Файл: ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШРИФТОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ МАКСА МИДЕНГЕРА И ЭДУАРДА ХОФФМАНА (1.ТИПОГРАФИКА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТИПОГРАФИКА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
1.1 Основные терминологические понятия
1.2 Основные принципы шрифтовой графики
1.3 Шрифты эпохи модернизма в типографике
2 HELVETICA – «ПРОДУКТ МОДЕРНИЗМА»
2.1 Предпосылки появления швейцарского интернационального стиля в типографике
2.2 Основные признаки швейцарского стиля в типографике
3 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК HELVETICA
3.1 Анализ первичного исследования изменений, произошедших в веб-типографике
высота букв - средняя высота строчных букв в набранном тексте определяет, насколько строчные буквы разнятся с заглавными (это может ухудшить читабельность);
интервал - правильные отступы могут колоссально улучшить читаемость.
Полиграфические элементы, влияющие на удобочитаемость, можно условно разделить на несколько групп:
1. Шрифт: размер, цвет, тип, интервал между буквами, жирность.
2. Цвет: контрастность, цветопередача.
3. Оформление: длина строки, выравнивание, колонки, ширина полей.
Данные группы показывают, что с точки зрения полиграфии, удобочитаемость зависит от трех компонентов и их исполнения. Для того чтобы правильно оформить текст, необходимо проанализировать адресата, которому он предназначается.
Но существуют и общие правила оформления печатного текста:
1. Форма представление печатного текста. Необходимо изначально определить в каком виде будет представлен текст: электронном ли печатном. Исходя из этого, подобрать необходимый шрифт, например, если текст планируется представить в бумажном варианте, то используется шрифт с засечками.
2. Адресат. От адресата зависит очень многое, раньше уже упоминалась, что оптимальный размер шрифта для детей и взрослых разный. Также необходимо обратить внимание на назначение текста, если это официальный документ, то не следует цвет шрифта делать ярким или разноцветным, или использовать шрифт, предназначенный для создания листовок, буклетов и т.п.
3. Единый стиль. Для обеспечения удобочитаемости текста, не следует делать оформление чересчур пестрым, во всем должна просматриваться определенная логика, единство.
Использование большого количества разных шрифтов, цвета, выделения и т.п., в разы снижает эффективность прочтения. Для создания удобного при чтении текста следует руководствоваться правилом единого стиля, которое позволит избежать отягощения текстового материала.
1.3 Шрифты эпохи модернизма в типографике
Идеологический подход к типографике, зарождавшийся в Европе в первой и второй декадах ХХ века, развивался вопреки всем бедам индустриализации ХIХ века. Он был «обязательством» против алчности, коммерциализации, эксплуатации и дешевизны.
Движение модернистской типографики - мятеж против слишком декоративного оформительского подхода XIX века (Приложение, рисунок 1).
Чтобы разобраться с типографикой, а конкретно - со шрифтами модернизма, нужно чётко обозначить это понятие (хотя бы приблизительно) во времени и принципиально.
Модернизм - направление в искусстве конца XIX - начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ [5].
Модернизм (фр. modernisme, от moderne - современный, англ. modernism) - неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах.
В наиболее широком из них оно употребляется в западной эстетике и искусствознании ХХ века для обозначения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизского характера, возникших под влиянием НТП в техногенной цивилизации во второй половине ХIХ - первой половине ХХ века (или даже несколько шире), начиная с символизма и импрессионизма и кончая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли ХХ века, включая все авангардные движения, вплоть до его антипода - постмодернизма.
В качестве основных особенностей модернизма, указывают на эстетическую стратегию автономии искусства, принципиальную независимость от количества вне художественных контекстов (социального, политического, религиозного и т.п. [5].
Рассмотрим шрифты, которые были востребованы в типографике в модернистский период:
1) Шрифт Akzidenz Grotesk (1896) (Приложение, рисунок 2) считается одним из первых и важнейших шрифтов без засечек (Гротесков). Он был впервые выпущен типографией Berthold Type Foundry в Берлине.
Самый популярный шрифт этого направления, Акциденц-Гротеск, был выпущен Литейным цехом Бертольда в 1896 году и, возможно, был первым в своем роде. Вскоре он стал одним из наиболее широко используемых шрифтов и даже был продан в США под названием «Стандарт» или «Основной коммерческий» [7].
В середине 20 века Akzidenz Grotesk стал главным шрифтом «швейцарской типографики».
В конце двадцатых годов 20 века Akzidenz Grotesk стал терять свою популярность в связи с выходом геометрических гротесков вроде шрифтов Futura и Erbar (Приложение, рисунок 3, 5).
2) Шрифт Futura. В 1924 году Якоб Хегнер заказывает Паулю Реннеру (Paul Renner) «шрифт будущего». В 1927, после трёх лет работы шрифт появляется на свет, он отражает в себе влияние Баухауза и советского конструктивизма и изначально задумывался как шрифт будущего. Первое использование данного шрифта состоялось в 1927 году, когда он впервые был отлит компанией Bauer.
Являясь геометрическим гротеском с формами, стремящимися к идеальным геометрическим фигурам, шрифт Futura становится классическим шрифтом (Приложение, рисунок 4).
Futura – другой шрифт стиля без засечек (sans-serif), широко используемый в графическом дизайне. Этот шрифт основан на геометрических формах и используется в таких логотипах и в книгах, где текст занимает немного больше места, чем обычно.
Существуют такие версии шрифта, как Futura Black, Futura Display, Futura Condensed и т.д. [7].
Шрифт Futura был русифицирован к Летним Олимпийским Играм 1980 года, он стал основой для фирменного стиля и логотипа Олимпиады (Приложение, рисунок 4). Иллюстрации также выполняются в геометрической технике.
3) Шрифт Erbar. Erbar-Grotesk (1926) (Приложение, рисунок 5).
Первым отлитым в металле немецким геометрическим гротеском стал Erbar-Grotesk, выпущенный словолитней Ludwig & Mayer в 1926 году. Его создатель Якоб Эрбар (Jakob Erbar, 1878 - 1935) взял в качестве базового элемента своего шрифта круг (отметим практически идеально круглую форму прописной буквы О.
В период с 1926 по 1930 год Erbar-Grotesk вырос в беспрецедентно большое шрифтовое семейство со множеством начертаний: от светлого до жирного с соответствующими курсивами, узкими начертаниями, а также несколькими оригинальными контурными начертаниями для заголовков и буквиц.
Позднее появились шрифты Lucina, Lichte fette Grotesk, Lumina и Lux, которые были своего рода «родственниками» семьи Erbar-Grotesk. Характерными чертами Erbar-Grotesk являются двухчастная строчная «а» и выразительная лигатура «ß», у которой есть и верхний, и нижний выносные элементы. Отголоски шрифта Erbar-Grotesk и по сей день можно встретить на многих уличных указателях в западной части Берлина.
4) Шрифт Kabel. 1928 - первый выпуск шрифта Kabel (Приложение, рисунок 6). Словолитня Klingspor выпустила работу Рудольфа Коха в 1927 году в единственном начертании [8].
В небольшой публикации 1930 года Рудольф Кох представляет диаграммы - квадратные модульные сетки, на основе которых строились прописные буквы. Примечательно, что, в отличие от Erbar Grotesk или Furura, в шрифте Kabel Рудольф Кох строит букву D экстремально узкой.
Характерные особенности шрифта: короткая «кепочка» у строчной буквы - а, двойная конструкция W, наклонный средний штрих e, а также довольно затейливая форма g.
5) Шрифт Univers. Шрифт Univer был спроектирован в 1954 году, как аналог шрифта Akzidenz Grotesk, был очень популярен в 1950-х и 1960-х годах (Приложение, рисунок 7).
Univers – шрифт, разработаный Адрианом Фрутигером (Adrian Frutiger) имеет массу сходств со шрифтом Helvetica.
Univers спроектирован таким образом, что он может легко быть прочитан с длинных расстояний по сравнению с другими шрифтами. Поэтому он находит частое применение в дорожных знаках, используется множеством авиакомпаний. Примерами выдающиеся фирм, которые использовали этот шрифт являются Swiss International Air Lines, Deutsche Bank и Frankfurt airport [8].
6) Шрифт Neue Haas Grotesk. Макс Мидингер создаёт Neue Haas Grotesk в 1957 году. Шрифт был создан как аналог Akzinenz Grotesk в связи с его растущей популярностью (Приложение, рисунок 8). Представленный на выставке «Graphic 57» в июне 1957 года, шрифт мгновенно стал популярным, став признаком швейцарского дизайна [8].
