

оздоровительная гимнастика

Исследование проводилось в 2 этапа:


  1. определение выраженности маскулинных и феминных характеристик у контингента, принимавшего участие в исследовании, при помощи методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) [22];
  2. определение уровня организационного стресса у тренеров, принимавших участие в исследовании, по шкале организационного стресса (Маклин) [8].

Статистическая обработка данных проводилась при помощи программного продукта MS Excel и пакета программ STATISTICA с применением блока непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмана) [24].

2.2 Изучение выраженности мускулинных и феминных установок

Как уже упоминалось, различные модели поведения у мужчин и женщин в условиях профессионального стресса во многом определяются мускулинными и феминными установками личности. В основе методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) лежат представления об андрогении, т.е. сочетания традиционно женских и мужских черт, которые определяют варьирование поведения в зависимости от ситуации. Характеристики андрогинии личности формируют устойчивость к стрессам [22].

«Полоролевой опросник» позволяет определить психологический пол личности и выяснить степень маскулинности и феминности. Он состоит из 60 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться («да»-«нет»). Бланк опросника и ключ к нему представлен в Приложении А.

При совпадении ответа респондента с ключом начислялся 1 балл. Затем определяется показатель мускулинности (М) и феминности (F) методом деления количества набранных баллов по шкале мускулинности и феминности на 20. Интерпретация результата заключается в вычислении индекса IS по формуле [22]:

IS = (F – M) Х 2,322.

При этом результаты интерпретируются так:

  1. андрогинные установки (IS -1 ÷ +1) – нет четко выраженной мускулинной и феминной установки (в той или иной степени выражены обе черты);
  2. мускулинные установки (IS ˂ -1), при индексе IS ˂ -2,025 говорят о ярко о ярко выраженных мужских чертах характера;
  3. феминные установки (IS ˃ +1), при индексе IS ˃ +2,025 говорят о ярко выраженных женских чертах характера.

На рисунка 1 и 2 представлены полученные результаты методики «Полоролевой опросник». Индивидуальные результаты представлены в Приложении Б.

Рисунок 1 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании


Рисунок 2 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании

Как видно из рисунка 1, у всех мужчин-тренеров обнаружен андрогинный тип. У двух женщин-тренеров (Б-ва Е. В. и Б-рн Ж. В.), принявших участие в исследовании также обнаружен андрогинный тип. У остальных двух – феминный тип (Б-ва Н. Н. и К-ва Н. Г.), причем у Б-вой Н. Н. выявлен ярко выраженный феминный тип (IS=2,58).

Таким образом, изучение психологического типа тренеров, принявших участие в исследовании, показало, что у большинства из них андрогинные установки (4 женщины и 2 женщины), у двух женщин – феминный тип.

2.3 Определение уровня организационного стресса

Шкала организационного стресса (Маклин) призвана оценить восприимчивость индивида к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил [8].

Тренерам, принявшим участие в исследовании, было предложено ответить на 20 вопросов опросника, на которые были предложены следующие ответы: «абсолютно верно (всегда)», «верно в большинстве случаев», «нечто среднее», «не совсем верно/скорее неверно» и «абсолютно неверно (никогда)». Бланк опросника для определения организационного стресса и ключ к нему представлен в Приложении В.

Интерпретация полученных результатов заключается в начислении респонденту от 1 до 5 баллов за ответ, совпадающий с ключом. При суммировании баллов получают индекс организационного стресса (ОС):

  1. ОС ˃ 50 баллов – высокая восприимчивость к организационному стрессу;
  2. ОС 49-40 баллов – средняя стресс-толерантность;
  3. ОС ˂ 39 баллов – высокая организационная толерантность к организационному стрессу.

На рисунка 3 и 4 представлены полученные результаты. Индивидуальные результаты представлены в Приложении Г.

Высокая толерантность

Средняя толерантность

Высокая восприимчивость

Рисунок 3 – Индекс организационного стресса у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании

Высокая толерантность


Средняя толерантность

Высокая восприимчивость

Рисунок 4 – Индекс организационного стресса у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании

Как видно из рисунка 3, среди мужчин-тренеров двое (В-в Д. В. и К-ук А. В.) имеют среднюю толерантность к организационному стрессу, остальные двое (Б-ов А. В. и М-ов В. В.) – высокую. Четыре женщины-тренера (Б-ва Н. Н., Б-ва Е. В. и К-ва Н. Г.), принимавших участие в исследовании, имели среднюю толерантность, Б-рн Ж. В. – высокой.

