Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Представление об эмоциональных психических состояниях в психологической науке
1.2 Эмоциональные состояния, присутствующие в профессиональной деятельности человека
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Особенности невербальных проявлений сопровождающих различные эмоциональные состояния человека
ВВЕДЕНИЕ
Какие бы обстоятельства или детерминанты ни предопределяли жизнедеятельность человека, внутренне, психологически действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в область его эмоциональных отношений, преломиться и укрепиться в ней. Эмоции со всей своей самоочевидностью обнаруживают своё влияние в познании, искусстве, в семье и на работе, в экстремальных условиях жизнедеятельности, в достижениях и душевных кризисах человека. Сведения об их особенностях и значении относятся к тому минимуму знаний, которые необходимы для каждого человека тем более для психолога, желающего лучше разбираться в себе и других людях.
Проблему эмоциональных состояний изучали философы, психологи, медики и естествоиспытатели, такие как: Б. Спиноза, Ч.Р. Дарвин, В. Вундт, К.Г. Ланге, У. Джемс, З. Фрейд, Б. Анри, П. Жане, Э.Б. Титченер, У. Макдауголл, Э. Клапаред, М. Прадин, К.Г. Юнг, К. Бюлер, К. Кофка, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, Я.М. Калашник, Э. Линдеманн, А.Н. Леонтьев, А. М. Блондау, Р.У. Липер, Ж.П. Сартр, Р.С. Лазарус, Б.И. Додонов, К. Лоренц, М. Аргайл, К.Е. Изард, П.В. Симонов, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.К. Вилюанс, Л.Я. Гозман.
Человеческое общение на 7 % является вербальным (слова и фразы), на 38 % вокальным (интонация, тон голоса, др. звуки), на 55 % – невербальным. Вербальные способы используются для передачи фактической информации, а эмоции и чувства передаются невербально. Давно известно, что чувства и мысли человека легко можно разгадать по его позе, мимике и жестам. Это облегчает задачу выбора правильной линии поведения при дружеском и деловом общении и принятии важных решений. Актуальность выбранной темы заключается в том, что зная язык и основы невербального общения человек может быть более эффективным, в профессиональной и личной среде общения.
Цель исследования: Изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Объект исследования: Эмоциональные состояния человека
Предмет исследования: Особенности невербальных проявлений при различных эмоциональных состояниях человека
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме. Раскрыть сущность понятий психологические состояния, эмоции, эмоциональные состояния.
- Рассмотреть эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности человека
- Установить особенности невербальных проявлений сопровождающих эмоциональные состояния: дать определение невербальному общению, рассмотреть классификации невербальных проявлений, определить методы фиксации невербальных проявлений.
- Подготовить методический прием, способствующий идентификации у работника сильного эмоционального напряжения
- Сделать выводы по полученным данным
Теоретико-методологические основы и методы исследования: Теоретический метод: анализ научной литературы по теме исследования и синтез полученных научных сведений.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный методический прием может случить инструментом для определения у работников сильного эмоционального напряжения.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы содержащего 44 источника литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Представление об эмоциональных психических состояниях в психологической науке
Психические состояния в отечественной психологии рассматриваются как качественно однородные проявления всех психических компонентов в определенный промежуток времени и выступают как единство, целостность всех психических элементов. Такая целостность характеризуется относительной стабильностью, особой структурой, содержанием.
В психических состояниях находит свое выражение мера активности функционирования психики человека, выступающего интенсивностью течения и модальности (качеству) психических процессов и свойств. В общем, психические состояния отражают все, что в данный отрезок времени происходит в психике личности, в частности особенности протекания познавательных, эмоционально-волевых и индивидуально-психологических процессов. По мнению Н. Д. Левитова, они характеризуются единством переживаний и деятельности. Итак, психические состояния являются не только внутренними процессами, окрашенные тем или иным эмоциональным тоном и проявляющиеся во внешних действиях человека, но и оказывают влияние и на протекание деятельности [21]. Таким образом, психические состояния играют ведущую роль в протекании и успешности профессиональной деятельности человека.
Психические состояния, выступая как один из компонентов психики, является сравнительно новой и малоизученной категории. Исследованию проблемы психических состояний посвящены работы Н. Д. Левитова, Ю. Е. Сосновикова, В. А. Семченко, Л. М. Балабановой, В. А. Ганзена, И. В. Волженцевои, Л. Г. Дикой, А. О. Прохорова и др.
Впервые проблема психических состояний человека была поставлена в отечественной психологии Н. Д. Левитовым [25], в работах которого были рассмотрены механизмы и проявления психических состояний и установлены связи психических состояний с другими психологическими явлениями, а также исследованы психические состояния в различных видах деятельности. В работах зарубежных (В. Джемс, Т. Рибо) и отечественных (Н. Д. Левитов и Ю. Е. Сосновикова) ученых психические состояния рассматриваются как отдельная, самостоятельная, целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, которая показывает своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Проблема генезиса психических состояний показана в исследованиях Н. Д. Левитова, который подчеркивал их обусловленность внешними факторами, внешней обстановкой, предшествующими состояниями; работы Ю. Е. Сосновиковой и Е. П. Ильина, указывали на ситуативность психических состояний [15; 43]. По мнению В. А. Семченко психическое состояние обусловлено устойчивостью соответствующих явлений в психической жизни человека, их однотипностью и повторяемостью в течение четко фиксированной периода [7; 41]. Обобщая проблематику психических состояний А. О. Прохоров указывает, что психическое состояние является отражением личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающееся в единстве поведения и переживания в некотором континууме времени [33]. Автором приведены все признаки психического состояния, а именно: целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами. В теоретическом анализе проблемы психических состояний И. В. Волженцевой указана следующая ведущая функция психических состояний – адаптивная функция регулирования и интеграции отдельных психических состояний с последующим образованием функциональных единиц (процесс - состояние - свойство) [4].
Структура психического состояния была исследована В. А. Ганзеном, В. Н. Юрченко, А. В. Маслач и другими учеными. В. А. Ганзеном [7] описана четырехуровневая структура состояния: социально-психологический, характеризующий поведение личности, психологический, характеризующий изменения психических функций и настроения человека, психофизиологический, описывающий вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики, и физиологический, предусматривающий нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций.
В исследованиях Т. Йолова [16] указано, что в состояниях всегда ситуативная и трансситуативная составляющая. Автор предложил описывать ситуативные особенности психики в виде дроби, в которой числителем сила события, а знаменателем - трансситуативная особенность психики и способ деятельности. Классификация психических состояний с темпоральном признаком наиболее подробно представлена в исследованиях Н. Д. Левитова, который при рассмотрении временных характеристик состояний определил состояния персеверации, которые характеризуются инертностью в переживаниях, неподатливостью изменениям, трудностью переключения. Также автором были предложены следующую классификацию состояний:
1) личностные и ситуативные состояния;
2) состояния более глубокие и более поверхностные;
3) состояния, положительно или отрицательно действуют на человека;
4) длительные и короткие состояния;
5) состояния более или менее осознанные [25].
В. Л. Марищук выделяет по мере устойчивости доминирующие (наиболее характерные для субъекта) и промежуточные (переходные) состояния [29]. Ю. Е. Сосновикова разделяет состояния на длительные, относительно длительные и кратковременные [43]. Е. П. Ильиным определено мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния [15]. Важным критерием систематизаций психических состояний является доминирование тех или иных психических процессов. Именно этот критерий позволяет распределить психические состояния на гностические (познавательные), эмоциональные, мотивационные и волевые. И. В. Волженцева [4] на основе проведенного теоретического анализа психических состояний подчеркивает, что состояние – это многомерное явление, которое может быть описано широким спектром параметров. К основным характеристикам, с помощью которых можно описать психические состояния, автор относит следующие: эмоциональные (модально своеобразные), активационные (отражающие интенсивность психических процессов), тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида); тензионные (отражают степень напряжения), временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний), полярность состояний (знак описываемого состояния). Е. П. Ильин подчеркивал необходимость изучения психической и физиологической основ состояний личности. Психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, которые занимают ведущее место в диагностике состояния. Физиологическая сторона находит отражение в изменении ряда функций (вегетативных и двигательных) [15]. В исследованиях В. А. Ганзена уровневая модель психической активации сознания, по сути представляет собой общую систему состояний [7]. Оптимальный уровень психической активности представлен состоянием покоя (покой, эмпатия, готовность, сосредоточенность, заинтересованность, удивление, психическая адаптация). Состояния повышенной психической активности характеризуются высоким уровнем проявления активации (счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ужас, паника, ненависть, воодушевление, мобилизация, дистресс, возмущение и т.д.). Состояния пониженной психической активности раскрываются в низком уровне активности (бред, подавленность, уныние, печаль, горе, страдания, усталость, утомление, монотония, скука, рассеянность, релаксация, кризисное состояние).
В отличие от отечественной психологической парадигмы, рассматривающей состояния в соответствии с профессиональной деятельности личности, зарубежная психология тяготеет к описанию состояний, к дифференциации психических состояний. Так, Фрейд впервые выделил состояние беспокойства, тревоги. В исследованиях М. Аргайла представлен анализ состояний эйфории, радости, удовольствия, Г. Селье дал глубокий анализ изменений в организме под воздействием негативных стимулов, предложил термин «стресс», Р. Лазарус различает физиологический и психологический виды стресса, отличающиеся по особенностям воздействия стимула, механизмами возникновения и характера ответной реакции. Розенцвейгом создан теории фрустрации. Г. Мюнстерберг впервые поставил проблему монотонности труда и описал его из-за снижения уровней жизнедеятельности [19].
Таким образом, проведенный анализ основных теоретических подходов к проблеме психических состояний позволяет подчеркнуть сложность, многокомпонентность состояний человека как психического явления. Психические состояния выступают не только связующим звеном между психическим процессом и психическими свойствами личности, а та же являются отражением отношения личности к своему психическому миру, к связям с другими, как закрепление целостности и устойчивости психофизиологического состояния.
Вопрос о сущности и разновидностях эмоциональных состояний, их классификация является важнейшей составляющей психологии эмоций.
Эмоциональные состояния определяются как «переживания индивидом своего отношения к окружающей его действительности и к себе в конкретный момент времени, которые относительно характерные для этого человека» [34]; как «состояния, регулирующиеся главным образом, эмоциональной сферой и охватывающие эмоциональные реакции и отношения; сравнительно стабильные переживания» [20]; как «целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент переживания, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию» [38].
В. Вундт предлагал различать динамические характеристики, изображающие совокупность всевозможных эмоциональных переживаний [6, с. 201].
С. Л. Рубинштейн выделил три уровня эмоциональной сферы: уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, предметные чувства, обобщенные и мировоззренческие [38, с. 574].
В дальнейшем А. Н. Леонтьев преобразовал эту схему в другую триаду: аффект, собственно эмоции, где также особо выделялся стресс и чувства [26]. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс [10, с. 125]. А. Г. Маклаков к наиболее значимым эмоциям относит: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс [28, с. 393]. А. В. Карпов в зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности выделяет следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение [17].