Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, невербальные сигналы, подобно словам, используются по-разному и имеют неоднозначное толкование, имеют денотативное (прямое) и коннотативное (ассоциативное) значение, играют активную роль в выражении симпатии, власти и реакции.

2.2. Методический прием идентификации на основе невербальных проявлений сильного эмоционального напряжения (стресс)

В современном мире одним из наиболее часто встречаемых эмоциональных состояний сопровождающих трудовую деятельность является стресс. Так установлено, что сильное эмоциональное напряжение оказывает генерализирующее воздействие на психофизиологию индивидуума, определяя особенности его вербального и невербального поведения. Генерализирующее воздействие проявляется разнопланово: оно может оказывать как деструктивное (состояние дистресса), так и стимулирующее, положительное воздействие на поведение человека (состояние эвстресса). Промежуточное положение между ними занимает особое поисковое состояние, цель которого – нахождение оптимальных путей выхода из острой стрессогенной ситуации.

Исследования, проведенные психологами, психиатрами и психофизиологами, показывают, что в основе реализации каждого из этих состояний лежат психофизиологические механизмы, определяющие модели поведения, реализуемые в состоянии дистресса, эвстресса и поискового состояния [37; 44].

В настоящий момент можно говорить о том, что в основе возникновения состояния дистресса, оказывающего дестабилизирующий характер на речемыслительные процессы и поведение в целом, лежат такие психофизиологические механизмы, как торможение действий и движений (общая иммобильность субъекта), регресс сложной модели поведения (стереотипный характер деятельности, негибкость поведения), пассивно-оборонительная реакция (гипермобильные действия, направленные на неосознанный разрыв контакта с собеседником), резкое снижение организованности поведения (бесцельная, хаотическая гипермобилизация).

Возникновение поискового состояния обусловлено следующими механизмами: ориентировочная реакция (гипермобильность в сочетании с внезапностью действия), превентивная адаптация (наличие нарушений при реализации ответа на стрессогенный фактор, например, заикание, пошатывание, тремор), собственно реакция адаптации (ритмичные, повторяющиеся действия).


Наконец, в основе состояния эвстресса лежат два психофизиологических механизма, а именно: активно-оборонительная реакция (наступательные действия субъекта гиперкинетического характера) и локализованная тоническая реакция симпатического отдела центральной нервной системы. Последний психофизиологический механизм отвечает за появление двух моделей поведения человека, переживающего сильное эмоциональное напряжение: демонстративной и контактообусловленной. В последнем случае коммуникативной целью может быть как разрыв, так и установление контакта (контактопрерывающее и контактоустанавливающее взаимодействие) [2].

Состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические. Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма. При этом значительная нагрузка ложится на систему гипоталамус – гипофиз – надпочечники [13]. Поэтому очень важно уметь распознать это эмоциональное состояние и предупредить его развитие для сохранения психического и соматического здоровья персонала организации.

В научной литературе широко описаны невербальные проявления, сопровождающие данное состояние, что позволило нам выделить девять групп невербальных компонентов коммуникации, отражающих особенности поведения человека в состоянии сильного эмоционального напряжения, а именно: мимику, жесты, позы, локомоции (перемещение в пространстве), голосовые характеристики, такесику (тактильный контакт), окулесику (визуальное взаимодействие), манипуляции с предметами и вегетативные симптомы.

Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в состоянии дистресса, эвстресса и поисковом состоянии сведены в таблицы с 1 по 3:

Таблица 1

Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в состоянии дистресса

Название психо-физиологической группы

Торможение действий и движений

Регресс деятельности

Пассивно-оборонительная реакция

Резкое снижение организованности поведения (хаотическая модель поведения)

1. Мимика

Лицо неподвижно (похоже на маску), искривлено (по лицу проходит судорога); глаза широко рас- крыты (выпучены) / полностью закрыты; изменения в нижней части лица (челюсть отваливается).

-

-

-

2. Жест

Руки обхватывают голову, кулак прижимается к голове, руки сомкнуты / безвольно висят; голова закидывается назад / наклоняется вперед.

Поднимает руки вверх, крестится.

Закрывает/пря- чет руками часть собственного тела (лицо, голову, сердце, живот и так далее).

Отчаянно жестикулирует (многократно и бесцельно размахивает руками), заламывает руки.

3. Поза

Стоит (останавливается) / сидит неподвижно в оцепенении / глубокой апатии.

Стоит на коленях, простирает руки к небу (просит пощады).

-

-

4. Локомоции (понимается движение, приводящее к перемещению в пространстве)

Падает на стул/ кровать/ступеньки/ пол и т. п.; падает на колени (от изнеможения); наклоняется вперед/назад (откидывается на стул / наклоняется на стол прислоняется к стене/спинке).

-

Быстро поднимается/садится в кровати; бросается к выходу/наверх/в свою комнату; уклоняется (отступает) от кого-либо; отворачивается от собеседника (неосознанно).

Бегает по комнате, мечется в разные стороны; наталкивается на предметы

5. Голосовые характеристики

Говорит тихо, сдавленно, шепчет; начинает говорить медленно и обрывает фразу.

Переходит на родной (ранее усвоенный) язык/диалект; ругается.

Упрашивает, хныкает, говорит с отчаянием, беспомощно плачет/смеется, стонет, всхлипывает; протестует, говорит с отвращением.

Бессвязно повторяет звуки, слоги, слова предложения; говорит тихо/ кричит, визжит (+ повторы в речи).

6. Такесика (понимается тактильное взаимодействие)

-

-

Прячет лицо на чьей-либо груди/в руках/на плече; хватает чью-то руку и целует; отталкивает и убегает.

Внезапно хватает, долго и с большой силой трясет/поднимает над полом; бьет с невероятной силой.

7. Окулесика (взгляд как движение

Долго и пристально (неосознанно) смотрит; фиксированный взгляд (на предмете или собеседнике).

-

-

Смотрит по сторонам/вверх и вниз; бросает безумный взгляд.

8. Манипуляции с предметами

(Предмет) падает, выпускает из рук / роняет (не может удержать).

Механически пытается собрать листы бумаги, совместить осколки вазы и т. п.

Открывает/закрывает дверь; хлопает дверью (при побеге); набрасывается на еду.

Открывает/закрывает окна, раскидывает вещи по комнате, выкидывает вещи из ящиков (действия реализуются совместно); колотит руками по предмету (столу, книге и т. п.), разбивает предмет; совершает манипуляции с воображаемыми предметами

9. Вегетативные проявления

Делает очень длинную паузу, обрывает речь; молчит (как следствие дыхательных нарушений), задыхается; издает хриплые звуки, сипит; спазматический кашель; рыдает.

-

-

Трясется всем телом; истерически смеется.


Таблица 2

Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в поисковом состоянии

Название психо-физиологической группы

Ориентировочная реак- ция / Декомпенсация / Привыкание

Превентивная адаптация

Собственно адапта- ция (поисково-на- строечная модель поведения)

1. Мимика

-

Лицо искажается (от ярости/злости), подергивается.

Лицо зажигается/ сияет (найдено решение)

2. Жест

Закрывает рот (от изумления), однократно и внезапно хлопает в ладоши; плечи/руки приподнимаются (по направлению к голове), вскидывает руку (при осознании чего-либо).

-

Сжимает и разжимает руки (ладони); потирает подбородок; жестикуляцией изображает объект, номинация которого вербальными средствами вызывает затруднения (описательный жест).

3. Поза

-

-

Стоит/сидит некоторое время (размышляя); тело становиться напряженным / «сжимается»

4. Локомоции

Вскакивает, резко встает/ садится (из положения лежа); поворачивается в сторону раздражителя (услышав звук).

Передвигается/встает с трудом, шатается; спотыкается.

Ходит по кругу, осторожно идет по направлению к кому-либо

5. Голосовые характеристики

Фраза вырывается; импульсивно повторяет (выкрикивает) последние слова собеседника; испуганно смеется.

Говорит с трудом/неразборчиво/невнятно (артикуляторные нарушения), заикается.

Делает много пауз; говорит неуверенно, нервно смеется, хихикает; темп речи замедляется; говорит робко, раздраженно, возбужденно, нервно, растерянно, недоверчиво.

6. Такесика

-

-

-

7. Окулесика

Вскидывает взгляд, устанавливая визуальный контакт с новым раздражителем.

-

Долго и пристально смотрит (в удивлении); осматривается/ переводит взгляд с одного объекта/человека на другой(ого).

8. Манипуляции с предметами

-

-

Приспосабливает предмет (для последующих действий), хватается за предмет; использует какой-либо предмет по назначению (как фоновое действие по отношению к доминантным мыслительным процессам).

9. Вегетативные проявления

Вздрагивает; делает глубокий вдох, задерживает дыхание; смеется и плачет одновременно.

-

Трясется голова, дрожит; делает вдох; справляется с дыхательным спазмом; в слезах, почти рыдая.


Таблица 3

Особенности реализации невербальных компонентов коммуникации в состоянии эвстресса

Название психо-физиологической группы

Активно-оборонительная реакция

Локализованная тоническая реакция симпатического отдела ЦНС (демонстративная модель поведения)

Локализованная тоническая реакция симпатического отдела ЦНС (контактообуслов- ленная модель поведения)

1. Мимика

Лицо темнеет (от ярости), на лице появляется маска гнева; кусает губы (от злости), поднимает брови, хмурится.

Глаза широко открыты/сужаются (произвольно)

-

2. Жест

Сжимает кулаки, трясет кулаками.

Указывает пальцем (с отвращением, обвиняя кого-либо); с негодованием трясет головой, триумфально поднимает голову, потрясает кулаками в воздухе, топает ногой, демонстративно закрывает уши ладонями и так далее.

Открывает объятья; убирает/отдергивает руки.

3. Поза

Стоит над собеседником; готов вскочить и ударить (кулаки сжаты).

-

-

4. Локомоции

Бросается на… / движется угрожающе по направлению к человеку.

Садится на стул; отворачивается, падает на колени (демонстративно).

Поворачивается всем телом к собеседнику, стремительно поднимается навстречу; отворачивается

5. Голосовые характеристики

Угрожает; набрасывается со словами…; злобно кричит на…; говорит сквозь зубы, злобно, жестко, агрессивно, свирепо, неистово, грубо, взбешенно, угрожая.

Кричит (истерично)/ шепчет (осознанная имитация признака); говорит медленно; смеется очень громко, горько, весело, счастливо, неестественно с негодованием, оскорбительно; говорит с негодованием, оскорбительно, ликуя и так далее.

Говорит кому-либо с ненавистью, кричит на кого-либо; перебивает, вмешивается в разговор.

6. Такесика

Трясет; толкает/отталкивает, ударяет по (в), пинает.

Целует, обнимает, похлопывает по спине/руке собеседника, прижимает, обнимает.

Берет за руку, плечи, сжимает, обнимает; отталкивает (без пассивно-оборонительной локомоции), стряхивает, пытается освободиться от объятий.

7. Окулесика

Смотрит злобно, агрессивно.

Разрывает визуальный контакт с собеседником при сохранении контакта вербального (поднимает глаза к небу/потолку); смотрит восхищенно/с презрением/отвращением и т. п.

Смотрит/бросает взгляд на кого-либо (вниз/вверх).

8. Манипуляции с предметами

Угрожает, бьет предметом, кидает предмет; хватает оружие, наводит пистолет и т. п.

Вешает трубку (яростно), трясет зонтом, хлопает дверью (демонстративно).

-

9. Вегетативные проявления

Тяжело дышит / задыхается от ярости; сдерживает слезы; брызжет слюной (от ярости).

Многозначительно вздыхает; начинает плакать, рыдает (с последующим установлением тактильного контакта), плюет с отвращением; трясутся руки (при выполнении действия).

-


Обобщая сказанное, можно утверждать, что описанные характеристики невербального поведения индивидуума в состоянии сильного эмоционального напряжения могут служить источником важной информации о состоянии работника. Установить уровень эмоционального напряжения в трудовом коллективе на современном этапе развития науки не представляется сложным, так как разработано множество психологических методик выявляющих данное состояние. Но на практике, специалист сначала должен заподозрить возникновение данного опасного состояния и только после в подтверждение своей гипотезы применить психодиагностические методы, а после и коррекционные мероприятия. Поэтому овладение специалистом знаний о невербальных проявлениях эмоциональных состояний способствует повышению его профессионализма.

Выводы по главе 2

Невербальная сторона коммуникации влияет на восприятие людьми друг друга, а также на успешность всей коммуникации и построение отношений.

К элементам невербального поведения относит различные движения тела, а также интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, временную и пространственную организацию общения Выделяют семь типов невербального общения: Паралингвистика, Кинесика, Хронемика, Гаптика, Гастика, Актоника и Проксемика.

С целью распознания невербальных проявлений используют экспрессивные коды. Экспрессивный код представляет собой целый комплекс движений, который можно наблюдать и фиксировать.

Невербальное поведение насыщено стереотипами, имеет идиомы и может быть неоднозначным. Более того, одно и то же невербальное поведение в различных контекстах имеет различный смысл. А так же было установлено, что у каждого человека есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций.

Сильное эмоциональное напряжение проявляется в виде стресса, который в свою очередь может быть мобилизующим (эвстрессом), дистрессом и находиться в промежуточном состоянии – поисковом. Для каждого из перечисленных состояний эмоционального напряжения существуют свои паттерны невербального проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ основных теоретических подходов к проблеме психических состояний позволяет подчеркнуть сложность, многокомпонентность состояний человека как психического явления. Психические состояния выступают не только связующим звеном между психическим процессом и психическими свойствами личности, а та же являются отражением отношения личности к своему психическому миру, к связям с другими, как закрепление целостности и устойчивости психофизиологического состояния. Психические состояния обусловлены внешними факторами, внешней обстановкой, предшествующими состояниями т.е могут носить ситуативный характер. Они могут быть длительными, относительно длительными и кратковременными. Эмоциональные состояния это целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент переживания, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоциональные психические состояния являются самостоятельным, целостным, ситуационно чувствительным, устойчивым психическим образованием, которые протекают определенный промежуток времени. В профессиональной деятельности выделяют следующие эмоциональные состояния: фрустрация, аффект, ажитация, утомление, усталость, монотония, психическая напряженность и стресс. Задача специалиста по работе с персоналом предусматривать формирование конструктивных копинг-стратегий для профилактики дистресса, развитие стрессоустойчивости и толерантности к неопределенности, а также профилактику утомления, моногонии, тревожности работников.