Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 4
Введение
Нестабильность в сфере социально-экономических процессов накладывает отпечаток на ситуации, с которыми приходится сталкиваться личности в процессе своего развития и построения жизненного пути. Это требует подготовленности специалистов к возможности обеспечить психологическую поддержку людям в трудных жизненных ситуациях.
В современной психологической науке традиционно много уделяется внимания вопросам противостояния личности деструктивным влияниям. Все чаще в названиях исследований можно встретить термины «витальность», «жизнеобеспечение», «жизнестойкость», «жизненность», «жизнеспособность» и др.
Категория совладающего поведения вошла в психологическую науку относительно недавно. Совладающее поведение, являясь адаптационной составляющей, рассматривается как арсенал осознанных действий и решений личности, благодаря которым она справляется с трудностями повседневного и экстремального стресса. Гибкость, вариативность совладания, адекватность ситуации, определяет меру успешности в достижении баланса взаимоотношений человека со средой. Условно можно отметить, что копинг выполняет как бы реализующую функцию, т.е. способствует обеспечению адаптации личности на основе потенциальных ресурсов, имеющих более широкую природу.
Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех «измерения», но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.
Целью работы является исследование жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональными трудностями.
Задачи:
- определить сущность понятия жизнестойкости;
- выделить компоненты и особенности тренировки жизнестойкости;
- выявить связь понятий жизнестойкости и совладающего поведения;
- провести эмпирическое исследование жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональными трудностями.
Объектом исследования является психология совладающего поведения.
Предметом - жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями.
Как известно, понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения.
Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности (Д.А.Леонтьев, 2006). Такой подход к определению жизнестойкости указывает на ее связь со способами поведения человека в определенных, стрессогенных ситуациях.
В отечественной психологии проблема жизнестойкости, особотрудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: это Н .В. Тарабрина, Н. Н. Пуховский, Ф. Е. Василюк, М. Ш. Магомед-Эминов, К. Муздыбаев, Ю. А. Александровский, М. М. Решетников, Ц. П. Короленко, В. И. Лебедев и другие.
Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов и выводов в процессе консультирования людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, а также с целью диагностики и последующего развития компонентов жизнестойкости сотрудников определенных учреждений, организаций или предприятий.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, и приложений.
1. Теоретические основы проблемы жизнестойкости и особенностей совпадения с профессиональными трудностями
1.1 Сущность понятия жизнестойкости
Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейза и Сальваторе Мадди - неотъемлемая составляющая человеческого существования. Человек априори предполагает, что его жизнь имеет смысл и у него есть силы преодолеть свой страх, свою тревогу. Поэтому он начинает жить согласно своему предположению.
Упрощенным примером является хорошо известный психотерапевтический прием поведенческой терапии - клиенту предлагают прожить день так, как будто он уже добился того, чего хочет: стал уверенным, успешным, решил свои проблемы. Оказывается, клиент, живя так, «как будто он изменился», действительно меняется. Человек, живущий так, словно у него есть мужество, является мужественным.
По определению Д.А. Леонтьева жизнестойкость «характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Она представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром» [10, с. 34].
Жизнестойкость рассматривается как убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса. Как и мужество, жизнестойкость может не совпадать с реальностью. Человек может быть уверен, что контролирует свою жизнь, хотя события происходят помимо его воли. Однако развитие жизнестойких убеждений приводит к нарастанию активности человека. В результате его реакция на стресс становится менее болезненной [17, с. 166].
Мадди специально отмечает, что жизнестойкие убеждения должны соответствовать реальности (в отличие, скажем, от оптимизма): вера больного раком на тяжелой стадии, что ему внезапно станет гораздо лучше, не является жизнестойкой, поскольку не соответствует реальности. Вера больного, что от его усилий довольно многое зависит и он может многое успеть, если приложит достаточно сил и желания, жизнестойка. Поэтому модели Сальваторе Мадди все жизнестойкие убеждения сформулированы в условной форме: «если я…, то я смогу…» (например, «если я активен и вовлечен, мои шансы найти интересное и стоящее в жизни максимальны»). В одной из последних статей Мадди пишет: «Жизнестойкость формирует мужество признавать (а не отрицать) стресс и мужество пытаться превратить его в преимущество». Если изменить саму ситуацию нельзя, жизнестойкое совладение принимает форму компенсаторного саморазвития [11, с. 22].
Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов: они могут влиять на оценку ситуации («Угрожает ли мне эта ситуация?», «Могу ли я справиться с этой ситуацией?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведение; на то, как он преодолевает трудности.
На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие жизнестойкости способствует смягчению их последствий.
Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации - благодаря готовности человека активно действовать и его уверенности в возможности на нее влиять, ситуация воспринимается им как менее травматичная [1, с. 50].
С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, побуждает ежедневно делать зарядку, соблюдать диету и т. п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.
Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска) [13, с. 6].
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним.
1.2 Компоненты и особенности тренировки жизнестойкости
Жизнестойкость личности включает в себя три компонента:
- Вовлеченность, означающая включенность личности в события своей жизни и свою деятельность, получение удовольствия от этого. В противном случае человек ощущает свою «оторванность» от жизни, испытывает чувство отвергнутости, отстраненности.
- Контроль, соответствующий понимаю личностью своего влияния на результаты происходящих вокруг него событий, самостоятельности выбора в противовес собственной беспомощности.
- Принятие риска, проявляющееся в активном стремлении действовать даже в ситуации отсутствия гарантий успеха этой деятельности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [8, с. 11].
Выраженность этих компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладения со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность - определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Контроль - это убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым контролем ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь [15, с. 49].
Принятие риска или вызов - убежденность в том, что все происходящее способствует развитию - за счет извлекаемых из опыта (неважно, позитивного или негативного) знаний. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком.
В частности, для развития компонента вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях [11, с. 38].
Здесь уместно ввести обоснованное понятие копинг, копинговых стратегий, то есть того, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни.
Тренинг жизнестойкости основан на предположении, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Это система убеждений, которая может быть развита [5, с. 265].
Можно выделить две основных цели, преследуемых такой тренировкой: