Файл: Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса (Глава 1 Теоретические основы комплексного финансового анализа предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы комплексного финансового анализа предприятия

1.1 Сущность и значение комплексного финансового анализа деятельности предприятия

1.2 Основные направления комплексного финансового анализа деятельности предприятия

1.3 Методы, используемые для финансового анализа деятельности предприятия

Глава 2 Комплексный анализ финансового состояния предприятия ЗАО ГК «Спутник-М»

2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «Спутник-М»

2.2 Оценка имущественного положения

2.3 Оценка финансовой устойчивости

2.4 Оценка платежеспособности и ликвидности

2.5 Оценка деловой активности ЗАО ГК «Спутник-М»

2.6 Оценка финансовых результатов и рентабельности

2.7 Определение класса финансовой устойчивости с использованием интегральной балльной оценки

Заключение

Список использованной литературы

- структурный анализ денежных потоков (выделение и анализ денежных потоков по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода [4]. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Может быть проведено сравнение:

- финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых (с целью оценки конкурентной позиции и выявления резервов повышения эффективности деятельности);

- финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов (выявляются слабые стороны деятельности предприятия для принятия мер по повышению конкурентной позиции на конкретном рынке);

- финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия «центров ответственности»;

- отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей (составляет основу контроллинга текущей деятельности).

Факторный (интегральный) анализ - это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Примером факторного анализа может служить трехфакторная модель Дюпона, которая предусматривает разложение показателя «коэффициент рентабельности активов» на ряд частных финансовых коэффициентов его формирования, взаимосвязанных в единой системе. Этот коэффициент представляет собой произведение коэффициента рентабельности реализации продукции на коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) активов:

Р а = Р рп + КО а = (Чистая прибыль/Выручка)*(Выручка/Активы)

В составе факторного анализа также выделяют:

- Система СВОТ-анализа финансовой деятельности. Название этой системы представляет аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты анализа:

S – Strehgths (сильные стороны предприятия),

W – Weaknesses (слабые стороны предприятия),

O – Opportunities (возможности развития предприятия)

T – Trears (угрозы развитию предприятия).

Основным содержанием СВОТ-анализа является исследование характера сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия, а также позитивного и негативного влияния отдельных внешних (экзогенных) факторов на условия ее осуществления в предстоящем периоде.


- Объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования чистой прибыли предприятия, разработанная фирмой «Модернсофт» (США), которая базируется на использовании компьютерной техники и специального пакета прикладных программ [5]. Показатель чистой прибыли представляется в виде совокупности взаимодействующих первичных финансовых блоков, моделирующих «классы» элементов, непосредственно формирующих ее сумму. Пользователь сам определяет эту систему исходя из специфики деятельности предприятия, может расширить и углубить ее по своему усмотрению.

- Система портфельного анализа или система «прибыль – риск» по инвестиционному портфелю, в соответствии с которой можно за счёт формирования «эффективного» портфеля (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) повысить отношение уровня прибыли к риску (модели Марковица и Шарпа).

Ключевым методом анализа большинство исследователей считают метод финансовых коэффициентов (относительных показателей) - расчет отношений параметров финансовой отчетности. Это связано с тем, что относительные показатели рассчитывают и в рамках некоторых из уже приведенных выше методов («метод в методе» - один метод используется для осуществления другого). Аналитическая ценность коэффициентов подтверждается широким их использованием в мировой практике и тем, что в зарубежных странах имеются специальные издания, в которых публикуются статистические сводки по этим показателям. Создано множество специализированных фирм, информационных агентств, занимающихся оценкой финансового состояния на основе коэффициентов и продающих такую информацию [6]. Эта оценка не представляет сложности при наличии необходимых данных и предполагает небольшие затраты времени.

Ясно, что приведенный перечень методов финансового анализа не является исчерпывающим. В частности в совокупности с другими методами они могут быть сгруппированы иначе. В результате имеем новую классификацию. Так очень популярно выделение формализованных и неформализованных методов анализа финансового состояния.

Неформализованные методы основаны на логических, субъективных исследованиях. Наиболее распространенными из них являются:

- Экспертный метод, имеющий довольно много разновидностей. Например, метод мозгового штурма основан на включении экспертов в активный творческий процесс. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников, специалистов, руководителей. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних источников (конкуренты, смежники, поставщики, потребители).


- Морфологический метод предполагает систематизацию полученного набора альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбор из них сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных по экономическим критериям. Делаются записи этапов работы и возможных путей их реализации в виде матричной модели так называемого «морфологического ящика»; последовательной цепочкой соединяются элементы «морфологического ящика» и анализируются полученные варианты достижения конечной цели.

- Рейтинговый метод состоит в составлении рейтингов (т. е. ранжированных по определенным признакам рядов) показателей. С его помощью можно дать комплексную оценку результатов работы подразделений, наглядную и удобную для восприятия. Вместе с тем, базовый набор показателей рейтинговых методов должен быть отнесен к той или иной фиксированной дате, а исследования, чаще всего, требуются динамические. Кроме того, на практике возникают существенные трудности в выборе нормативных значений – «точки отсчёта».

- Фактографический метод основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, имеющих значение для деятельности предприятия.

- Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием предприятия. При этом тенденция играет более важную роль, чем значения показателей, так как для этого метода важнее определение направления и скорости развития [8]. В связи с этим финансовый мониторинг часто называют подготовительным этапом по отношению к финансовому анализу.

- Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования. Разнотипностью является имитационное модулирование, которое используется для поиска решений в диалоговом режиме на ЭВМ.

- Целью фундаментального анализа является определение внутренней стоимости имущественного комплекса предприятия как общего результата деятельности. Он основан на принципе: любой фактор имеет определенное значение, которое оказывает конкретное влияние на конечный результат

- Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Формализованные методы анализа основаны на строгих аналитических зависимостях. Среди их можно отметить следующие:


- Факторный анализ ставит целью выявление главных факторов, определяющих основные результаты деятельности анализируемого предприятия. Различают постоянные и переменные факторы. К постоянным факторам относятся, например, необходимые по технологии затраты сырья, материалов, электроэнергии, а переменными факторами могут быть затраты на заработную плату, оплату вспомогательных затрат на производство.

- Математический анализ предполагает использование математических приемов и способов анализа и диагностики. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки. В рамках математического анализа также используются дифференциальный анализ (основан на поиске функциональной зависимости); логарифмический анализ (его цель – нахождение степенной зависимости различных показателей); интегральный анализ (с учетом обратных связей, позволяющих циклически проводить перерасчет отдельных показателей, а остальные параметры переводить в сбалансированное состояние после выбора соответствующего варианта расчета); кластерный анализ (основан на таксономии, т.е. классификации зависимостей и определении связей совокупностей по заданной матрице коэффициентов корреляции между ними). Особое значение имеет повсеместно применяющееся дисконтирование - операция, имеющая целью учесть неравноценность затрат и результатов, относящихся к разным периодам времени.

- Статистический анализ включает:

- анализ средних и относительных величин;

- группировку, т.е. объединение в группы отдельных показателей (по признакам, которые могут быть факторными и результативными);

- графический анализ;

- индексный метод обработки рядов динамики, который используется для определения изменения во времени соотношений различных показателей;

- корреляционный анализ, который позволяет через количественную оценку связи между двумя или несколькими взаимодействующими явлениями определить вид и тесноту зависимости;

- регрессионный анализ, который устанавливает изменение результативности деятельности предприятия под влиянием одного или нескольких факторов; связь между признаками отображают уравнениями регрессии;

- дисперсионный анализ, который отличается от корреляционного и регрессионного тем, что изучение влияния факторов на результативный признак осуществляется по значениям дисперсионных факторов, характеризующих их абсолютные изменения (колеблемость или вариацию).


На практике обычно используется не один, а совокупность методов анализа, но все они должны быть основаны на следующих условиях [9]:

- достоверность используемой информации;

- научная обоснованность;

- отражение определенной цели;

- системность и комплексность;

- согласованность отдельных элементов;

- унифицированность подхода, т. е. возможность применения различными субъектами в различных условиях;

- возможность учета отраслевой и территориальной специфики деятельности конкретного субъекта;

- независимость диапазона значений результирующего показателя от времени и иных условий;

- возможность однозначной интерпретации полученной оценки.

Глава 2 Комплексный анализ финансового состояния предприятия ЗАО ГК «Спутник-М»

2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «Спутник-М»

ГК «Спутник-М» представлена на рынке услуг спутникового мониторинга с 1999 года. За годы развития компания превратилась в мощный научно-производственный холдинг, обеспечивающий полный цикл бизнеса от разработки программно-аппаратных решений до пуска-наладки и сопровождения системы на базе заказчика по всей территории Российской Федерации и стран СНГ.

Специалистами компании реализован ряд масштабных проектов по внедрению навигационно-телематических систем и созданию крупных диспетчерских центров в таких российских регионах, как Московская, Ленинградская, Омская, Орловская, Тамбовская, Калужская, Кировская, Ивановская области, Ставропольском крае. Успешно реализованы проекты в сфере ТЭК: оснащение транспорта всех филиалов ОАО «Газпромрегионгаз», оснащение транспорта в филиалах МРСК Центра и МРСК Юга, оснащение транспорта компаний ТНК ВР, оснащение транспорта компании Schlumberger. Вся продукция компании защищена патентами и сертификатами, имеются необходимые лицензии на осуществление операторской деятельности.

Группа компаний «Спутник-М» уже 15 лет успешно работает на рынке навигационно-телематических спутниковых систем. Доля компании по поставкам оборудования на основе GPS/ГЛОНАСС в 2013 году составила 33 процента (внебюджетные средства). Количество оснащенных транспортных средств в 2013 году - 53 700, всего - более 147 000; Имеет 75 региональных представительств в 60 субъектах Российской Федерации; Международная экспансия - пять стран СНГ (Казахстан, Украина, Беларусь, Молдова, Киргизия); Интеллектуальные активы - патенты на изобретения, свидетельства, лицензии, сертификаты; Федеральный информационный центр (круглосуточная клиентская поддержка); Компетентный технический персонал (три доктора наук, более 100 инженеров-программистов); Поддержка государственных инициатив по коммерциализации ГЛОНАСС;