Таким образом, у большинства тренеров (5 человек), принявших участие в исследовании, имели среднюю толерантность к организационному стрессу, у 3 тренеров – высокая. Высокой восприимчивости к организационному стрессу среди обследованных обнаружено не было.

2.4 Обсуждение полученных результатов

Как уже упоминалось, проявления профессионального стресса у индивида зависят от установок личности [14]. У 6 человек из 8 тренеров, принявших участие в исследовании, были выявлены андрогинные установки, которые характеризуются балансом между саморазрушительными мускулинными и адаптивными феминными установками, которые, тем не менее, определяют предрасположенность к неврозам. У 2 женщин-тренеров, принимавших участие в исследовании, обнаружен феминный тип, причем у 1 из них – ярко выраженный. Согласно данным литературы [14], феминные установки личности обусловливают повышенную толерантность к различным видам стресса и профессиональному стрессу в частности. Однако в данном исследовании у обеих женщин с феминными установками обнаружен средний уровень толерантности к стрессовым нагрузкам.

Был поведен корреляционный анализ, который не выявил сильной зависимости между индексом андрогинности (IS) и уровнем устойчивости к организационному стрессу как в группе мужчин (коэффициент корреляции Спирмена r=0,012), так и в группе женщин (r=-0,034).

В целом, мужчины-тренеры, принимавшие участие в исследовании характеризовались более высокой устойчивостью к организационному стрессу по сравнению с женщинами-тренерами. Однако в данном исследовании средний возраст женского контингента был выше такового у мужского контингента. Согласно данным литературы [13], с возрастом возможности организма к адаптации к стрессу.

Таким образом, изучение гендерных особенностей устойчивости к профессиональному стрессу выявило, что у всех мужчин-тренеров, принимавших участие в исследовании доминируют андрогинные установки, более адаптивные по сравнению с агрессивными мускулинными, более характерными для представителей мужского пола. У половины женщин-тренеров, принимавших участие в исследовании, также обнаружены андрогинные установки, у остальной половины – феминные, более характерные для представительниц женского пола. Мужчины, принявшие участие в исследовании, характеризовались в целом более высокой толерантностью к организационному стрессу относительно женщин.


Выводы по главе 2:

  1. У большинства тренеров, принявших участие в исследовании, обнаружена доминирующая андрогинная установка.
  2. У большинства тренеров, принявших участие в исследовании, обнаружена средняя толерантность к развитию организационного стресса.
  3. В проведенном исследовании данные литературе о более адаптивных феминных установках в условиях профессионального стресса не нашли свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено теоретическое (анализ и систематизация доступной литературы по выбранной проблеме) и эмпирическое (экспериментальное тестирование тренеров по различным видам спорта) исследование.

Стресс представляет собой феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразное повреждающее воздействие, которое в свою очередь называется стрессором, адаптация к которому заключается в изменении вегетативной и симпатоадреналовой системы человека к новым условиям. Поэтому изучение стресса и адаптации к нему возможно только на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического единства человека.

Профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия, заключающиеся в снижении производительности труда, работоспособности, психического и физического здоровья человека. Кроме того, этот вид стресса напрямую связан с организационными проблемами, нечеткими служебными обязанностями, маленькой заработной платой и неясной перспективой служебного продвижения.

Противоположные тенденции в реагировании мужчин и женщин на профессиональные стрессогенные обстоятельства могут объясняться биологическими различиями в системах, адаптирующих организм к стрессу. У женщин имеется более высокая устойчивость соматических органов к воздействию стресса в то время как более высокая степень приспособленности представителей мужского пола к выживанию в динамично меняющихся условиях сопровождается более высокой смертностью от соматических осложнений.

Экспериментальное изучение психологического типа тренеров, принявших участие в исследовании, показало, что у большинства из них андрогинные установки (4 женщины и 2 женщины), у двух женщин – феминный тип.

Кроме того, у большинства тренеров (5 человек), принявших участие в исследовании, имели среднюю толерантность к организационному стрессу, у 3 тренеров – высокая. Высокой восприимчивости к организационному стрессу среди обследованных обнаружено не было.