Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достижение более глубокого понимания стрессовых обстоятельств, путей совладения с ними; нахождение путей активного разрешения проблем.

Постоянное использование обратной связи, за счет чего углубляется самовосприятие вовлеченности, контроля и принятия риска [9, с. 27].

Согласно Сальваторе Мадди, тренинг жизнестойкости включает три основных техники:

Реконструкция ситуаций. При использовании этой техники акцент делается на воображении и разрешении проблемы. Определяются ситуации, воспринимаемые как стрессовые, а стрессовые обстоятельства рассматриваются в расширенной перспективе. Совершая реконструкцию ситуаций, человек узнает о формируемых им самим неосознанных допущениях, которые определяют, насколько обстоятельства воспринимаются как стрессовые и какие шаги могут облегчить ситуацию. Реконструируя ситуацию, человек пытается представить себе лучшие и худшие варианты развития ситуации.

Фокусировка. Применяется в случае невозможности прямой трансформации стрессовых обстоятельств. Техника представляет собой поиск плохо осознаваемых эмоциональных реакций (в особенности препятствующих принятию решения). Целью является эмоциональный инсайт, способствующий переформулированию стрессовых ситуаций в терминах возможностей, которые открываются перед человеком.

Компенсаторное самосовершенствование. Если трансформировать ситуацию невозможно, делается акцент на другой проблеме, которая как-то связана с данной. Ее решение побудит человека уделять внимание тому, что поддается изменению (невозможно контролировать все) [11, с. 45].

Впоследствии Мадди совместил практики здорового образа жизни и собственно тренинг жизнестойкости. Результатом явилась программа повышения жизнестойкости (Hardiness Enhancing Lifestyle Program, HELP), включающая:

- обучение расслаблению (контролю дыхания, согреванию рук, расслаблению мышц, применение методов биологической обратной связи с целью расслабления);

- обучение правильному питанию;

- обучение совладанию (используются техники решения проблем и эмоционального инсайта);

- использование социальной поддержки (в основном обучение навыкам общения);

- физические упражнения (сведения об использовании упражнений в целях улучшения здоровья и эффективности деятельности);

- контроль вредных привычек (курение, переедание и т. п.);

- предупреждение рецидива (контроль в течение года) [11, с. 48].

Высокие показатели жизнестойкости связаны с улучшением регуляции деятельности. В этом смысле она должна рассматриваться как один из компонентов личностного потенциала. Вклад жизнестойкости в регуляцию деятельности особенно значим на этапе планирования (в новой, незнакомой ситуации, при неопределенности) и в случае неудач и столкновения с трудностями - то есть в тех случаях, когда эффективность деятельности поставлена под угрозу.


Механизмы, благодаря которым жизнестойкость способствует саморегуляции - это изменение оценки ситуации (как более или менее стрессорной), выбор копинг-стратегий (стратегий совладания), а также жизнестойкие практики. Жизнестойкость связана со здоровым образом жизни, который, в свою очередь, препятствует болезням и психологическому неблагополучию в ситуации стресса [17, с. 168].

На разных этапах деятельности механизмы влияния жизнестойкости могут быть различными. На этапе планирования и выбора цели жизнестойкость способствует снижению тревоги, тем самым высвобождая ресурсы для более полного восприятия и оценки ситуации. На этапе конкретизации целей жизнестойкость связана с готовностью действовать. Жизнестойкость связана с осмысленностью деятельности, сопротивляемостью человека к потере смысла в деятельности и поиском нового смысла.

1.3 Связь понятий жизнестойкости и совладающего поведения

Категория совладающего поведения вошла в психологическую науку относительно недавно. Совладающее поведение, являясь адаптационной составляющей, рассматривается как арсенал осознанных действий и решений личности, благодаря которым она справляется с трудностями повседневного и экстремального стресса. Гибкость, вариативность совладания, адекватность ситуации, определяет меру успешности в достижении баланса взаимоотношений человека со средой. Условно можно отметить, что копинг выполняет как бы реализующую функцию, т.е. способствует обеспечению адаптации личности на основе потенциальных ресурсов, имеющих более широкую природу [1, с. 50].

С.А. Богомаз совместно с коллективом ученых был предпринят ряд исследований, посвященных изучению жизнестойкой личности. Полученные данные позволяют составить довольно подробный ее «психологический портрет». Жизнестойкий человек высоко осмысливает собственную жизнь, удовлетворен прошлой и настоящей жизнью, которая воспринимается им как интересная и эмоционально насыщенная.

Личность с высокой жизнестойкостью позитивно оценивает себя и окружающий мир, в некоторой степени склонна искажать реальность, создавая идеальную картину мира. Такой способ восприятия окружающего мира позволяет абстрагироваться от «мелочей жизни» и формулировать четкие цели на будущее. При этом личность демонстрирует высокий уровень активности и целеустремленности, благодаря которым она с интересом включается в жизненные события, стремится владеть ситуацией и управлять собственным здоровьем. Жизнестойкому человеку свойственен высокий эмоциональный интеллект и способность адекватно управлять своими и чужими эмоциями. Исследователями подтверждена связь жизнестойкости с гибкостью мышления, креативностью, высокой социально-психологической адаптированностью и общим психологическим благополучием личности [1, с. 26-27].


Таким образом, жизнестойкий человек не только способен сохранять «веру в себя и свои силы», в положительный исход любой ситуации, но также умеет эффективно перестраивать собственные установки, навыки и способности в соответствие с трансформацией полученного опыта. Жизнестойкий человек способен избирательно подходить к выбору копинг-стратегий в той или иной ситуации. Использует проблемно-ориентированный стиль совладания в ситуациях, требующих и имеющих возможность разрешения, и эмоционально-ориентированный стиль в ситуациях, не имеющих возможность разрешения, при длительных стрессовых воздействиях.

В рамках проведенного исследования, имеющего целью выявление связи между совладающим поведением и жизнестойкостью, М.Р. Хачатурова отмечает, что жизнестойкость - это сложный конструкт, влияние которого может распространяться на многие личностные особенности и аспекты поведения человека. Жизнестойкость выступает в данном случае неким «ресурсом» личности, позволяющим ей справится с трудными жизненными ситуациями [17, с. 169].

М.Р. Хачатуровой выявлена положительная связь жизнестойкости с поведенческими стратегиями совладающего поведения, и отрицательная связь жизнестойкости с выбором личностью эмоционально-ориентированных копинг-статегий.

Компоненты жизнестойкости имеют различные связи с совладанием: показатели «вовлеченности» и «контроля» связаны как с поведенческими, так и с эмоционально-ориентированными копинг-стратегиями, низкие показатели «принятия риска» связаны с такими стратегиями совладания как «отвлечение» и «обращение за помощью к другим людям» [11, с. 170].

М.А. Фризен отмечает, что жизнестойкость, являясь особым паттерном структуры установок и навыков личности, позволяет превращать изменения в возможности; это катализатор, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Автор отмечает важную функцию жизнестойкости личности - потенциальный адаптивный ресурс [16, с. 110].

Е.В. Картавшикова рассматривает понятия жизнестойкости и совладания в контексте смысложизненного кризиса тридцати лет личности, считая справедливым рассмотрение личностных образований как базового фактора формирования индивидуальной смысложизненной стратегии по преодолению «психологического дискомфорта» разной степени интенсивности, обеспечивающий тем самым жизнестойкость личности [7, с. 36].

Жизнестойкость описывается Е.В. Картавшиковой как основа самоорганизации личности, как ее способность к трансформации своей смысловой сферы в кризисных ситуациях. Компоненты жизнестойкости, по ее мнению, обеспечивают толерантность личности к неопределенности, понимаемую как способность выдерживать напряжение в кризисных ситуациях. Совладающее же поведение определяется автором как компонент смысложизненной стратегии личности. Под смысложизненной стратегией понимается устойчивая тенденция к определенной интерпретации явлений и событий в соответствии с возникающими смысловыми установками [7, с. 37].


В психологии потенциальное рассматривается как скрытое психическое явление, которое при определенных условиях может проявиться как актуальное [2, с. 247].

Жизнестойкость личности в привычных условиях скрыта от внимания, как самой личности, так и окружения, обнаруживается в ситуации стрессового вызова, тревоги, перестройки привычных представлений о себе и других.

Стрессовые события автоматически воспринимаются жизнестойкой личностью как подконтрольные, стимулирующие развитие, вовлекающие личность в «настоящую» жизнь. Жизнестойкость не зря относят к «базовым» характеристикам личности [12, с. 178].

Повышая успешность деятельности, познавательную активность, она способствует позитивному соматическому и душевному самочувствию. Составляя внутренний ресурс, подвластный самому человеку, жизнестойкость позволяет в любых обстоятельствах ощущать ценность и смысл жизни.

Наряду с понятием жизнестойкости, интерес ученых в последнее время привлекает и близкая ему категория жизнеспособности. Психологами-исследователями производится активный поиск основ, критериев, факторов, структуры, генезиса жизнеспособности.

Первое развернутое определение жизнеспособности в отечественной науке было предложено А.И. Лактионовой и А.В. Махнач. Авторы рассматривают ее как «способность человека к самостоятельному существованию, развитию и выживанию. Жизнеспособность - это индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» [12, с. 101].

А.И. Лактионова отмечает, что жизнеспособность не является универсальной, безоговорочной или фиксированной характеристикой индивида; она изменяется в зависимости от вида стресса, его контекста и иных факторов, которые можно определить как факторы риска и защитные факторы, оказывающие значительное влияние на развитие адаптационных способностей индивида [8, с. 12].

Таким образом, выводы по первой главе

С тoчки зpeния пcихoлoгии жизнecтoйкocть oпpeдeляeтcя кaк coвoкyпнocть личнocтных ocoбeннocтeй, cпocoбнocтeй чeлoвeкa, пoзвoляющих пpeoдoлeвaть жизнeнныe тpyднocти. Этo yвepeннocть в ceбe и cвoих вoзмoжнocтях, caмoдocтaтoчнocть, aдaптивнocть и - нaвыки эффeктивных кoппинг-cтpaтeгий. Кoппинг-cтpaтeгиями нaзывaют мoдeли пoвeдeния, кoтopыe пoмoгaют cпpaвлятьcя (совладать) c тpyднocтями, жизнeнными кpизиcaми, тяжeлыми cитyaциями.

К эффeктивным cтpaтeгиям coвлaдaния (кoппинг-cтpaтeгиям) пpинятo oтнocить: peшeниe зaдaчи, cпocoбнocть видeть в cитyaции вoзмoжнocти, пoиcк дyхoвнoй oпopы, cпocoбнocть oпиpaтьcя нa cвoи цeннocти, coздaниe гpyппы пoддepжки (близких или кoмпeтeнтных людeй, кoтopыe пoмoгyт peшить cитyaцию), пpинятиe нa ceбя oтвeтcтвeннocти и пpинятиe cвoeй cпocoбнocти влиять нa cитyaцию, cпocoбнocть paзличaть oблacть мyдpoгo пpинятия и oблacть влияния.


К нeэффeктивным cтpaтeгиям coвлaдaния тpaдициoннo oтнocят: игнopиpoвaниe пpoблeмы, нaдeждy нa cлyчaйнocть или чyдo, вceвoзмoжныe oтвлeчeния oт пpoблeмы (тeлeвизop, aлкoгoль и дp.), тpeвoгy o бyдyщeм бeз кoнкpeтных дeйcтвий пo paзpeшeнию cитyaции, caмooбвинeния.

2. Эмпирическое исследование жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями 

2.1 Методическое обоснование исследования

Целью данного исследования явилось изучение жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональными трудностями.

В исследовании принимало участие 20 студентов очной формы обучения 3 курса Московского института психоанализа психолого-педагогического факультета. Выборка сбалансирована по полу и возрасту: 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 20 до 22 лет.

Этапы исследования:

Первый этап – поисковый: изучение, специальной литературы по теме исследования; анализ опыта проведения подобных исследований.

Второй этап – диагностический: диагностика по определенной методике, обработка результатов.

Третий этап - аналитический: анализ полученных результатов, систематизация и обобщение.

В процессе исследования были использованы две методики:

1. Была использована методика «Тест жизнестойкости», представляющий собой адаптацию Леонтьевым Д.А. и Е. И. Рассказовой опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди (Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006.) [10, с. 37].

Данная методика определяет уровень трех сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченности, контроля, принятия риска. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых