Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Генезис правового развития права на фирменное наименование законодательстве России и в отдельных зарубежных странах).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект
1.2 Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран
2. Правовая охрана фирменного наименования в российском законодательстве
2.1 Понятие фирменного наименования
2.2. Содержание права на фирменное наименование
3 Охрана и защита права на фирменное наименование
3.1. Охрана фирменных наименований и прав на них
С изменением ГК РФ Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ в отношении возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, установлено, что размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, при этом суд не может отказать в удовлетворении требования о возмещении убытков лишь на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков должен быть определен судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности (п. 5 ст. 393 ГК РФ). Указанная норма не подлежит применению к случаям нарушения исключительного права; эта норма относится лишь к институту исполнения обязательств, однако представляется, что исходя из необходимости обеспечения единообразного регулирования сходных отношений ее целесообразно применять по аналогии закона и в случаях предъявления требований о возмещении убытков, причиненных нарушением исключительного права на фирменное наименование.
Второй вид убытков - упущенная выгода, т.е. доходы, которые потерпевший не получил, хотя получил бы, если бы право нарушено не было. Статья 15 ГК РФ устанавливает упрощенный порядок доказывания упущенной выгоды в случаях, когда правонарушитель извлек доходы от нарушения права. Упущенная выгода, согласно закону, может быть взыскана в сумме, не меньшей, чем доходы, полученные нарушителем. В нашем случае это значит, что правообладатель "старшего" фирменного наименования вправе взыскать с обладателя "младшего" фирменного наименования сумму, равную доходам, полученным нарушителем от использования фирменного наименования. Следует понимать, что это не все доходы коммерческой организации с "младшим" фирменным наименованием, а лишь полученные от ведения деятельности, аналогичной деятельности потерпевшего, поскольку только таковая является нарушением исключительного права.
В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК РФ специальным способом защиты права на фирменное наименование является публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Данный способ защиты является юрисдикционным (применяется по решению суда), правовосстановительным - в результате его использования восстанавливается нарушенное право субъекта, в частности его доброе имя, деловая репутация. Представляется, что существование такого способа защиты демонстрирует косвенным образом признание существования личных неимущественных прав у коммерческой организации на фирменное наименование. Действительно, ожидаемым результатом публикации такого решения является доведение информации до публики. Никаких денежных выплат при этом не производится, имущество правообладателя не увеличивается. Полезный эффект существует только в области доброго имени правообладателя. Справедливости ради следует отметить, что в судебной практике дел, где бы такой способ применялся, не удалось обнаружить.
Как и любое субъективное право, право на фирменное наименование может защищаться и универсальными способами. К таковым, например, можно отнести признание права. Как правило, признание права используется истцами наряду с другими способами защиты их прав, например предъявляется иск о признании права и о прекращении использования фирменного наименования ответчиком. Иск о признании служит установлению существования у субъекта оспариваемого права. Не случайно такое требование редко бывает единственным - вслед за устранением правовой неопределенности, связанной с существованием права, должен быть использован какой-то еще правовосстановительный или компенсационный способ, чтобы прекратить нарушение или минимизировать негативные имущественные последствия, связанные с нарушением права.
Заключение
Исследование сущности фирмы, а также правоотношений по ее поводу привело нас к следующим выводам. Фирменное наименование представляет собой включенное в ЕГРЮЛ словесное обозначение, позволяющее идентифицировать коммерческую организацию в торговом обороте, индивидуализирующее ее среди иных, занимающихся сходными видами деятельности, предназначенное для сообщения всем заинтересованным лицам минимально необходимой информации о ней, определяемое в учредительном документе юридического лица.
Фирма представляет собой одновременно часть коммерческой организации, без которой она не может быть создана, и объект правоотношения. В этом дуализме фирмы состоит корень всех проблем фирменного права.
Исторически к фирменному наименованию предъявляются четыре базовых требования (принципа) - уникальности, постоянства, истинности и обязательности. С развитием коммерческого оборота эти требования смягчаются, адаптируются к реалиям, однако их проявления неизменно присутствуют в фирменном праве. Законодательного закрепления принципы фирмы не имеют, однако содержатся в обычно-правовых нормах и поддерживаются сообществом коммерсантов.
Фирменное наименование выполняет идентификационную, индивидуализирующую, коммуникативную, рекламную, репутационную, обеспечительную и информационную функции.
Идентификационная функция фирменного наименования проявляется в том, что с помощью фирмы физические лица маркируют совершаемые ими действия в качестве действий коммерческой организации, а также в обозначении участников определенного гражданско-правового сообщества в качестве единого целого. Идентификационная функция является основной для фирменного наименования, именно необходимость ее осуществления привела к возникновению фирмы. Эта функция находит закрепление в ст. 48 ГК РФ, в установлении необходимости участия юридического лица в обороте под собственным именем. Реализация идентификационной функции осуществляется путем установления юридической обязанности всех коммерческих организаций действовать под фирмой и запрета использования псевдонима или анонимного участия в гражданском обороте для коммерческой организации.
Коммуникативная функция заключается в передаче посредством фирменного наименования определенного сообщения участникам гражданского оборота, интерпретация которого должна осуществляться с использованием разработанных правовой герменевтикой приемов и способов.
Индивидуализирующая функция фирменного наименования состоит в отграничении одной коммерческой организации от других коммерческих организаций. Информационная функция состоит в передаче с помощью фирмы необходимой информации о коммерческой организации в случаях, когда включение такой информации является обязательным; одним из проявлений (частным случаем) информационной функции является обеспечительная функция, состоящая в том, что в отдельных случаях через фирму учредители обязаны сообщить о себе как о лицах, отвечающих по обязательствам коммерческой организации перед кредиторами. Рекламная функция фирмы состоит в ее использовании для продвижения товара, работ, услуг коммерческой организации, а репутационная функция проявляется в оценке по фирме деловых качеств коммерческой организации.
Нормы о фирменном наименовании содержатся в различных правовых институтах: в нормах корпоративного, торгового законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности. В зависимости от цели правового регулирования тех или иных отношений, используемых принципов правового регулирования, отношения в области фирменных наименований в каждом правовом институте регулируются с использованием разных методов. Вследствие этого фирменное право не может рассматриваться как самостоятельная отрасль права или хотя бы как самостоятельный правовой институт. Наиболее адекватной формой правового регулирования фирменных отношений является принятие комплексного нормативного правового акта, не включенного в какой-либо из разделов ГК РФ, поскольку при этом теряются особенности фирменных отношений и к их регулированию применяются несвойственные методы правового воздействия.
В силу этого нельзя признать удачным рассмотрение фирменного права как части права интеллектуальной собственности и сводить сущность фирменного наименования к средствам индивидуализации коммерческой организации. В зарубежных правопорядках роль отдельного нормативного правового акта выполняют разделы торговых кодексов, которые изначально формируются не на основе выделения отношений, требуемых в регуляции единообразными методами, а исключительно на основе общности регулируемой сферы и носят всегда комплексный характер. В российском праве условия для принятия торгового кодекса не сложились, поэтому соответствующие нормы могут быть сконцентрированы в подзаконном нормативном правовом акте, на который могут быть сделаны соответствующие ссылки в ГК РФ.
Содержание фирмы представляет собой то словесное сообщение, которое адресуется неопределенному кругу лиц и содержит сведения о коммерческой организации. Порядок включения отдельных слов в фирменное наименование регулируется законом и правовыми обычаями. Больше всего требований установлено к включению в фирму названий других субъектов права. Наиболее частым нарушением при создании фирменного наименования является необоснованное включение в фирму официального наименования Российской Федерации или производных от него слов.
Основным требованием к использованию отдельных слов и выражений должно быть обеспечение недопустимости введения в заблуждение окружающих. Основная роль в этом ложится на регулирование коммерческим сообществом и обычно-правовые нормы, которые могут обеспечить большую вариативность гипотез и диспозиций, а значит, более соответствовать конкретной ситуации. Модель общественного отношения, включаемая в статью нормативного правового акта, такой пластичности содержать не может.
Фирма представляет собой результат творческой деятельности, она возникает с момента закрепления ее в уставе, учредительном договоре или решении о создании коммерческой организации, действующей на основании типового устава. Для возникновения личного права коммерческой организации на фирму, а также обязанности по ее использованию достаточно государственной регистрации коммерческой организации в ЕГРЮЛ. Для возникновения исключительного права на фирму необходим сложный фактический состав, включающий помимо государственной регистрации коммерческой организации еще и фактическое использование фирмы для ведения предпринимательской деятельности.
Ни фирма, ни право на нее государственной регистрации не подлежат.
Личное право на фирму является абсолютным и состоит в возможности самостоятельно избирать и менять фирму, а также требовать от окружающих не искажать фирму при идентификации коммерческой организации, не порочить фирму, иным образом не нарушать право на фирму коммерческой организации. Исключительное право состоит в возможности использовать фирму по своему усмотрению и в запрете окружающих использовать тождественную или сходную фирму. Обязанность выступать под фирмой является мерой должного поведения коммерческой организации. Личное право на фирму существует бессрочно и может защищаться заинтересованными лицами даже после прекращения коммерческой организации. Исключительное право и обязанность действовать под фирмой прекращаются с исключением организации из ЕГРЮЛ.
Охрана права на фирму включает в себя трехуровневую систему мероприятий, направленную на обеспечение беспрепятственного осуществления права и недопущение его нарушения. Она включает в себя уровень государства, уровень гражданского общества (сообщества коммерсантов) и уровень субъектов правореализационной деятельности. Защита права на фирму может осуществляться как с применением универсальных способов, так и специальными способами защиты.
Проведенное исследование позволило сформулировать основы отечественного фирменного права, подразделения частноправовой юридической науки, исследующей закономерности создания и использования фирменных наименований коммерческой организацией. Сущность фирмы и разрозненность нормативного правового регулирования фирменных отношений не позволяют считать фирменное право частью науки гражданского, корпоративного или торгового права, каждая из которых не может охватить всех закономерностей фирменных отношений.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 14. Ст. 1998.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016)// "Российская газета", N 289, 22.12.2006,
Абрамова Е.Н., Сергеев А.П., Аверченко Н.Н., Грачев В.В., Павлов А.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. Учебно-практический комментарий (под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева). - М.: "Проспект", 2016.
- Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С.А.). - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2013 г.
- Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. М.: Статут, 2016. 431 с.
- Вацковский Ю.Ф. "Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований", "Статут", 2014
- Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. - "Волтерс Клувер", 2015 г.
- Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ-Пресс", 2010 г.
- Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность. - Система ГАРАНТ, 2015 г.
- Данилин С.Н., Борисов А.Н. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. 896 с.
- Еременко В.И. О проблемах соотношения фирменных наименований и коммерческих обозначений в части четвертой Гражданского кодекса РФ,"Законодательство и экономика", 2015, N 12
- Еременко В.И. О правовой охране фирменных наименований в России // "Законодательство и экономика", N 5, май 2012 г.
- Забегайло Л.А., Назарова И.А.Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица // "Современное право", 2014, N 8
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части третья, четвертая ГК РФ (под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова). - "Издательство Юрайт", 2014 г.
- Кудаков А.Д., Е.А. Кудакова, Средства индивидуализации и патенты - выявление рисков утраты и пути их снижения в условиях действия части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Имущественные отношения в Российской Федерации", N 2, февраль 2014 г.
- Новое последствие несоответствия закону фирменного наименования
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Интеллектуальная собственность / Корпоративная практика / Слияния и поглощения, Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014 - Одинцов С.В. Соотношение понятий "фирма" и "фирменное наименование" // "Гражданское право", 2016, N10
- Чистякова Л. Наименования компаний: проблемы и пути решения // "Новая бухгалтерия", выпуск 4, апрель 2015 г.
- Шишкин Д.А. Соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения // Российская юстиция. 2015. N 6. С. 5 - 8.
- Шишкин Д.А. Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран , "Российская юстиция", 2017, N 3