7) Шрифт Neue Haas Grotesk. Готовые оттиски новорожденного Haas Grotesk появляются в 1957 году (Приложение, рисунок 9).
8) Шрифт Helvetica. В 1959 шрифт Neue Haas Grotesk был несколько видоизменён для машины Linotype, на которой планировалось запустить его в массовое производство.
Этот шрифт в целях маркетинга Хайнз Эйль, менеджер по продажам в Stempel AG (компания, лицензировавшая шрифт), предложил назвать Helvetia, но оно было уже занято, и Э. Хоффман предложил другое - Helvetica (Приложение, рисунок 10).
Helvetica выглядит максимально разборчиво, нейтрально и серьезно. Именно поэтому с самого начала её покупают только серьезные компании: Deutsche Bahn, BMW и т.д.
Затем Helvetica попадает в руки Adobe и Apple. С развитием информационных систем Helvetica было удобно взять за основу. Тут она разрослась до известных масштабов, и сама стала брендом.
Эта гарнитура является одной из самых популярных на планете, символизируя нейтральный шрифт без лишней стилизации.
В качестве основных особенностей модернизма, указывают на эстетическую стратегию автономии искусства, принципиальную независимость от количества вне художественных контекстов (социального, политического, религиозного и т.п.)
Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.
В начале в типографическом стиле активно использовались шрифты Akzidenz Grotesk и Univers, но с появлением Helvetica стиль приобрёл единый и постоянный шрифт.
Эта гарнитура является одной из самых популярных на планете, символизируя нейтральный шрифт без лишней стилизации.
2 HELVETICA – «ПРОДУКТ МОДЕРНИЗМА»
2.1 Предпосылки появления швейцарского интернационального стиля в типографике
Интернациональный типографический стиль или швейцарский стиль, появившийся во второй половине 50-х годов ХХ века - концепция дизайна, повлиявшая на всё последующее поколение художников, графиков, типографов.
В этот период времени, в типографике, важна становится информация: вместо рисованных иллюстраций используются фотографии, либо знаки из простых геометрических форм.
В начале в типографическом стиле активно использовались шрифты Akzidenz Grotesk и Univers (рассмотренные ранее в параграфе 1.3), но с появлением Helvetica стиль приобрёл единый и постоянный шрифт.
Швейцарский интернациональный стиль безраздельно господствовал в 1950 - 1960-х гг., но началом его зарождения является, так называемая «новая типографика», которая сформировалась и продвигалась еще в середине 1920 -х гг. в Баухаусе в Германии, во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе в России, а также в Варшаве, Праге, Берлине и Амстердаме.
Эстетические принципы «новой типографики» брали свое начало в художественных достижениях футуризма, дадаизма, неопластицизма, функционализма и конструктивизма.
Модернистские и авангардные художественные ценности первоначально были переведены на язык типографики в творчестве Л. Мохой-Надя, П. Цварта, Г. Байера, Й. Альберса, О. Шлеммера, Й. Шмидта, Эль Лисицкого.
Появление нового типографского искусства в социокультурном плане было обусловлено ростом массовой культуры, а перед его создателями стояла задача в условиях демократизации социально-политических ценностей общества создать язык типографики, наиболее эффективно воздействующий на сознание масс. Функционально обоснованная, грамотная визуальная культура должна была формировать новый тип социальных отношений в современном обществе.
Ученые из Калифорнии подсчитали: человек в сутки видит больше 100 тысяч слов. Кажется, многовато, но если задуматься: забавные истории в социальных сетях, названия остановок, объемные рабочие документы, обеденное меню, лейблы на одежде, адресные таблички, надписи на косметике и продуктах, книга перед сном и т.д. Можно продолжать бесконечно. При этом самое интересное, что большинство надписей выполнено одним шрифтом - Helvetica.
В послевоенные 50-е, мир дизайна стремился к красоте, лаконичности и демократизации, поэтому особенным успехом пользовался швейцарский стиль (Приложение, рисунок 11).
Маленькая швейцарская компания Haas’sche Schriftgiesserei, вблизи Базеля, разрабатывает и продает шрифты, однако дела идут из рук вон плохо: давят конкуренты. Большой опыт работы в сфере и высокая потребность в шрифтах на рынке подсказывает директору словолитни Эдварду Хоффману решение проблем - создать идеальный шрифт, который захотят все (Приложение, рисунок 12).