Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Генезис правового развития права на фирменное наименование законодательстве России и в отдельных зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Содержание права на фирменное наименование

Сущность права на фирму заключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под собственным фирменным наименованием. Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои имущественные или неимущественные права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах, на товарах или их упаковке и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.

Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму), фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму). В части четвертой Гражданского кодекса наконец-то оказался решенным вопрос о недопустимости использования другими лицами не только фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица, но и сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Нарушением права на фирменное наименование будет и использование юридическим лицом, осуществляющим аналогичную деятельность, иного средства индивидуализации, сходного с фирменным наименованием до степени смешения, в частности товарного знака или коммерческого обозначения[11].

Характеризуя юридическую природу права на фирму, следует выделить несколько свойственных ему признаков. Прежде всего, данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. фирмовладелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам. Иными словами, фирмовладельцу противостоит не какое-либо конкретное лицо, обязанное совершить или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий, а все третьи лица, на которых лежит обязанность не нарушать право на фирму и не препятствовать фирмовладельцу в осуществлении его правомочий.


Право на фирму часто характеризуется в литературе как личное неимущественное право, с чем следует в целом согласиться. Действительно, данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков[12].

Право на фирму носит в принципе бессрочный характер. Это означает, что, приобретя в установленном порядке данное право, лицо может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, т.е. до тех пор, пока существует само предприятие и фирменное наименование правдиво отражает его организационно-правовой статус и иные атрибуты.

Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности фирмовладельца. Иными словами, лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, но и обязано это делать. Данное правило закона установлено в интересах других участников оборота и потребителей, которые вправе знать, с кем они имеют дело. В этих целях юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наименованиями, соответствующими требованиям действующего законодательства, а не выступать под ничего не значащими обозначениями типа "фирма", "компания", "центр" и т.п. Указанные слова могут использоваться только тогда, когда они включены во вспомогательную часть фирменного наименования в качестве факультативных добавлений. Как нарушения действующего законодательства следует квалифицировать и случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обороте, например помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации, ведение торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.

С рассмотренной выше особенностью права на фирменное наименование тесно связан и такой момент, как возможность юридического лица обладать лишь одной фирмой. Одно и то же предприятие не может одновременно выступать под несколькими фирмами, так как это дезориентировало бы других участников оборота и создавало бы возможности для злоупотреблений. Другое дело, что юридическое лицо может пользоваться не только полным, но и сокращенным фирменным наименованием, при условии что последнее отражено в его учредительных документах.


Право на фирму охраняется на всей территории России, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции, без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ. Между тем п. 1 ст. 1475 ГК[13] ставит условием предоставления охраны фирменному наименованию на территории Российской Федерации включение его в Единый государственный реестр юридических лиц. Это положение явно не согласуется со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности и потому не подлежит применению.

Вопрос о том, с какого момента возникает право на фирменное наименование, последние годы находился в "подвешенном" состоянии. На протяжении многих лет права на фирму возникали в России в явочном порядке, т.е. приобретались теми юридическими лицами, которые первыми начинали ими пользоваться. Однако частью первой Гражданского кодекса (ст. 54 в ее первоначальной редакции) был намечен переход к регистрационной системе, при которой необходимым условием возникновения исключительных прав на фирменные наименования становилась их специальная регистрация, которая должна была быть регламентирована специальным законом о фирменных наименованиях. С принятием части четвертой Гражданского кодекса законодатель, наконец, отказался от идеи перехода к регистрационному порядку возникновения права на фирменного наименование, сохранив прежний порядок (п. 1 ст. 1473, п. 2 ст. 1475 ГК)[14].

Право на фирму является правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель. Право на фирму не может передаваться другим лицам даже вместе с передачей самого предприятия.

Право на фирменное наименование прекращается одновременно с ликвидацией самого фирмообладателя (п. 2 ст. 1475 ГК). Кроме того, можно выделить несколько дополнительных оснований его прекращения. Во-первых, фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием. Во-вторых, прекращение права на фирму может быть обусловлено реорганизацией юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое прежнее фирменное наименование. Наконец, в-третьих, право лица на дальнейшее пользование конкретным фирменным наименованием может быть прекращено по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц. Норм, которые бы предусматривали возможность прекращения права на фирменное наименование в связи с его неиспользованием, российское законодательство не содержит.


3 Охрана и защита права на фирменное наименование 

3.1. Охрана фирменных наименований и прав на них

Нормальная реализация субъективного права требует применения мер охраны и защиты этого права. Под охраной права можно понимать совокупность мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание правового режима, при котором субъективное право не нарушается. К мероприятиям охраны прав относятся превентивные меры, исходящие от государства, гражданского общества, самих управомоченных субъектов, которые в совокупности позволяют беспрепятственно реализовать субъективное право управомоченному лицу. Чем более эффективными являются меры охраны, тем меньше необходимости в применении мер защиты. Основной задачей правовой работы является создание надлежащего режима реализации прав с помощью комплексного применения всех существующих правовых средств охраны, при этом действие одних средств не должно противоречить другим, применение правового инструментария должно быть системным и последовательным. Эти положения в полной мере распространяются и на охрану права на фирменное наименование. Рассмотрим, какие меры могут быть предприняты для создания и поддержания должного режима.

Обеспечение нормального функционирования института фирменных наименований в литературе зачастую в первую очередь связывают с осуществлением системы мер государством. Зачастую отмечают, что если бы регистрирующие органы неуклонно обеспечивали уникальность фирменных наименований, отказывая в государственной регистрации юридических лиц, чьи фирменные наименования совпадают с уже зарегистрированными в реестре, то большей части нарушений можно было бы избежать[15]. При всей кажущейся простоте такой путь представляется ошибочным. Государство не должно на себя брать избыточное вмешательство в частные дела, создавать административные барьеры предпринимательству без должных к тому оснований. Неслучайно международно-правовой режим фирменных наименований предоставляет правовую охрану фирменных наименований лишь с момента их использования, т.е. осуществления предпринимательской деятельности под фирменным наименованием, размещения его на вывесках, бланках, в сети Интернет и пр. Сама по себе государственная регистрация коммерческой организации под определенным фирменным наименованием не приводит к возникновению исключительного права на фирменное наименование в отрыве от использования такового. Подавляющее большинство зарегистрированных в ЕГРЮЛ коммерческих организаций никогда не осуществляли никакой предпринимательской деятельности, это так называемые фирмы-однодневки, учредители которых создали их для совершения одной хозяйственной операции либо вовсе без такого намерения. У таких организаций нет работников, они не производят продукции, не продают товаров, не выполняют работ и не оказывают услуг. В ЕГРЮЛ, однако же, они числятся как зарегистрированные правоспособные юридические лица. Если подходить формально к обеспечению охраны фирменных наименований, то фирмы таких "фирм-однодневок" будут защищаться против добросовестных субъектов, избравших то или иное фирменное наименование исходя из реального характера осуществляемой деятельности, из оценки привлекательности фирменного наименования для потенциальных покупателей. Результаты ограничения регистрации по вновь поступающим заявлениям на основании только лишь формального сопоставления поданного заявления с уже имеющимися в базе данных сведениями можно наблюдать на примере деятельности по регистрации доменных имен. Технические особенности регистрации не позволяют создавать доменные имена, идентичные уже имеющимся, вследствие чего активно развивается вторичный рынок доменных имен, где привлекательные доменные имена продаются по цене, в десятки и сотни тысяч превышающей плату за регистрацию доменного имени. Процветают тайпсквоттинг, киберсквоттинг и иные действия, граничащие с правонарушениями. Честные субъекты предпринимательской деятельности вынуждены вести борьбу с шантажистами в области адресации в сети Интернет, тратить значительные средства и организационные усилия. Вряд ли негативную ситуацию, сложившуюся в сфере доменных имен, стоит продвигать в другие сферы. Получается, что либо регистрирующий орган в каждом случае обращения за государственной регистрацией коммерческой организации, фирменное наименование которой совпадает с фирменным наименованием уже зарегистрированной в реестре организации, будет автоматически отказывать в регистрации, либо регистрирующий орган должен проводить экспертизу по существу, направленную на установление того, осуществляется ли фактическое пользование фирменным наименованием ранее зарегистрированной организацией, что потребует несоразмерных организационных затрат, существенного удлинения процедуры регистрации, целесообразность которых неочевидна. Более того, исходя из поставленных Президентом РФ задач увеличения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, снижения административных барьеров для бизнеса усложнение государственной регистрации юридических лиц и увеличение числа отказов в регистрации - сомнительные решения. Как видится, оба варианта неприемлемы. Прав О.А. Городов, отметивший, что законодательство о государственной регистрации юридических лиц "не призвано регулировать отношения, складывающиеся в связи с регистрацией фирменных наименований"[16]. Представляется, что не стоит злоупотреблять государственными мерами охраны права на фирменное наименование; вмешательство государства в экономику должно быть обосновано необходимостью решения задач государства. Существующий порядок государственной регистрации, при котором на стадии регистрации отказывают лишь в случаях явного несоответствия фирменного наименования требованиям закона (например, необоснованное включение официального наименования "Российская Федерация" в фирму), является оптимальным, обеспечивающим должную защиту общественного и публичного интереса, с одной стороны, но при этом не создающим препон для ведения бизнеса - с другой. Частные интересы должны обеспечиваться частноправовыми средствами в тех случаях, когда нет риска негативных последствий для слабых, нуждающихся в правовой защите субъектов либо публичных интересов.


Второй уровень охраны прав на фирменное наименование - это уровень гражданского общества. Возможности гражданского общества по формированию правопорядка, элементом которого и является режим ненарушения прав на фирменное наименование в современных условиях, явно являются недооцененными. Саморегулирование в области фирменных наименований практически полностью отсутствует. Для сравнения: в области доменных имен саморегулирование - основной превентивный метод для недопущения недобросовестных действий при регистрации доменных имен. Существует специально созданная некоммерческая организация "Координационный центр национального домена в сети Интернет", которая и осуществляет предварительное рассмотрение споров, связанных с регистрацией доменных имен и использованием в них чужих средств индивидуализации. На уровне гражданского общества возможно формирование негативной оценки поведения коммерсантов, использующих сходные до степени смешения или тождественные фирменные наименования; допускающих недобросовестную конкуренцию с использованием фирменных наименований; нарушающих принципы истинности, уникальности, постоянства фирмы даже и в тех случаях, когда законодательное регулирование оказывается непригодным и не может обеспечить надлежащую охрану прав субъектов.

Третий уровень - надлежащая организация правовой работы на уровне коммерческой организации. Во внутренних документах коммерческой организации следует определить ответственное лицо, на которого будет возложено осуществление мониторинга рынка аналогичной деятельности с целью выявления случаев регистрации коммерческих организаций с тождественными или сходными до степени смешения фирменными наименованиями. В подобных ситуациях следует налаживать претензионную работу с выявленными нарушителями права на фирменное наименование, направляя им требования добровольного устранения нарушения. Практика показывает, что, к сожалению, в большинстве случаев нарушители отвечают отказами или вовсе не отвечают на подобные обращения. Это связано с недостаточной эффективностью мер второго уровня охраны, исходящих от гражданского общества, несформированностью правосознания и правовой культуры на должном уровне. Несмотря на это, попытки досудебного урегулирования стоит предпринимать с целью формирования репутации коммерческой организации. Для тех же целей информацию о выигранных судебных спорах по каждому из подобных случаев следует освещать в средствах массовой информации, таким образом формируя репутацию субъекта, отстаивающего свое право на фирменное наименование в суде. В свою очередь при создании коммерческой организации и выборе фирменного наименования добросовестному субъекту следует обратиться в ЕГРЮЛ и проверить, зарегистрированы ли коммерческие организации с подобными фирменным наименованием, и если да, то какой деятельностью они занимаются исходя из сведений, зарегистрированных в ЕГРЮЛ. При возникновении сомнения следует воздержаться от использования такого фирменного наименования.