Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
Итак, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации См. постановления Правительства от 15.06.2002г. №526, от 23.09.2002г. №691, утверждающие Положения о лицензировании деятельности по данным видам защиты информации. См. также ст.138 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по распространению средств технической защиты информации без соблюдения установленных лицензирующим органом требований., функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия адмиʜᴎϲтративных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть - служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности Утверждена Президентом РФ от 09.09.2000г., которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.
1.2 Понятие коммерческой тайны.
Легальное определение коммерческой тайны даёт статья 139 ГК РФ: коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры по охране её конфиденциальности. Не вдаваясь пока в детали, отметим, что аналогичным образом коммерческая тайна определяется и по законодательству других стран. Так, Единообразный Закон США о Торговых Секретах определяет торговый секрет как "информацию, включая формулу, образец, компиляцию данных, программу, механизм, метод, технологию или процесс, которая:
1) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности либо невозможности её легкого получения законными средствами лицами, которые могут получить выгоду от её раскрытия или использования; и
2) обладатель которой предпринимает меры по охране её конфиденциальности, являющиеся разумными при данных обстоятельствах.
Как видим, определение коммерческой тайны, содержащееся в Гражданском кодексе, по основным своим параметрам соответствует зарубежным аналогам.
В 2004 году был принят Федеральный Закон №68-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон). Следует сразу оговориться, что принципиальных изменений закон не внес ни в теорию, ни в правоприменительную практику. Первоначально перед законодателем стояла задача не столько изобретения новых правовых конструкций, сколько систематизация уже существующих. Однако, теоретические споры о правовой природе института коммерческой тайны так и не были разрешены, во многом дискуссии даже усилились, определенная неразбериха проявилась и на практике.
До принятия Закона нормы о коммерческой тайне содержались в самых разнообразных актах. Главенствующую роль в системе правовых источников о коммерческой тайне играл Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий как общую норму о служебной и коммерческой тайне (статья 139), так и специальные нормы, касающиеся частных вопросов коммерческой тайны применительно к отдельным видам договоров: договора подряда (статья 727), договора на выполнение научно-исследовательских о и опытно-конструкторских работ (статья 771), договора коммерческой концессии (франчайзинга) (статья 1032) и т.д. Не последнее место в системе источников занимали и иные федеральные законы, среди которых Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Законы о хозяйственных обществах и др. Действовали также подзаконные нормативные правовые акты: Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и иные. Закон в некоторой степени упорядочил такую громоздкую систему правовых источников. Статья 2 Закона устанавливает, что отношения по поводу коммерческой тайны могут регулироваться только Законом, Гражданским кодексом и иными федеральными законами. Таким образом, во-первых, только законы, нормативные правовые акты высшей юридической силы, могут содержать нормы о коммерческой тайне, а во-вторых, законы должны быть приняты на федеральном уровне. Такая норма вполне соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданское законодательство отнесено к исключительному предмету ведения федеральных органов государственной власти. Следовательно, формально не отмененные Постановление Правительства, Указ Президента, иные подзаконные акты фактически не подлежат применению, поскольку это противоречило бы Закону.
Закон четко отграничил законодательство о коммерческой тайне от законодательства о государственной тайне. В Законе содержится прямое указание, что его нормы не применимы к отношениям, урегулированным Законом о государственной тайне. Такое положение также вполне соответствует тенденциям в законодательстве (например, КоАП и УК содержат разные статьи или их части, посвященные государственной тайне и коммерческой или служебной тайне). Очевидна и разная отраслевая принадлежность норм: коммерческая тайна — гражданско-правовой институт, государственная тайна — институт административного права.
Теперь о некоторых новеллах Закона. Представляется, что наиболее значительным нововведением закона стало само определение коммерческой тайны. Гражданский кодекс фактически не содержит такового, он лишь указывает на то, какая информация составляет коммерческую тайну. Закон попытался восполнить этот пробел, однако насколько удачной оказалась эта попытка — вопрос спорный. В доктрине споры не утихают до сих пор.
Закон о коммерческой тайне под коммерческой тайной понимает конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Немного по-другому трактует коммерческую тайну Гражданский кодекс. Статья 139 ГК предусматривает, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации предпринимает меры к охране ее конфиденциальности. Различия в легальных определениях породили дискуссию в доктрине. Ряд исследователей, например В.В. Погуляев, считают более правильным определение, которое предусмотрено в Законе о коммерческой тайне. «Коммерческая тайна (…) представляет собой не разновидность информации, — пишет В.В. Погуляев, — а определенное ее состояние — конфиденциальность». Однако, если обратится к общеупотребительному определению понятия «тайна», то точка зрения Погуляева окажется не совсем корректной. В соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова, тайна — это нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. Исходя из этой дефиниции, следует признать более удачным определение Э.П. Гаврилова. Несмотря на то, что Закон разделяет понятия коммерческая тайна и информация, составляющая коммерческую тайну, Э.П. Гаврилов предпринял удачную попытку свести их воедино и несколько их упростить: коммерческая тайна — это любая не ставшая общедоступной информация, которая сохраняется ее законным обладателем в режиме коммерческой тайны. Сходного мнения придерживается и А.П. Сергеев.
