Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Представление об эмоциональных психических состояниях в психологической науке
1.2 Эмоциональные состояния, присутствующие в профессиональной деятельности человека
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Особенности невербальных проявлений сопровождающих различные эмоциональные состояния человека
Таким образом, невербальные сигналы, подобно словам, используются по-разному и имеют неоднозначное толкование, имеют денотативное (прямое) и коннотативное (ассоциативное) значение, играют активную роль в выражении симпатии, власти и реакции.
2.2. Методический прием идентификации на основе невербальных проявлений сильного эмоционального напряжения (стресс)
В современном мире одним из наиболее часто встречаемых эмоциональных состояний сопровождающих трудовую деятельность является стресс. Так установлено, что сильное эмоциональное напряжение оказывает генерализирующее воздействие на психофизиологию индивидуума, определяя особенности его вербального и невербального поведения. Генерализирующее воздействие проявляется разнопланово: оно может оказывать как деструктивное (состояние дистресса), так и стимулирующее, положительное воздействие на поведение человека (состояние эвстресса). Промежуточное положение между ними занимает особое поисковое состояние, цель которого – нахождение оптимальных путей выхода из острой стрессогенной ситуации.
Исследования, проведенные психологами, психиатрами и психофизиологами, показывают, что в основе реализации каждого из этих состояний лежат психофизиологические механизмы, определяющие модели поведения, реализуемые в состоянии дистресса, эвстресса и поискового состояния [37; 44].
В настоящий момент можно говорить о том, что в основе возникновения состояния дистресса, оказывающего дестабилизирующий характер на речемыслительные процессы и поведение в целом, лежат такие психофизиологические механизмы, как торможение действий и движений (общая иммобильность субъекта), регресс сложной модели поведения (стереотипный характер деятельности, негибкость поведения), пассивно-оборонительная реакция (гипермобильные действия, направленные на неосознанный разрыв контакта с собеседником), резкое снижение организованности поведения (бесцельная, хаотическая гипермобилизация).
Возникновение поискового состояния обусловлено следующими механизмами: ориентировочная реакция (гипермобильность в сочетании с внезапностью действия), превентивная адаптация (наличие нарушений при реализации ответа на стрессогенный фактор, например, заикание, пошатывание, тремор), собственно реакция адаптации (ритмичные, повторяющиеся действия).
Наконец, в основе состояния эвстресса лежат два психофизиологических механизма, а именно: активно-оборонительная реакция (наступательные действия субъекта гиперкинетического характера) и локализованная тоническая реакция симпатического отдела центральной нервной системы. Последний психофизиологический механизм отвечает за появление двух моделей поведения человека, переживающего сильное эмоциональное напряжение: демонстративной и контактообусловленной. В последнем случае коммуникативной целью может быть как разрыв, так и установление контакта (контактопрерывающее и контактоустанавливающее взаимодействие) [2].
Состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические. Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма. При этом значительная нагрузка ложится на систему гипоталамус – гипофиз – надпочечники [13]. Поэтому очень важно уметь распознать это эмоциональное состояние и предупредить его развитие для сохранения психического и соматического здоровья персонала организации.
В научной литературе широко описаны невербальные проявления, сопровождающие данное состояние, что позволило нам выделить девять групп невербальных компонентов коммуникации, отражающих особенности поведения человека в состоянии сильного эмоционального напряжения, а именно: мимику, жесты, позы, локомоции (перемещение в пространстве), голосовые характеристики, такесику (тактильный контакт), окулесику (визуальное взаимодействие), манипуляции с предметами и вегетативные симптомы.
Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в состоянии дистресса, эвстресса и поисковом состоянии сведены в таблицы с 1 по 3:
Таблица 1
Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в состоянии дистресса
Название психо-физиологической группы |
Торможение действий и движений |
Регресс деятельности |
Пассивно-оборонительная реакция |
Резкое снижение организованности поведения (хаотическая модель поведения) |
1. Мимика |
Лицо неподвижно (похоже на маску), искривлено (по лицу проходит судорога); глаза широко рас- крыты (выпучены) / полностью закрыты; изменения в нижней части лица (челюсть отваливается). |
- |
- |
- |
2. Жест |
Руки обхватывают голову, кулак прижимается к голове, руки сомкнуты / безвольно висят; голова закидывается назад / наклоняется вперед. |
Поднимает руки вверх, крестится. |
Закрывает/пря- чет руками часть собственного тела (лицо, голову, сердце, живот и так далее). |
Отчаянно жестикулирует (многократно и бесцельно размахивает руками), заламывает руки. |
3. Поза |
Стоит (останавливается) / сидит неподвижно в оцепенении / глубокой апатии. |
Стоит на коленях, простирает руки к небу (просит пощады). |
