Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отмечают Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком [10, с. 39].

В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Выраженность всех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Инструкция к тесту:

Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.

Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.

Данный опросник является методом экспресс-диагностики (его заполнение составляет не более 10-15 минут) (Приложение 1).

2. Была использована методика «Копинг-тест Р.Лазаруса» для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году [6, с. 25].

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы.

Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.

Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю [1, с. 88].


При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Описание процедуры проведения «Копинг-тест Р.Лазаруса» [6, с. 28].

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Алгоритм обработки результатов:

- подсчитать баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто – 3 балла

- вычислить по формуле:

X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д.

Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

– полученный таким образом процент составляет искомый уровень напряжения конфронтационного копинга.

- данное значение можно определить проще, по сумарному баллу: 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга; 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии; 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации (методика представлена в приложении 2).

2.2 Анализ результатов исследования

В ходе исследования, учитывая, что в структуру жизнестойкости входят следующие показатели: вовлеченность, контроль, принятие риска, был выявлен уровень выраженности жизнестойкости рассчитывается также на основе интеграции баллов, набранных по трем выше перечисленным компонентам. Таблица 1 демонстрирует, как выражены различные компоненты жизнестойкости у респондентов.

Таблица 1. Показатели выраженности параметров жизнестойкости респондентов (Тест Мадди)

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

1

58

27

18

13

2

107

41

39

27

3

103

41

40

22

4

79

27

28

24

5

94

38

35

21

6

93

41

34

18

7

85

41

29

15

8

99

47

29

23

9

68

29

24

5

10

82

33

30

19

11

77

33

22

22

12

94

42

36

16

13

111

49

40

22

14

83

27

36

20

15

94

33

37

24

16

55

28

18

9

17

85

33

32

20

18

42

15

17

11

19

113

43

46

24

20

109

44

43

22


Из таблицы 1 делаем вывод, что у 60 % респондентов такой компонент жизнестойкости как «принятие риска» высоко выражен, 5 % имеют низкий уровень выраженности данного показателя, а 35% - средний уровень выраженности. Такой компонент жизнестойкости, как «контроль» имеет высокий уровень выраженности у 20% респондентов и 20% - низкий, соответственно, 60% респондентов имеют средний уровень выраженности «контроля». «Вовлеченность» высоко выражена всего у 10 % респондентов и 20% обладают низким уровнем выраженности, «вовлеченности», 70 % имеют средний уровень выраженности (рис.1).

Рисунок 1. Показатели выраженности параметров жизнестойкости респондентов (в %)

В целом, у 30% студентов высокий уровень жизнестойкости, у 60% средний уровень и только у 10% наблюдается низкий уровень выраженности жизнестойкости (рис.2).

Рисунок 2. Уровень выраженности жизнестойкости

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. У большинства студентов - участников исследования наблюдается высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта.

Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

2. Около трети студентов - участников исследования имеют высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь.

3. Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет средний уровень выраженности у большинства студентов – участников исследования, следовательно, они получают удовольствие от собственной деятельности, чувствуют себя уверенными.

4. В целом, большинство студентов – участников исследования имеют высокий или средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компонент как «принятие риска».

Далее приведем анализ выраженности стратегий совладания респондентов.

В таблице 2 приведены первичные данные, указывающие на выраженность стратегий совладания у респондентов.

Средние значения выраженности стратегий совладания и их соответствие максимальному и среднему тестовому баллу приведены в Таблице 2.

Таблица 2 Выраженность стратегий совладания респондентов


Стратегии совладания

Конфронтационный копинг

Дистонциоирование

Само контроль

Поиск социальной поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планир. решения проблеммы

Положитительная переоценка

9,8

8,7

11,5

11,9

7,4

11,5

11,6

12,8

18

18

21

18

12

24

18

21

9

9

10

9

6

12

9

10

На основе данных, приведенных в Таблице 2, можно сделать следующие выводы:

1. У респондентов изучаемые стратегии совладания имеют средний уровень выраженности.

2. Стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя и самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства - избегания.

3. В целом, у респондентов выше выражены конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, чем деструктивные.

Таким образом, можно сделать общие выводы по второй главе:

В результате эмпирического исследования, цель которого состояла в исследование жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональными трудностями, было выявлено:

Большинство респондентов продемонстрировали высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Около трети респондентов имеют высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь.

Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет средний уровень выраженности у большинства респондентов, следовательно, они получают удовольствие от собственной деятельности, чувствуют себя уверенными.

Большинство респондентов имеют высокий или средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компонент как «принятие риска». У респондентов стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя, самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства – избегания; значительно выше уровень выраженности таких стратегий совладания, как конфронтация и бегство-избегание; преобладают конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями; выражены различные деструктивные стратегии совладания: конфронтация и бегство-избегание.


Заключение

С тoчки зpeния пcихoлoгии жизнecтoйкocть oпpeдeляeтcя кaк coвoкyпнocть личнocтных ocoбeннocтeй, cпocoбнocтeй чeлoвeкa, пoзвoляющих пpeoдoлeвaть жизнeнныe тpyднocти. Этo yвepeннocть в ceбe и cвoих вoзмoжнocтях, caмoдocтaтoчнocть, aдaптивнocть и - нaвыки эффeктивных кoппинг-cтpaтeгий. Кoппинг-cтpaтeгиями нaзывaют мoдeли пoвeдeния, кoтopыe пoмoгaют cпpaвлятьcя (совладать) c тpyднocтями, жизнeнными кpизиcaми, тяжeлыми cитyaциями.

К эффeктивным cтpaтeгиям coвлaдaния (кoппинг-cтpaтeгиям) пpинятo oтнocить: peшeниe зaдaчи, cпocoбнocть видeть в cитyaции вoзмoжнocти, пoиcк дyхoвнoй oпopы, cпocoбнocть oпиpaтьcя нa cвoи цeннocти, coздaниe гpyппы пoддepжки (близких или кoмпeтeнтных людeй, кoтopыe пoмoгyт peшить cитyaцию), пpинятиe нa ceбя oтвeтcтвeннocти и пpинятиe cвoeй cпocoбнocти влиять нa cитyaцию, cпocoбнocть paзличaть oблacть мyдpoгo пpинятия и oблacть влияния.

К нeэффeктивным cтpaтeгиям coвлaдaния тpaдициoннo oтнocят: игнopиpoвaниe пpoблeмы, нaдeждy нa cлyчaйнocть или чyдo, вceвoзмoжныe oтвлeчeния oт пpoблeмы (тeлeвизop, aлкoгoль и дp.), тpeвoгy o бyдyщeм бeз кoнкpeтных дeйcтвий пo paзpeшeнию cитyaции, caмooбвинeния.

В результате эмпирического исследования, цель которого состояла в исследование жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональными трудностями, было выявлено:

Большинство респондентов продемонстрировали высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Около трети респондентов имеют высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь.

Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет средний уровень выраженности у большинства респондентов, следовательно, они получают удовольствие от собственной деятельности, чувствуют себя уверенными.

Большинство респондентов имеют высокий или средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компонент как «принятие риска». У респондентов стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя, самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства – избегания; значительно выше уровень выраженности таких стратегий совладания, как конфронтация и бегство-избегание; преобладают конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями; выражены различные деструктивные стратегии совладания: конфронтация и бегство-избегание.