Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовое регулирование нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Институт нотариата имеет длительную историю своего развития. На протяжении нескольких сотен лет нотариат является неизменным участником гражданского оборота. При этом степень и интенсивность привлечения нотариата к регулированию общественных отношений в разные периоды исторического развития видоизменялась с учетом экономической, политической, социальной и правовой потребности. Однако
интерес к проблемам развития и функционирования нотариата не угасал никогда. Отчасти это объясняется тем, что нотариат является уникальным институтом в механизме государственного правового регулирования общественных отношений, поскольку обладает двойственной правовой природой, одновременно находясь на страже частных и публичных интересов. Поскольку нотариат структурно не входит в систему органов государственной власти, это позволяет определить его как полноценный институт гражданского общества, независимый от государства и действующий на принципах самоуправления. Именно эти особенности делают нотариат привлекательным правовым институтом с точки зрения полноправного беспристрастного профессионального участника государственного регулирования гражданского оборота, сопровождения коммерческой деятельности с целью легитимации ее осуществления, а также обеспечения конституционного права каждого гражданина на квалифицированную юридическую помощь, что предопределяется
особым правовым статусом нотариуса.

Целью работы является исследование правовых основ организации нотариата в России.

Задачи работы:

  • рассмотреть законодательное регулирование нотариата;
  • исследовать новеллы законодательства по вопросам, связанным с получением профессии нотариуса;
  • выявить плюсы и минусы реформы нотариата;
  • выявить трудности и несовершенства современной правовой системы нотариата в России.

Объектом исследования является нотариат как публично-правовой институт.

Предметом исследования являются правовое регулирование нотариата в России.

В ходе исследований применялись различные методы: логический анализ, системный подход, ретроспективный анализ и другие.

Научной и методической основой работы послужили законодательные и иные нормативные акты, работы отечественных ученых и специалистов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Правовое регулирование нотариата в России

1.1. Правовое регулирование нотариальной деятельности

Основы правового положения нотариата определены Конституцией РФ.

Анализ Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что
можно выделить две группы норм: общие, обеспечивающие деятельность
нотариата и специальные, определяющие принципы функционирования
нотариата. К общим нормам относится ст. 1 Конституции РФ, определяющая Российскую Федерацию как правовое государство[1].

Ст. 7 Конституции имеет непосредственное отношение к нотариату в
части обеспечения, соблюдения и защиты прав человека. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, которая обеспечивается в социальном государстве, как материальным благополучием, так и обеспечением нотариальной защиты прав граждан.

Конституция РФ, определив Россию федеративным государством, закрепила предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области прав человека. Регулирование организации нотариата согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации и совместном ведении Федерации и ее субъектов в области регулирования и защиты прав человека и гражданина. Конституция только перечислила сферы, подлежащие разграничению, но не разделила компетенцию Российской Федерации и компетенцию субъектов Российской Федерации в вопросах совместного ведения[2].

Нормативным актом, регулирующим деятельность нотариата, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. [3] Данный нормативный акт носит рамочный характер для субъектов федерации. Часть субъектов федерации приняли свои законы, касающиеся организационных основ деятельности нотариата. В Конституции РФ определены основы развития федеративной структуры законодательства о нотариате.

Роль нотариата по защите прав человека и гражданина в Конституции
РФ четко не определена. Однако, анализируя нормы Конституции РФ, нужно
обратить внимание на специальные нормы о нотариате. В частности, на ст.
48 Конституции[4], закрепляющую право на получение квалифицированной
юридической помощи[5]. Право на получение квалифицированной юридической помощи имеет двойственную конституционно-правовую природу: с одной стороны, это право каждого получать и требовать предоставления квалифицированной юридической помощи, которое можно отнести к личным правам. В этом случае оно предстает в качестве субъективного конституционного права, то есть индивидуального притязания на совершение обязанными лицами ряда положительных действий в сфере юридических услуг, и подлежит защите в суде.


С другой стороны, данное право является гарантией обеспечения реализации и зашиты всех других прав и свобод человека и гражданина. Это
следует уже из того достаточно очевидного обстоятельства, что действие
правового принципа, согласно которому незнание закона не может служить основанием для оправдания совершения противоправных действий, не освобождает государство от обязанности принимать всяческие меры к правовому воспитанию и просвещению. В противном случае - при отсутствии у гражданина доступа к правовой информации и, что, пожалуй, более важно, возможности ее адекватного восприятия и пользования посредством обращения к специализированным учреждениям и лицам, располагающим необходимой юридической квалификацией, - само государство приобретает в значительной степени фиктивный характер, оставляя человека беззащитным перед произволом власти.

В этом отчетливо проявляется связь права на квалифицированную юридическую помощь и иных основополагающих конституционных прав, включая право на достоинство личности и ее права защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. В рамках данной взаимосвязи достигается такое позитивное взаимоотношение между личностью и государством, при котором личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, могущий спорить с государством в лице любых его органов. Такой вывод подтверждается и практикой Конституционного Суда РФ, сформулировавшего названную правовую позицию применительно к праву на судебную защиту, но являющуюся, по нашему мнению, общенормативной для группы конституционных прав, имеющих обеспечительную направленность[6].

Важно отметить, что логика построения статьи 48 Конституции РФ
заключается в том, что право на получение квалифицированной юридической помощи не находится в непосредственной связи с правом пользования помощью адвоката, а выступает по отношению к нему как общее к частному. Иными словами, право на получение квалифицированной юридической помощью по своему нормативному содержанию шире и богаче; оно не ограничивается только лишь адвокатской практикой, но включает в себя, например, нотариальную, иные виды юридической помощи, являющиеся определяющими при выстраивании гармоничных отношений между личностью и властью на основе права.

В силу ст. 1 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате целью нотариата является обеспечение в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе России защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Анализ текста Основ[7] и научной литературы по проблемам нотариата показывает, что цель нотариата законодатель сформулировал не вполне корректно. Ведь его деятельность не сводится только к защите прав и законных интересов человека. Защита прав человека в чистом виде осуществляется нотариатом только при совершении исполнительных надписей.


При совершении же других нотариальных действии нотариат осуществляет охрану прав и оказывает лицам юридическую помощь. В отличие от суда, который действительно преследует цель защитить интересы человека, нотариат лишь предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции судов. Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве. Нотариат удостоверяет бесспорные факты, в наличии которых он может убедиться непосредственно или на основании соответствующих документов[8]. Тем самым он юридически закрепляет гражданские права и предупреждает их возможное нарушение в будущем. Таким образом, нотариальная деятельность носит превентивный характер. Кроме того, нотариально удостоверенная сделка облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание и подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными[9].

Из смысла ст. 16 Основ[10] также вытекает, что целью нотариата является
не столько зашита прав клиента, сколько оказание ему квалифицированной
юридической помощи. Указанная статья в частности гласит: «Нотариус обязан оказывать физическим лицам, лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред». Кроме юридических форм оказания человеку помощи, нотариусом могут быть использованы и технические: затребование от организаций и должностных лиц, необходимых для нотариальных действий сведений и документов, составление по просьбе клиентов проектов сделок, заявлений, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснение порядка совершения нотариальных действий.

Из вышеизложенного следует вывод: цель деятельности нотариата
триедина: 1) охрана основных прав человека, 2) квалифицированная юридическая помощь человеку, 3) юридическое обеспечение основных прав человека. Причем и охрана, и защита прав человек нотариатом одновременно предполагают и оказание ему помощи.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что Конституция РФ
как источник права, закрепляет основы нотариата.


1.2. Новеллы законодательства по вопросам, связанным с получением профессии нотариуса

Обеспечение граждан правовой помощью является важной государственной задачей, а получение такого права - одним из основополагающих гражданских прав, закреплённых в Конституции Российской Федерации[11]. Сегодня нотариус - независимый представитель государства, наделенный им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия.
Осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, особенно в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом.

В Российской Федерации осуществляют нотариальную деятельность нотариусы, занимающиеся частной практикой, и государственные нотариусы. При этом частнопрактикующие нотариусы составляют подавляющее большинство, а во многих субъектах Российской Федерации действуют только частнопрактикующие нотариусы. Так, в Дальневосточном федеральном округе учреждено 414 должностей нотариусов, профессиональную деятельность (по состоянию на 30 сентября 2015 г.) осуществляли 590 нотариусов, из них только 3 нотариуса являются государственными.

С 1 января 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[12] внесены важные изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[13], связанные с вопросами доступа к получению профессии нотариуса. Чтобы стать нотариусом, потребуется пройти несколько важных этапов, необходимых для качественной юридической подготовки. Первой ступенью для лип, желающих в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с нотариатом, является прохождение стажировки у нотариуса.

В настоящее время в соответствии со ст. 19 Основ о нотариате[14] граждане могут проходить стажировку только у нотариусов, занимающихся частной практикой, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее чем 3 года (ранее, до 1 января 2015 г., стажировку можно было проходить и у государственных нотариусов). В этой связи законодательством весь комплекс работы по организации стажировки и контролю за её проведением возложен на нотариальную палату субъекта Российской Федерации.

Порядок прохождения стажировки утверждён приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 151[15], который вступил в действие с 10 июля 2015 г.