Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Список использованных источников

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. – Том. 15. – 1. – 2010. 86 с.
  2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. – 115 с.
  3. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. -2014. - № 32. - С. 23-28.
  4. Водопьянова Н.Е. – Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. С. 298
  5. Денеко М.В. Потенциал личности как движущая сила развития преподавателя-профессионала // Известия Томского политехнического университета. - 2016. - Т. 309. - № 5. - С. 246-250.
  6. Использование опросников в психиатрической практике. (Пособие для врачей и психологов) / Сост. Г.В. Бурковский, А.П. Коцюбинский, Е.В. Левченко, А.С. Ломаченков / Под ред. проф. М.М. Кабанова. 2010. – 93 с.
  7. Картавщикова Е.В. Совладающее поведение как компонент смысложизненной стратегии в контексте кризиса тридцати лет // Аспирант. -Ростов н/Д, 2014. - № 2. - С. 35-38.
  8. Лактионова А.И. «Жизнеспособность» в структуре психологических понятий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. -№ 3. - С. 11-15.
  9. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации /Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2012. – 65 с.
  10. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
  11. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002. – 266 с.
  12. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во ИП РАН, 2011. - 624 с.
  13. Рыльская А.Е. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. - 2015. -№ 31. - С. 6-11.
  14. Рыльская А.Е. Психологическая структура жизнеспособности человека: синергетический аспект // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. - № 142. - С. 72-83.
  15. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2014. - 446 с.
  16. Фризен М.А. Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собственного развития // Вестник КРАУНЦ: Гуманитарные науки. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - № 1 (23). - С. 106 114.
  17. Хачатурова М.Р. Жизнестойкость и ее роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 12 (43). - C. 166-170.

Приложение 1.

Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)

нет

скорее нет, чем да

скорее да, чем нет

да

Я часто не уверен в собственных решениях.

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.

Я постоянно занят, и мне это нравится.

Часто я предпочитаю «плыть по течению».

Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.

Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.

Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.

Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.

Порой я так устаю, что уже ничего не может заинтересовать меня.

Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.

Я стараюсь быть в курсе всего происходящего во круг меня.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.

Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.

Иногда меня пугают мысли о будущем.

Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.

Мне кажется , я не живу полной жизнью, а только играю роль.

Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.

Возникающие проблемы часто кажутся мне не разрешимыми.

Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.

Я люблю знакомиться с новыми людьми.

Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.

Мне всегда есть чем заняться.

Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.

Я часто сожалею о том, что уже сделано.

Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.

Мне трудно сближаться с другими людьми.

Как правило, окружающие слушают меня внимательно.

Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.

Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.

Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.

Мои мечты редко сбываются.

Неожиданности дарят мне интерес к жизни.

Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.

Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни.

Мне не хватает упорства закончить начатое.

Бывает, жизнь мне кажется скучной и бесцветной.

У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.

Окружающие меня недооценивают.

Как правило, я работаю с удовольствием.

Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.

Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.

Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.

Я охотно берусь воплощать новые идеи.


Ключи шкал Теста жизнестойкости

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлеченность

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43

Принятие риска

34, 45

7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости

Нормы

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Среднее

80,72

37,64

29,17

13,91

Стандартное отклонение

18,53

8,08

8,43

4,39

Приложение 2.

Копинг-тест Р. Лазаруса

Оказавшись в трудной ситуации, я……

Никогда

Редко

Иногда

Часто

сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше–на следующем шаге

начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь

пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

критиковал и укорял себя

пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как есть

надеялся на чудо

смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

вел себя, как будто ничего не произошло

старался не показывать своих чувств

пытался увидеть в ситуации что-то положительное

спал больше обычного

срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

во мне возникала потребность выразить себя творчески

пытался забыть все это

обращался за помощью к специалистам

менялся или рос как личность в положительную сторону

извинялся или старался все загладить

составлял план действий

старался дать какой-то выход своим чувствам

понимал, что сам вызвал эту проблему

набирался опыта в этой ситуации

говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

рисковал напропалую

старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

находил новую веру во что-то

вновь открывал для себя что-то важное

что-то менял, что все улаживалось

в целом избегал общения с людьми

не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

отказывался воспринимать это слишком серьезно

говорил о том, что я чувствую

стоял на своем и боролся за то, чего хотел

вымещал это на других людях

пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации

знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

отказывался верить, что это действительно произошло

я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

находил пару других способов решения проблемы

старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

что-то менял в себе

хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось

представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

молился

прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему