Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, аффект – самый мощный тип эмоциональной реакции. Под аффектом понимаются насыщенные, буйно текущие непродолжительные эмоциональные вспышки (например, сильный гнев, большая ярость, страх, бешеная радость, абсолютное горе, отчаяние), которые полностью захватывают психику человека, соединяют стержневой влияющий раздражитель со всеми иными смежными и образуют целостный аффективный комплекс, определяющий целостную реакцию на обстановку в целом.

Аффект неотделимо навязывает человеку необходимость выполнять какое-то действие, но при этом у индивида теряется ощущение реальности. Он перестаёт себя контролировать, может «не осмысливать» того, что именно делает. Человек может совершать изобильные и часто хаотические движения, а также действия, а также цепенеть, словно лишаться дара речи. В состоянии аффекта трансформируется функционирование абсолютно всех психических процессов. Например, круто видоизменяются показатели внимания, что является одной из причин неуправляемости поведения. В состоянии аффекта индивиду затруднительно предугадывать следствия своих действий, потому что изменяется характер протекания процесса мышления. Круто понижается способность предсказывать следствия собственных поступков, в итоге чего делается невыполнимым рациональное поведение [36, с. 6].

Под чувственным или эмоциональным тоном понимается простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Нередко подобные переживания, в силу их слабой дифференцированности, невозможно выразить вербально. Они осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия [17].

Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – это более длительная реакция, чем аффект на текущие, вероятные или вспоминаемые события [42, с. 467].

Многократно предпринимались попытки определить базовые эмоции. В частности, выделяются такие эмоции: 1. Радость как позитивное эмоциональное состояние, которое связано с вероятностью довольно совершенно ублаготворить актуальную потребность. 2. Удивление как не имеющая отчетливо проявленного позитивного или негативного вектора эмоциональная реакция на неожиданно начавшиеся условия. 3. Страдание как негативное эмоциональное состояние, которое связано с полученной верной или выглядящей подобной информацией о неосуществимости ублаготворения стержневых жизненных потребностей. 4. Гнев как эмоциональное состояние, которое является отрицательным по знаку, проходящее в качестве аффекта и пробуждаемое неожиданным появлением обстоятельной преграды в процессе ублаготворения исключительно значимой для личности потребности. 5. Безнадёжность как негативное эмоциональное состояние, при коем нет надежд на улучшение. 6. Отвращение как негативное эмоциональное состояние, порождаемое объектами (предмет, человек, обстоятельство), с которыми соприкосновение вступает в острое противоречие с идейными, моральными или эстетическими установками личности. 7. Тоска как негативное эмоциональное состояние, показывающееся при отсутствии того, что человек любит. 8. Презрение как негативное эмоциональное состояние, начинающееся в межличностных отношениях и пробуждаемое рассогласованностью жизненных позиций, воззрений и поведения личности с жизненными позициями, воззрениями и поведением объекта чувства. 9. Страх как негативное эмоциональное состояние, возникающее при приобретении субъектом информации об истинной или представляемой опасности. 10. Отчаянье как негативное эмоциональное состояние, при котором какие-либо препятствия оцениваются как непреодолимые. 11. Стыд как негативное состояние, обнаруживающееся в осмыслении несоответствия своих замыслов, поступков и внешнего облика не только ожиданиям со стороны окружающих, но и своим соображениям о надлежащем поведении и наружном облике [14, с. 183].


Чувства – это еще более продолжительные, чем эмоции, психические состояния, которые имеют отчетливо проявленный предметный характер. Они отображают стабильное отношение к каким-то конкретным объектам (как реальным, так и воображаемым). Эмоции больше связаны со сферой неосознаваемого, а чувства по преимуществу представлены в сознании. Также чувства всегда отличаются определенным внешним проявлением, а эмоции чаще не имеют [28, с. 396].

Особенная форма переживания – наивысшие чувства, в которых заключается все богатство истинно человеческих взаимоотношений. В зависимости от сферы предмета, к которой они имеют отношение, называют эстетические, нравственные интеллектуальные чувства [14, с. 193].

1.2 Эмоциональные состояния, присутствующие в профессиональной деятельности человека

Проблематика изучения психических состояний в профессиональной деятельности также предусматривает рассмотрение таких состояний, как фрустрация, аффект, ажитация, утомление. В научных исследованиях фрустрация рассматривается как состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванная непреодолимыми или переживаемыми препятствиями в достижении желаемой цели, переживание неудачи, сопровождающееся раздражительностью, отчаянием, разочарованием, досадой, депрессией [19]. Возникновение фрустрации обусловлено объективно, но зависит и от особенностей личности. Фрустрация, возникающая в процессе трудовой деятельности, может вызвать нежелательные изменения на личностном уровне индивида. Наиболее распространенными последствиями фрустрации в являются:

– прямое, наиболее обобщенное влияние на личность – формирование отрицательных черт характера;

– блокировка целей труда, переструктурирование мотивационной системы за счет обесценивания мотивов, связанных с содержанием и спецификой соответствующей профессиональной деятельности;

– обесценение выбранной специальности и/или должности;

– деструкция положительного мнения о себе, своих профессиональных способности, личностные качества, снижение уровня притязаний и самооценки;

– блокировки положительного мнения о своём коллективе, о руководящем составе, об организации в целом [19].


Адаптивное поведение личности работника характеризуется способностью даже под воздействием сильных раздражителей (помех) не проявлять состояние фрустрации и зависит от степени развития толерантности, то есть терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Итак, развитие толерантности (а в широком смысле стрессоустойчивости) является психологической предпосылкой профилактики состояний трудовой фрустрации работников. Способствовать развитию толерантности личности работников можно, учитывая при этом, что личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутреннего, так и внешнего плана.

«Аффект (от латинского «сильное душевное волнение, страсть») – сильное, относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств» [9, с. 18]. Аффекты в большинстве случаев возникают при ограничении личных интересов и блокировании жизненно важных потребностей. Аффекты сопровождаются резким сужением сознания и нарушением волевой сферы. Формами аффектов является ярость, ужас, отчаяние, блаженство (захват, экстаз), которые аналогичны эмоциональным состояниям (в узком смысле: гнева, страха, горя, сладости), но выражаются интенсивнее. Состояние аффекта в виде бурного вспышки радости и ликования личность работника может проявлять во время успешного завершения важного проекта. Своеобразной аффективною формой переживания знаменательного события (например, испытания) является ажитация, возникающая как своеобразная аффективная реакция в ответ на особенно травмирующую ситуацию. Ажитация проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целеустремленности в действиях и поступках. Ажитации нередко называют растерянностью, которая у работников возникает в основном во время продолжительной напряженной деятельности или аттестации.

Наиболее распространенным состоянием во время профессиональной деятельности является утомление, оно характеризуется как комплекс переживаний, которые сопровождаются чувством слабости, вялости, бессилия, ощущениями физиологического дискомфорта. «Утомление является состоянием, которое определяется временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки» [11]. Усталость возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личностных качеств, обеспечивающих трудовую деятельность. А. Г. Маклаков отмечает, что утомление может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. На физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов, а на психологическом – при усталости происходит снижение чувствительности, наблюдается нарушение познавательных психических процессов, происходят негативные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда (успешности профессиональной деятельности), уменьшении скорости и точности выполняемых операций [28].


В. А. Семченко различает феномены усталости и утомления, которые являются близкими, но отличаются тем, что при выполнении интересной и любимой деятельности утомление не развивается в переживание усталости. Парадоксальность усталости заключается в том, что работник, начав подготовку к тяжелому или неинтересному проекту (заданию), уже через непродолжительный промежуток времени испытывает отчетливое ощущение усталости, хотя он еще не успел устать [41].

Особое значение в профессиональной деятельности приобретает монотония, которая проявляется через сонливость, снижение воли и внимания, усталость, угасание положительной рабочей мотивации с появлением негативных эмоций [41]. В. А. Семченко отмечает, что из-за монотонии продуктивность труда падает гораздо раньше, чем наступает утомление. Л. П. Гримак подчеркивает, что монотония является состоянием, противоположным стрессу, возникает в результате воздействия однообразных раздражителей, то есть при снижении внешней стимуляции и характеризуется снижением уровня жизнедеятельности [12].

Анализ отечественных психологических исследований показал, что эмоциональные психические состояния являются самостоятельным, целостным, ситуационно чувствительным, устойчивым психическим образованием, которые протекают, определенный промежуток времени. Психическое состояние выступает как отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающееся в единстве поведения и переживания в некотором темпоральной континууме [21]. Психические эмоциональны состояния в процессе трудовой деятельности можно классифицировать по признаку характера их переживаний (положительные, отрицательные, стенические, астенические) и по мере их производительности (стресс является частично продуктивным, тревога, фрустрация, дидактогения, монотония, утомление и фрустрация выступают как непроизводительные для пофессиональной деятельности работника).

Стоит так же выделить такой психическим синдром, описанный Г. Селье, как «эмоциональный» стресс [40]. Первоначально некоторые авторы под эмоциональным стрессом понимали ситуацию, порождающую сильные эмоции. Специалисты, разрабатывающие режимы жизнедеятельности человека в экстремальных условиях под этим термином понимали аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. При накоплении сведений под «эмоциональным стрессом» стали понимать широкий круг изменений [39].


В настоящее время, являясь сразу самостоятельным и физиологическим, и психическим, и социальным явлением, стресс является ещё одним видом эмоционального состояния, которое можно описать преумноженной физиологической и психологической активностью [28, с. 456].

Связь силы мотивации с работоспособностью в условиях стресса представлены в исследованиях Я. Рейковского, который утверждает, что психическая напряженность может обусловливать нарушения деятельности в зависимости от силы мотивации, то есть от того, каким будет аккумулятивный эффект возбуждения, что вызвано актуализацией мотивации и стрессовыми факторами. Интенсивность мотивации, по Я. Рейковскому, зависит как от ситуации, так и от личностных особенностей, которые определяют уровень постоянной мотивации. Оптимальный уровень мотивации обеспечивает лучшую работоспособность [35].

Так, стресс – это один из видов эмоционального состояния, характеризующийся крайней неустойчивостью и возможностью трансформации.

Результатами, стресса являются психологические, социальные и физиологические изменения, влияющие на качество жизни человека, его здоровье и продуктивность его деятельности [24, с. 131]. Возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека; ведущее место занимает тревожность, имеющая личностную обусловленность и выполняющая как мобилизующие, так и дезорганизующие функции, а также стиль защиты, как производные эмоций.

Психологическое сопровождение трудовой деятельности должно предусматривать формирование конструктивных копинг-стратегий для профилактики дистресса, развитие стрессоустойчивости и толерантности к неопределенности, а также профилактику утомления, моногонии, тревожности работников.

Выводы по главе 1

Психические состояния являются не только внутренними процессами, окрашенные тем или иным эмоциональным тоном и проявляющиеся во внешних действиях человека, но и оказывают влияние и на протекание самой деятельности. Психические состояния обусловлены внешними факторами, внешней обстановкой, предшествующими состояниями т.е могут носить ситуативный характер. Они могут быть длительными, относительно длительными и кратковременными.

Эмоциональное состояние – это целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент переживания, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. К наиболее значимым эмоциям относит: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс. Эмоциональные психические состояния являются самостоятельным, целостным, ситуационно чувствительным, устойчивым психическим образованием, которые протекают определенный промежуток времени.