- |
- |
4. Локомоции (понимается движение, приводящее к перемещению в пространстве) |
Падает на стул/ кровать/ступеньки/ пол и т. п.; падает на колени (от изнеможения); наклоняется вперед/назад (откидывается на стул / наклоняется на стол прислоняется к стене/спинке). |
- |
Быстро поднимается/садится в кровати; бросается к выходу/наверх/в свою комнату; уклоняется (отступает) от кого-либо; отворачивается от собеседника (неосознанно). |
Бегает по комнате, мечется в разные стороны; наталкивается на предметы |
5. Голосовые характеристики |
Говорит тихо, сдавленно, шепчет; начинает говорить медленно и обрывает фразу. |
Переходит на родной (ранее усвоенный) язык/диалект; ругается. |
Упрашивает, хныкает, говорит с отчаянием, беспомощно плачет/смеется, стонет, всхлипывает; протестует, говорит с отвращением. |
Бессвязно повторяет звуки, слоги, слова предложения; говорит тихо/ кричит, визжит (+ повторы в речи). |
6. Такесика (понимается тактильное взаимодействие) |
- |
- |
Прячет лицо на чьей-либо груди/в руках/на плече; хватает чью-то руку и целует; отталкивает и убегает. |
Внезапно хватает, долго и с большой силой трясет/поднимает над полом; бьет с невероятной силой. |
7. Окулесика (взгляд как движение |
Долго и пристально (неосознанно) смотрит; фиксированный взгляд (на предмете или собеседнике). |
- |
- |
Смотрит по сторонам/вверх и вниз; бросает безумный взгляд. |
8. Манипуляции с предметами |
(Предмет) падает, выпускает из рук / роняет (не может удержать). |
Механически пытается собрать листы бумаги, совместить осколки вазы и т. п. |
Открывает/закрывает дверь; хлопает дверью (при побеге); набрасывается на еду. |
Открывает/закрывает окна, раскидывает вещи по комнате, выкидывает вещи из ящиков (действия реализуются совместно); колотит руками по предмету (столу, книге и т. п.), разбивает предмет; совершает манипуляции с воображаемыми предметами |
9. Вегетативные проявления |
Делает очень длинную паузу, обрывает речь; молчит (как следствие дыхательных нарушений), задыхается; издает хриплые звуки, сипит; спазматический кашель; рыдает. |
- |
- |
Трясется всем телом; истерически смеется. |
Таблица 2
Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в поисковом состоянии
Название психо-физиологической группы |
Ориентировочная реак- ция / Декомпенсация / Привыкание |
Превентивная адаптация |
Собственно адапта- ция (поисково-на- строечная модель поведения) |
1. Мимика |
- |
Лицо искажается (от ярости/злости), подергивается. |
Лицо зажигается/ сияет (найдено решение) |
2. Жест |
Закрывает рот (от изумления), однократно и внезапно хлопает в ладоши; плечи/руки приподнимаются (по направлению к голове), вскидывает руку (при осознании чего-либо). |
- |
Сжимает и разжимает руки (ладони); потирает подбородок; жестикуляцией изображает объект, номинация которого вербальными средствами вызывает затруднения (описательный жест). |
3. Поза |
- |
- |
Стоит/сидит некоторое время (размышляя); тело становиться напряженным / «сжимается» |
4. Локомоции |
Вскакивает, резко встает/ садится (из положения лежа); поворачивается в сторону раздражителя (услышав звук). |
Передвигается/встает с трудом, шатается; спотыкается. |
Ходит по кругу, осторожно идет по направлению к кому-либо |
5. Голосовые характеристики |
Фраза вырывается; импульсивно повторяет (выкрикивает) последние слова собеседника; испуганно смеется. |
Говорит с трудом/неразборчиво/невнятно (артикуляторные нарушения), заикается. |
Делает много пауз; говорит неуверенно, нервно смеется, хихикает; темп речи замедляется; говорит робко, раздраженно, возбужденно, нервно, растерянно, недоверчиво. |
6. Такесика |
- |
- |
- |
7. Окулесика |
Вскидывает взгляд, устанавливая визуальный контакт с новым раздражителем. |
- |
Долго и пристально смотрит (в удивлении); осматривается/ переводит взгляд с одного объекта/человека на другой(ого). |
8. Манипуляции с предметами |
- |
- |
Приспосабливает предмет (для последующих действий), хватается за предмет; использует какой-либо предмет по назначению (как фоновое действие по отношению к доминантным мыслительным процессам). |
9. Вегетативные проявления |
Вздрагивает; делает глубокий вдох, задерживает дыхание; смеется и плачет одновременно. |
- |
Трясется голова, дрожит; делает вдох; справляется с дыхательным спазмом; в слезах, почти рыдая. |
Таблица 3
Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в состоянии эвстресса
Название психо-физиологической группы |
Активно-оборонительная реакция |
Локализованная тоническая реакция симпатического отдела ЦНС (демонстративная модель поведения) |
Локализованная тоническая реакция симпатического отдела ЦНС (контактообуслов- ленная модель поведения) |
1. Мимика |
Лицо темнеет (от ярости), на лице появляется маска гнева; кусает губы (от злости), поднимает брови, хмурится. |
Глаза широко открыты/сужаются (произвольно) |
- |
2. Жест |
Сжимает кулаки, трясет кулаками. |
Указывает пальцем (с отвращением, обвиняя кого-либо); с негодованием трясет головой, триумфально поднимает голову, потрясает кулаками в воздухе, топает ногой, демонстративно закрывает уши ладонями и так далее. |
Открывает объятья; убирает/отдергивает руки. |
3. Поза |
Стоит над собеседником; готов вскочить и ударить (кулаки сжаты). |
- |
- |
4. Локомоции |
Бросается на… / движется угрожающе по направлению к человеку. |
Садится на стул; отворачивается, падает на колени (демонстративно). |
Поворачивается всем телом к собеседнику, стремительно поднимается навстречу; отворачивается |
5. Голосовые характеристики |
Угрожает; набрасывается со словами…; злобно кричит на…; говорит сквозь зубы, злобно, жестко, агрессивно, свирепо, неистово, грубо, взбешенно, угрожая. |
Кричит (истерично)/ шепчет (осознанная имитация признака); говорит медленно; смеется очень громко, горько, весело, счастливо, неестественно с негодованием, оскорбительно; говорит с негодованием, оскорбительно, ликуя и так далее. |
Говорит кому-либо с ненавистью, кричит на кого-либо; перебивает, вмешивается в разговор. |
6. Такесика |
Трясет; толкает/отталкивает, ударяет по (в), пинает. |
Целует, обнимает, похлопывает по спине/руке собеседника, прижимает, обнимает. |
Берет за руку, плечи, сжимает, обнимает; отталкивает (без пассивно-оборонительной локомоции), стряхивает, пытается освободиться от объятий. |
7. Окулесика |
Смотрит злобно, агрессивно. |
Разрывает визуальный контакт с собеседником при сохранении контакта вербального (поднимает глаза к небу/потолку); смотрит восхищенно/с презрением/отвращением и т. п. |
Смотрит/бросает взгляд на кого-либо (вниз/вверх). |
8. Манипуляции с предметами |
Угрожает, бьет предметом, кидает предмет; хватает оружие, наводит пистолет и т. п. |
Вешает трубку (яростно), трясет зонтом, хлопает дверью (демонстративно). |
- |
9. Вегетативные проявления |
Тяжело дышит / задыхается от ярости; сдерживает слезы; брызжет слюной (от ярости). |
Многозначительно вздыхает; начинает плакать, рыдает (с последующим установлением тактильного контакта), плюет с отвращением; трясутся руки (при выполнении действия). |
- |
Обобщая сказанное, можно утверждать, что описанные характеристики невербального поведения индивидуума в состоянии сильного эмоционального напряжения могут служить источником важной информации о состоянии работника. Установить уровень эмоционального напряжения в трудовом коллективе на современном этапе развития науки не представляется сложным, так как разработано множество психологических методик выявляющих данное состояние. Но на практике, специалист сначала должен заподозрить возникновение данного опасного состояния и только после в подтверждение своей гипотезы применить психодиагностические методы, а после и коррекционные мероприятия. Поэтому овладение специалистом знаний о невербальных проявлениях эмоциональных состояний способствует повышению его профессионализма.
Выводы по главе 2
Невербальная сторона коммуникации влияет на восприятие людьми друг друга, а также на успешность всей коммуникации и построение отношений.
К элементам невербального поведения относит различные движения тела, а также интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, временную и пространственную организацию общения Выделяют семь типов невербального общения: Паралингвистика, Кинесика, Хронемика, Гаптика, Гастика, Актоника и Проксемика.
С целью распознания невербальных проявлений используют экспрессивные коды. Экспрессивный код представляет собой целый комплекс движений, который можно наблюдать и фиксировать.
Невербальное поведение насыщено стереотипами, имеет идиомы и может быть неоднозначным. Более того, одно и то же невербальное поведение в различных контекстах имеет различный смысл. А так же было установлено, что у каждого человека есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций.
Сильное эмоциональное напряжение проявляется в виде стресса, который в свою очередь может быть мобилизующим (эвстрессом), дистрессом и находиться в промежуточном состоянии – поисковом. Для каждого из перечисленных состояний эмоционального напряжения существуют свои паттерны невербального проявления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ основных теоретических подходов к проблеме психических состояний позволяет подчеркнуть сложность, многокомпонентность состояний человека как психического явления. Психические состояния выступают не только связующим звеном между психическим процессом и психическими свойствами личности, а та же являются отражением отношения личности к своему психическому миру, к связям с другими, как закрепление целостности и устойчивости психофизиологического состояния. Психические состояния обусловлены внешними факторами, внешней обстановкой, предшествующими состояниями т.е могут носить ситуативный характер. Они могут быть длительными, относительно длительными и кратковременными. Эмоциональные состояния это целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент переживания, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоциональные психические состояния являются самостоятельным, целостным, ситуационно чувствительным, устойчивым психическим образованием, которые протекают определенный промежуток времени. В профессиональной деятельности выделяют следующие эмоциональные состояния: фрустрация, аффект, ажитация, утомление, усталость, монотония, психическая напряженность и стресс. Задача специалиста по работе с персоналом предусматривать формирование конструктивных копинг-стратегий для профилактики дистресса, развитие стрессоустойчивости и толерантности к неопределенности, а также профилактику утомления, моногонии, тревожности работников.