Итак, мы понимаем под коммерческой тайной информацию, т.е. совокупность сведений о людях, фактах, событиях, процессах и т.д. Следовательно, в соответствии со статьей 128 ГК информация признается одним из видов объектов гражданских прав. В данном контексте тяжело не согласиться с точкой зрения В.А. Дозорцева, что объектом гражданских прав информация может быть только в случае сохранения ее конфиденциальности, именно тогда информация ценна для нас как совокупность сведений, т.е. важно содержание этой информации, а не форма, которая охраняется авторским и патентным правом. В случае если информация опубликована, т.е. она стала общеизвестной, коммерческой ценности она представлять не может. В то же время, именно коммерческая ценность, по мнению некоторых авторов, предает информации, относящейся к коммерческой тайне, «способность быть объектом рыночного оборота, а значит, объектом гражданских прав. Но тут мы сразу сталкиваемся с вполне закономерным вопросом: к объектам, каких гражданских прав следует относить информацию?
Важнейшим признаком коммерческой тайны является установление в отношении ее особого режима коммерческой тайны. Понятие этого режима также является новым для российского законодательства.
Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности (пункт 3 статьи 3 Закона о коммерческой тайне). Установление режима коммерческой тайны является обязательным условием возникновения прав обладателя и условием охраноспособности данных прав (статья 7). Боле подробно установление режима коммерческой тайны регламентируется в статье 10 Закона.
Итак, среди мер по охране конфиденциальности информации, отнесенной к коммерческой тайне, закон называет правовые, организационные, технические и иные меры. Часть 1 статьи 10 раскрывает этот перечень подробнее. К таким мерам относятся:
— определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
— ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
— учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
— регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентов на основании гражданско-правовых договоров;
— нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации и его реквизитов.
В соответствии с частью 2 данной статьи, режим коммерческой тайны считается установленным обладателем после принятия им вышеперечисленных мер. Однако здесь возникает ряд неразрешимых вопросов и противоречий.
Во-первых, Закон о коммерческой тайне обязывает обладателя информации установить в отношении сведений, содержащих коммерческую тайну, режим коммерческой тайны и определяет указанный режим как комплекс правовых, организационных и технических мер по охране конфиденциальности информации. При буквальном толковании Закона мы приходим к выводу, что режим коммерческой тайны — это именно совокупность указанных мер, поскольку в определении стоит союз «и», а не «или». Значит, правообладатель может рассчитывать на охраноспособость своего права только при принятии им совокупности как правовых, так и организационных, так и технических мер. Однако в чем состоит каждая из групп данных мер закон не указывает, в статье 10 не содержится дифференциации перечисленных мер на правовые, организационные и технические. Представляется даже, что все перечисленные в части 1 статьи 10 меры можно с уверенностью отнести к организационным. Категория же правовых мер вообще представляется неясной, особенно в контексте существования фактической монополии на информацию. Технические меры в статье 10 также не удостоились внимания законодателя. Более того, в части 4 статьи 10 средства и методы технической защиты оговорены как факультативные к тем, что перечислены в части 1. И возникает ситуация, когда Закон в одной статье обязывает обладателя принять весь комплекс мер по охране конфиденциальности информации, а в другой — устанавливает, что достаточно только вышеперечисленных, групповая принадлежность которых сомнительна.
Во-вторых, пункт 5 части 1 статьи 10 устанавливает, что на материальных носителях (документах) должны обязательно присутствовать гриф «коммерческая тайна» и реквизиты обладателя. Однако законодатель не учитывает возможность хранения такой информации в электронном виде и, по сути, ставит этот способ хранения конфиденциальной информации вне закона, поскольку данная мера названа в числе обязательных для установления режима коммерческой тайны.
И наконец, как отмечалось выше, к коммерческой тайне может быть отнесена любая информация, кроме той, что прямо указана а законодательстве. Законодатель же не учел, что многообразие видов информации неизбежно влечет к многообразию способов ее хранения и передачи, а значит, для сохранения конфиденциальности информации различных видов необходимы и разнообразные средства и методы.
Таким образом, законодатель сам поставил в тупик себя и хозяйствующих субъектов, четко определив «необходимые» меры в рамках режима коммерческой тайны. Представляется, что рациональней было бы обязать обладателя устанавливать не прямо указанные в законе конкретные меры, а меры разумно достаточные для сохранения конфиденциальности коммерческой информации. Тем более, Закон содержит критерии «разумной достаточности» мер (часть 5 статьи 10):
— должен исключаться доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
— должна обеспечиваться возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Таким образом, очевиден тот факт, что понятие коммерческой тайны еще не устоялось в доктрине. Многочисленные неутихающие споры — ярчайшее тому подтверждение. И хотя Закон был призван разрешить их и поставить точки в дискуссиях по целому ряду принципиальных вопросов института коммерческой тайны, со своей задачей он справился плохо: теоретическая полемика ничуть не потеряла своей остроты. Отчасти причина этому — низкая юридическая техника и порой правовая безграмотность законодателя. Однако если отбросить субъективное отношение российский правоведов к нашим же законодателям, нельзя отрицать, что корень всех споров и неясностей кроется в самой сущности коммерческой тайны. Категория коммерческой тайны крайне расплывчата, прежде всего, из-за многогранности самой жизни и гражданского оборота в частности, в условиях постоянно изменяющейся действительности правовой институт не может оставаться мертвым и неподвижным. В связи с этим возникает закономерный вопрос о необходимости законодательного регулирования вопросов коммерческой тайны. Представляется, что такой закон все-таки нужен. Тем не менее, он не должен быть чересчур императивным и навязывать субъектам гражданского оборота свои правила игры. Закон о коммерческой тайне будет тем более эффективным, чем чаще он будет оставлять вопросы правоотношений субъектов по поводу конфиденциальной информации для договорного разрешения на их собственное усмотрение. Сфера коммерческой тайны, как никакая другая, нуждается в диспозитивном законодательном регулировании, на основе которого может сформироваться цивилизованная практика правоприменения.