Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Перечень причин стресса на работе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень причин стресса на работе
1.1 Рабочая нагрузка слишком большая
1.2 Наоборот слишком малая рабочая нагрузка
2.4 Неблагоприятные физические факторы
4. Организационно-экономическая характеристика объекта Самарского райпо
5. Исследование организационно-производственного стресса в Самарском райпо
Введение
Стресс является для человека одним из наиболее главных противников, в борьбе за благополучие и жизненный успех. Он для многих людей стал привычным и тесно вписался в современные реалии жизни, став неотъемлемой ее частью.
Стрессы разнообразны по своей причине и социальной значимости. Стрессы, которые связаны с выполнением профессиональных задач называются профессиональными.
Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.
Такой профессиональный стресс, зачастую понижает работоспособность человека, эффективность и продуктивность. Да и сам работник испытывает хроническую усталость, которая сопровождается потерей интереса к работе, вялостью и невозможностью восстановиться даже после отпуска, который может привести даже к частичной потере здоровья т.к. стресс может сопровождаться отсутствием или даже полной потерей аппетита.
Удержание в голове большого объема информации входит в противоречие с психическими возможностями человека. В связи с этим фактором высокая нагрузка, выступает как мощный негативный агрессор, приводящий к повышенной напряженности и стрессу.
Так же к профессиональному стрессу ведут многие факторы 1:
- Фактор информационной неопределенности;
Постоянная информационная нагрузка сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью, потому, что с одной
_______________
1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин СИ., Суханов И.О. Социология и психология управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. с.28-35
стороны поток информации большой, а с другой стороны, эту информацию нужно переработать, вычленяя наиболее важную и значимую, которой порой недостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать по наитию, попросту рисковать, что ведет за собой сильный стрессогенный фактор.
- фактор ответственности — является решающим для управленческой деятельности, проявление всех остальных факторов зависит непосредственно от него.
Для управленческой деятельности наиболее высока мера ответственности, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат деятельности» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других работников». В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге суммирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты полученные от деятельности организации.
- фактор дефицита времени;
Постоянная нехватка времени — один из наиболее распространенных признаков управленческой деятельности. Обусловлено это тем, что обилие задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, ограниченно жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. Дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.
- факторы межличностных конфликтов;
Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностные конфликты, различающиеся по степени выраженности и напряженности. Они являются наиболее сильными источниками появления стрессовых состояний.
- факторы внутриличностных конфликтов;
Одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, человек выступает в роли руководителя в отношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Так же давление руководителей «сверху» налагает определенный стресс.
Для управленческой деятельности, является типичным выполнение и удержание в поле зрения одним и тем же человеком множества задач и проблем. В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции 2 (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.
Система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Стресс – фактором может стать любой из ее компонентов, а в некоторых случаях даже несколько ее компонентов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная деятельность руководителей вырабатывает новые формы поведения в стрессовых ситуациях, для преодоления всех профессиональных трудностей, решение множество задач, что предъявляет высокие требования к личностным ресурсам человека. К
Цель курсовой работы является рассмотрение стресса в деятельности руководителя и способы борьбы с их последствиями.
_________________________________
2. http://www.ipras.ru/engine/documents/document10948.pdf
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи 3:
1. рассмотреть конфликты как причины стрессов;
2. выявить особенности стресса, характерные для управленческого труда;
3. дать рекомендации для устранения стрессовых ситуаций.
4. дать организационно-экономическую характеристику Самарского райпо;
5. исследовать организационно-производственный стресс в Самарского райпо;
6. показать основные направления профилактики стресса Самарского райпо.
Предмет курсовой работы – стресс в управленческой в деятельности.
Объект курсовой работы - Самарское райпо.
При написании работы применялись следующие методы исследования: эмпирико-теоретические методы исследования, в том числе метод формализации, метод анализа.
Информационной базой исследования послужили отчетные данные Самарского райпо.
Методологической и теоретической основой исследования выступают: личностный принцип (С.Л. Рубинштейн), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн), системный подход (Б.Ф. Ломов), личностно-ситуационный подход.
Теоретическую основу исследования составили: теория стресса Г. Селье, когнитивная теория стресса Р. Лазаруса, С. Фолкман, работы Л.А. Китаева-Смыка, подходы к профессиональному стрессу А.Б. Леоновой, В.А. Бодрова, концепция копинга Р. Лазаруса, С. Фолкман, подходы к пониманию
________________
3. Блум Ф. Мозг разум, поведение / Пер с англ, Ф Блум, А Лайзерсон, Л. Хофстедтер - М Мир, 2008. С. 12-20
копинга С. Carver, J.E. Singer, L.M. Davidson, P.A. Thoits, Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Р.М. Грановской, Л.И. Дементий, А.Н. Демина, Т.Л. Крюковой, К. Муздыбаева, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.М. Никольской и др. Подходы к исследованию стрессовых ситуаций Л.Г. Дикой, А.А. Бодалева, Ф.Е. Василюка, Л.В. Виноградовой, Л.А. Китаева-Смыка, А.В. Махнач, К. Муздыбаева, Т.А. Немчина, Фоменко Г.Ю. и др.
Работа состоит из введения, пяти вопросов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Перечень причин стресса на работе
Работникам и руководителям вообще важно понимать, что стресс на работе 4 - это не только личная проблема "обладателя" стресса, но и снижение качества работы, которая приводит к снижению производительности труда. Стресс на рабочем месте для многих работников является существенной характеристикой работы, от этого напрямую зависит текучесть на производстве. Поэтому идеальным в организации будет такое положение дел, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс при этом - на возможно более низком, чтобы достичь этих результатов, руководители и другие сотрудники организации должны научиться анализировать пользу и вред от тех или иных аспектов организации труда.
Факторы для появления стресса может быть как на рабочем месте, так и личного характера.
Рассмотрим основные причины стресса на рабочем месте 5:
1.1 Рабочая нагрузка слишком большая
Из-за ошибочных представлений о возможностях человека, не правильное планирование и составление рабочего графика и распределение времени и т.п. причин на одного работника сваливается слишком много работы, требующей длительного напряжения физических и умственных способностей, здоровья, траты личного времени, переработки. У работника появляется тревожность, фрустрация, чувство безнадежности, сожаления по поводу потерь времени и сил.
1.2 Наоборот слишком малая рабочая нагрузка
Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям и умениям, тоже обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно
_______________
4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб.: Питер, 2008. С.85-90
5. Льюис Д. Стресс-менеджер. - М.: АСТ, Рефл-бук, 2009. С. 56-61
своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно обделенным и ненужным коллективу.
2. Конфликт ролей
Такой конфликт ролей является следствием неверного распределения прав и обязанностей в организации, то есть в самом распределении ролей заложена "бомба", которая рано или поздно "взорвется". Например, конфликт ролей может произойти в результате нарушения принципа единоначалия (два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания).
Конфликт ролей может быть также следствием устоявшихся неформальных отношений сотрудников, наличия альтернативных лидеров, альтернативных отношений между сотрудниками, альтернативных ценностей. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой. Особенно остро такой конфликт ролей может проходить с участием новичков, по отношению к которым «старожилы» устраивают своеобразную "дедовщину".
2.1 Ролевая неопределенность
Она возникает, когда работник не понимает, чего от него ожидают или сам не знает, чего ему самому ожилать от коллектива в организации.
В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми. Человек страдает от неопределенности и зыбкости своего положения, в результате чего может перерабатывать или недорабатывать из-за неуверенности и боязни сделать что – либо не так как от него требуют. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
2.2 Неинтересная работа
Работники, имеющие более интересную работу и увлечены ею проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой, как это показано в ряде исследований. Монотонная нудная работа, работа бедная событиями, - вызывает у человека ощущение пустоты, никчемности своего существования. Время для такого работника тянется бесконечно медленно, что является причиной психического напряжения.
Следует учитывать, что разным людям одна и та же работа может казаться - одним - интересной, а другим - скучной. Распространенное "самолечение" работников от скуки - разговоры между собой, совместные чаепития, перекуры и т.п. В отсутствии контроля продолжительность такого "самолечения" стремится занять все рабочее время. В свою очередь педантичный контроль руководства влечет недовольство руководством, которое может вылиться в конфликты.
2.3 Переизбыток информации
Слишком большие объемы информации, которые необходимо перерабатывать могут вызывать психологические стрессы разной тяжести, тут имеет место так же стресс управленческий.
2.4 Неблагоприятные физические факторы
Тут преимущественно играет роль рабочее место. Слишком громкие звуки, музыка, слишком яркое или наоборот темное освещение. Холод или высокая влажность в помещении.
2.5 Высокая ответственность
Такой стресс характерен преимущественно для руководителей организации, так как на них ложится большой груз ответственности за весь коллектив и за организацию в целом.