Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
Введение
Рассматриваемые в курсовой работе - тайны существовали всегда. А поскольку сегодня мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некотоҏыҳ тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание не противоречащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.
Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы замечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой коммерческой и служебной тайн, предлагают методы решения этих проблем.
Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.
Рынок предполагает, прежде всего, экономическую свободу. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые сами решают покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. Конкуренция – основа функционирования современной рыночной экономики. Сегодня успех в производстве конкурентоспособной продукции обусловливается не только возможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам. Важнейшим фактором эффективной деятельности является интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы выпустить и предложить конкурентам продукцию более дешевую, экономичную и удобную в обращении.
Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Показательно, что среди различных форм недобросовестной конкуренции особое место занимает противоправное завладение производственными и коммерческими секретами в целях последующего несанкционированного их использования при производстве и реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг. Правонарушения, совершаемые в сфере обращения КЗИ, реально наносят значительный ущерб экономике. На практике происходит явная недооценка вредных последствий, причиняемых этими правонарушениями экономическим интересам организаций. Упущения и недостатки в борьбе с этими нарушениями связаны с тем, что значительное их число не попадает в поле зрения правоохранительных структур, в том числе в коммерческих организациях. Материальный ущерб, причиняемый такими нарушениями, в должной мере не возмещается.
В данной работе показывается, что характеристика механизмов правового регулирования обращения коммерческой тайны и охраны ее конфиденциальности требует учета влияния базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс появления такого рода информации и урегулирования отношений по поводу ее использования и охраны. Наличие государственных (публичных) и частных интересов в экономических отношениях объективно обусловливает существование двух различных видов информации с ограниченным доступом, адекватно отражающей интересы собственников в гражданском обороте. Разделение всего массива информации с учетом собственника, заинтересованного в ее рациональном использовании и защите, способствовало решению задач правового регулирования действующих в стране экономических секретов, а также использования и защиты КЗИ в интересах предпринимателей. При этом ограничение на доступ к информации обеспечивается путем установления правового режима секретности (государственная тайна) или конфиденциальности (коммерческая тайна), которые регулируют правовые отношения по поводу использования и защиты информации в экономическом обороте.
Актуальность исследования обосновывается, тем что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.
Целью настоящего исследования являлась разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях, определения роли коммерческой тайны в торговом обороте.
При написании курсовой работы перед автором ставились следующие задачи:
определить сущность и формы проявления служебной и коммерческой тайны в различных сферах гражданского (торгового) оборота при производстве и реализации товаров (работ, услуг), связанных с эволюцией законодательного регулирования коммерческой тайны в России;
составить анализ применения правовых средств в сфере обращения служебной и коммерческой тайны, связанных с использованием информации и охраной ее конфиденциальности;
дать характеристику организационного обеспечения деятельности по установлению режима служебной и коммерческой тайны на уровне отдельной организации; раскрыть значение коммерческой тайны в деятельности предприятия и ее роль в торговом обороте.
Объектом диссертационного исследования являлся процесс становления и развития правового института служебной и коммерческой тайны, его роль и место в обеспечении охраны конфиденциальности информации в системе частного права России.
В качестве предмета исследования выступали закономерности, определяющие основы теории, методологии, методики и технологии формирования и реализации механизмов правового регулирования коммерчески значимой информации и охраны ее конфиденциальности в торговом обороте.
В ходе исследования применялись системный подход к изучению обращения служебной и коммерческой тайны, конкретно-исторический, сравнительно-правовой и социологические методы.
Цели и задачи курсовой работы состоят в том, что, во -ᴨервых, понять вообще, что такое коммерческая и служебная тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в-третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие ᴨеред органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.
Объект исследования – коммерческая и служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является также коммерческая и служебная тайна. Мы насколько можно кратко дали описание всех изучаемых тайн, их правового режима.
Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный. Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме.
.
.
Глава 1. Правовая охрана служебной и коммерческой тайны.
1.1 Понятие служебной тайны и её защита
В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.
Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.
Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Структура данного правового режима включает порядок документирование информации, установление права собственности на соответствующие информационные ресурсы, ограниченного доступа и правовую защиту. См. ст.ст. 2, 4, 10 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» № 24 - ФЗ от 20.02.1995г. (в редакции от 10.02.2003г.) Итак, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Аналогичная формулировка содержится и в иных федеральных законах, регулирующих отдельные виды государственной службы. Например, это п.7 ст.17 ФЗ от 21.07.1997г. № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах» (в редакции от 01.12.2003г.) Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность - нет.
Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Комментарий к ч.1 ГК РФ под общей ред. Садикова О.Н. Консультант Плюс критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.
Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и адмиʜᴎϲтративных санкций за преступления и правонарушения, объектом котоҏыҳ оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13.06.1996г. (в редакции 28.12.2004г.) имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за не предоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию - охраняет положения ст.24 Конституции РФ - право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.
Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обесᴨȇчение.
Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во -ᴨȇрвых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Итак, разглашение второй составляющей служебной тайны - служебной информации ограниченного доступа - уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение адмиʜᴎϲтративных санкций, предусмотренных ст.13.14 Ко АП Кодекс об адмиʜᴎϲтративных правонарушениях Российской Федерации. ФЗ от 30.12.2001г. №145-ФЗ (в редакции от 30.12.2004г.) РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает адмиʜᴎϲтративную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования - информация о деятельности исполнительной власти - Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.