Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Представление об эмоциональных психических состояниях в психологической науке
1.2 Эмоциональные состояния, присутствующие в профессиональной деятельности человека
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Особенности невербальных проявлений сопровождающих различные эмоциональные состояния человека
Профессиональная деятельность сопровождается такими эмоциональными состояниями, как фрустрация, аффект, ажитация, утомление, усталость, монотония, психическая напряженность и стресс
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Особенности невербальных проявлений сопровождающих различные эмоциональные состояния человека
Целью нашей работы является изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. Теоретический обзор научной литературы показывает, что трудовую деятельность человека сопровождает ряд различных эмоциональных состояний. Проанализируем и выделим в данной главе, невербальные проявления состояния повышенного эмоционального напряжения сигнализирующего о повышенном уровне стресса и как показателе возможного проявления синдрома профессионального выгорания, но прежде определим, что такое невербальные появления.
Обычно, в науке принято выделять такие феномены как невербальное общение или невербальная коммуникация. Само понятие невербальной коммуникации трактуется исследователями по-разному: либо некоторый способ поведения людей – социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков [23], либо определенная система неречевых знаков – совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации [27].Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, работающая над исследованием человеческой психики, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации. Невербальная сторона коммуникации влияет на восприятие людьми друг друга, а также на успешность коммуникации и построения отношений ничуть не меньше, чем слова [8].
Попытаемся ответить на вопрос, что же такое невербальное общение? Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность. Невербальные коммуникации это осознанное использование жестов, принятых в определённой человеческой среде и культуре [30]. Примером служит жест приветствия. Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения. Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.
Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.
Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и позы [3].
Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.
Выделяют семь типов невербального общения и соответствующие им проявления:
- Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.
Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами: Точность, Благозвучност, Сжатость высказываний, Ясность, Логичность, Простота, Богатство словарного запаса, Живость, Чистота, Правильность.
Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.
- Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.
Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. «С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо» [8]. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.
Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах. «Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных положений, которые может принять человеческое тело, составляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются [18].
Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.
- Хронемика – время, которое занимает общение.
Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.
- Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
- Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
- Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.
- Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга [32].
Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.
Лабунская В.А. к элементам невербального поведения относит различные движения тела, а также интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, временную и пространственную организацию общения [23]. Она выделяет три основные характеристики невербального поведения: движение, пространство и время. На базе этих характеристик строится ряд систем невербальной коммуникации.
1. Оптико-кинетическая система. В ее рамках учитывается общая моторика различных частей тела – рук, лица, т.е. жесты и мимика и, кроме того, пантомимика.
2. Пара- и экстралингвистическая системы, где паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, а экстралингвистическая система охватывает темп и ритм речи, включение в речь пауз или таких вкраплений, как покашливание, плачь, смех.
3. Проксемика, т.е. организация пространства и времени коммуникативного процесса.
4. Визуальный контакт. Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и другие аспекты окулесики – науки о визуальном коммуникативном поведении людей [5].
В качестве средства, позволяющего более точно распознавать внешние проявления человека, используются экспрессивные коды. Под кодом в настоящее время понимается совокупность знаков, при помощи которых информация может быть представлена. Невербальные проявления в общении всегда связаны с поведением и деятельностью людей. И здесь внутренней основой являются психологические явления, которые выполняют регуляцию действиями человека, а внешняя форма проявления личности представлена движениями. Движения имеют различную динамику изменений и отличаются степенью прилагаемых для этих целей усилий.
В структуру невербального поведения человека входят компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические), средней степенью изменчивости (прическа, одежда, окружающая среда) и низкой степенью изменчивости (индивидуально – конституциональные составляющие экспрессии). Движения же являются центром невербального поведения. Сюда относятся жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно – ритмические характеристики голоса, прикосновения. Они связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, с его отношением к партнеру, к ситуации взаимодействия и рассматриваются в качестве экспрессивного компонента или выразительного поведения [1].
Таким образом, в современной психологии экспрессивный код представляет собой целый комплекс движений, который можно наблюдать и фиксировать. Существуют прочные программы экспрессивного поведения, соответствующие определенным ситуациям и состояниям.
Каждый экспрессивный код несет в себе информацию об устойчивых и динамических психологических особенностях человека. На него оказывают влияние ситуация; индивидуальные и личностные особенности; факторы культуры, влияющие на процесс кодирования; степень осознания и целенаправленности кодирования как процесса.
В. А. Лабунская [22] предложила схему описаний комплекса признаков мимики, рассматриваемого как индикатор психических состояний. Это позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками.
Наряду с этими работами существуют работы, ставящие под сомнение возможность кодирования невербального поведения. Изучая восприятие человеком мимики, М.Шерман, Ч.Лэндис пытались найти определенный код, который характеризует каждую эмоцию. В «расшифровании кода» и состоит процесс узнавания переживания, считали они. Оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций. Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций. В последующих экспериментах Ч.Лэндис установил, что мимическая имитация эмоций соответствует общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадает с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживают подлинные эмоции [1].
Изменчивость невербальных кодов породила проблему измерения невербального поведения. Используются разнообразные приемы исследования кодов экспрессии. Одним из них является фиксация мышечных сокращений. Но данный способ не дает ответа на вопрос о взаимосвязи между выражением и психическим состоянием.
Важно подчеркнуть при анализе невербальных проявлений различных эмоциональных стояний следующее: невербальное поведение, как и вербальное, насыщено стереотипами, имеет идиомы и может быть неоднозначным. Более того, одно и то же невербальное поведение, как и слова, в различных контекстах имеет различный смысл. Например, когда мы глядим в пол, то это в одной ситуации выражает печаль, а в другой – подчинение. Невербальное поведение имеет значение для многих ритуалов, скажем, приветствия, прощания и т.п. Невербальные действия, как и вербальные, могут иметь несколько значений, например: вы невербально показываете другому человеку, что намерены продолжать беседу, одновременно давая ему понять, что вам нужно над ним доминировать, и, вероятно, выражая ваше эмоциональное состояние. Когда вы хватаете ребенка за плечо и делаете ему выговор, ребенок прекрасно понимает и ваше поведение, и требования, которые вы предъявляете. Улыбка может быть частью выражения эмоций, сообщением, частью самопредставления или реакцией слушателя, помогающей контролировать интеракцию.