Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 4
Список использованных источников
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. – Том. 15. – 1. – 2010. 86 с.
- Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. – 115 с.
- Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. -2014. - № 32. - С. 23-28.
- Водопьянова Н.Е. – Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. С. 298
- Денеко М.В. Потенциал личности как движущая сила развития преподавателя-профессионала // Известия Томского политехнического университета. - 2016. - Т. 309. - № 5. - С. 246-250.
- Использование опросников в психиатрической практике. (Пособие для врачей и психологов) / Сост. Г.В. Бурковский, А.П. Коцюбинский, Е.В. Левченко, А.С. Ломаченков / Под ред. проф. М.М. Кабанова. 2010. – 93 с.
- Картавщикова Е.В. Совладающее поведение как компонент смысложизненной стратегии в контексте кризиса тридцати лет // Аспирант. -Ростов н/Д, 2014. - № 2. - С. 35-38.
- Лактионова А.И. «Жизнеспособность» в структуре психологических понятий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. -№ 3. - С. 11-15.
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации /Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2012. – 65 с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
- Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002. – 266 с.
- Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во ИП РАН, 2011. - 624 с.
- Рыльская А.Е. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. - 2015. -№ 31. - С. 6-11.
- Рыльская А.Е. Психологическая структура жизнеспособности человека: синергетический аспект // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. - № 142. - С. 72-83.
- Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2014. - 446 с.
- Фризен М.А. Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собственного развития // Вестник КРАУНЦ: Гуманитарные науки. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - № 1 (23). - С. 106 114.
- Хачатурова М.Р. Жизнестойкость и ее роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 12 (43). - C. 166-170.
Приложение 1.
Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)
нет |
скорее нет, чем да |
скорее да, чем нет |
да |
|
Я часто не уверен в собственных решениях. |
||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. |
||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. |
||||
Я постоянно занят, и мне это нравится. |
||||
Часто я предпочитаю «плыть по течению». |
||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. |
||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. |
||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. |
||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. |
||||
Порой я так устаю, что уже ничего не может заинтересовать меня. |
||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. |
||||
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего во круг меня. |
||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. |
||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. |
||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. |
||||
Иногда меня пугают мысли о будущем. |
||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. |
||||
Мне кажется , я не живу полной жизнью, а только играю роль. |
||||
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. |
||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне не разрешимыми. |
||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. |
||||
Я люблю знакомиться с новыми людьми. |
||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. |
||||
Мне всегда есть чем заняться. |
||||
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. |
||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано. |
||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. |
||||
Мне трудно сближаться с другими людьми. |
||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно. |
||||
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. |
||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. |
||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. |
||||
Мои мечты редко сбываются. |
||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни. |
||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. |
||||
Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни. |
||||
Мне не хватает упорства закончить начатое. |
||||
Бывает, жизнь мне кажется скучной и бесцветной. |
||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. |
||||
Окружающие меня недооценивают. |
||||
Как правило, я работаю с удовольствием. |
||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. |
||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. |
||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. |
||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
Ключи шкал Теста жизнестойкости
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Прямые пункты |
Обратные пункты |
|||
Вовлеченность |
4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 |
2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
||
Контроль |
9, 15, 17, 21, 25, 44 |
1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
||
Принятие риска |
34, 45 |
7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
||
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости |
||||
Нормы |
Жизнестойкость |
Вовлеченность |
Контроль |
Принятие риска |
Среднее |
80,72 |
37,64 |
29,17 |
13,91 |
Стандартное отклонение |
18,53 |
8,08 |
8,43 |
4,39 |
Приложение 2.
Копинг-тест Р. Лазаруса
Оказавшись в трудной ситуации, я……
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто |
|
сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше–на следующем шаге |
||||
начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь |
||||
пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение |
||||
говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации |
||||
критиковал и укорял себя |
||||
пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как есть |
||||
надеялся на чудо |
||||
смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет |
||||
вел себя, как будто ничего не произошло |
||||
старался не показывать своих чувств |
||||
пытался увидеть в ситуации что-то положительное |
||||
спал больше обычного |
||||
срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы |
||||
искал сочувствия и понимания у кого-нибудь |
||||
во мне возникала потребность выразить себя творчески |
||||
пытался забыть все это |
||||
обращался за помощью к специалистам |
||||
менялся или рос как личность в положительную сторону |
||||
извинялся или старался все загладить |
||||
составлял план действий |
||||
старался дать какой-то выход своим чувствам |
||||
понимал, что сам вызвал эту проблему |
||||
набирался опыта в этой ситуации |
||||
говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации |
||||
пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами |
||||
рисковал напропалую |
||||
старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву |
||||
находил новую веру во что-то |
||||
вновь открывал для себя что-то важное |
||||
что-то менял, что все улаживалось |
||||
в целом избегал общения с людьми |
||||
не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться |
||||
спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал |
||||
старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела |
||||
отказывался воспринимать это слишком серьезно |
||||
говорил о том, что я чувствую |
||||
стоял на своем и боролся за то, чего хотел |
||||
вымещал это на других людях |
||||
пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации |
||||
знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить |
||||
отказывался верить, что это действительно произошло |
||||
я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому |
||||
находил пару других способов решения проблемы |
||||
старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах |
||||
что-то менял в себе |
||||
хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось |
||||
представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться |
||||
молился |
||||
прокручивал в уме, что мне сказать или сделать |
||||
думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |