Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1 Теоретическая часть).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выражение эмоций — мимика, пантомимика, визуальный контакт
1.2 Психологические закономерности восприятия эмоций человека человеком
2.1 Изучение особенностей понимания невербальной экспрессии младших дошкольников
2.2 Методика игр и результаты от проведенных занятий для ясельной группы ДОУ
Введение
Рождаясь человек попадает в удивительный мир разнообразных явлений и вещей. Формируется восприятие окружающего мира. Становясь взрослея, мышление человека позволяет четко устанавливать связи между предметами и явлениями. Помимо этого все образы связи фиксируются в нашей памяти, позволяя сохранить приобретенный опыт и передать его будущему поколению.
Такие познавательные процесс позволяют нам не только выжить, но и познать окружающий мир.
С первых дней жизни, человек попадает так же и в мир людей, в котором он со временем научится взаимодействовать и общаться. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с взрослением ребенка он увеличивается и усложняется.
Ребенок в первый год жизни еще не может усвоить речь, поэтому он общается с другими окружающими его людьми при помощи жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык.
Со временем ребенок начинает усваивать речь, но у него сохраняется предыдущий способ общения, хотя и занимает уже не ведущую позицию в коммуникации, но тоже весьма значимую.
Для того, что – бы выгодно взаимодействовать с другими людьми человеку необходимо понять, что недостаточно лишь осознать, то что было сказано другим человеком.
Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того что хотел нам передать другой человек.
На самом деле люди на протяжении всей своей жизни поддерживают общение друг с другом, проявляя невербальные эмоции, ведь это общение – реальность человеческих отношений, предполагающая как невербальную так и вербальную составляющую часть общения. В настоящее время, психологами рекомендуется обращать внимание на невербальную составляющую общения т.к. невербальный язык практически не контролируем человеком.
Рассматриваемая тема достаточно актуальна, так как люди часто обращаются к невербальному способу передачи информации, передавая ее через общение с коллегами, родственниками, друзьями, сослуживцами, одноклассниками.
Объект исследования – изучение эмоционального состояния ребенка.
Предметом исследования является изучение влияния игр на эмоциональное состояние ребенка.
Целью данной работы изучение динамики развития невербального общения, познание и управление эмоциями в процессе игр.
Задачей является изучение невербальных проявлений эмоций, провести теоретический анализ как элементы игр положительно воздействуют на ребенка.
Теоретическое обоснование других элементов составляющих благоприятный эмоциональный фон ребенка.
Методы исследования: методики игр, построение алгоритма действий по поддержанию благоприятного эмоционального фона ребенка внутри ДОУ.
Гипотеза исследования: в течение младшего дошкольного возраста начинает развивается эмоциональная экспрессия и точность восприятия, с помощью вовлечения дошкольников в ролевые и эмоционально насыщенные игры.
Исследовательская база - ДОУ «золотой ключик» г. Батайска Ростовской области.
Исследовательская выборка: дети младших и ясельных групп детского сада.
Глава I.
1.1 Выражение эмоций — мимика, пантомимика, визуальный контакт
Идентификация мимического выражения. Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?
Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина1, изложенная им в работе “Выражение эмоций у человека и животных” (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий.
Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения2, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения)
Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек и в какой мере правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки
мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.
_________________
- Ч. Дарвин “Выражение эмоций у человека и животных” 1872 с. Издательство Питер с. 236
- Эмоции и познавательные процессы Ян Райкоский, 1966, т. -2, с. 69.
Спонтанное выражение эмоций3. Исследование подлинных эмоций сталкивается со значительными трудностями. Действительно, как получить достаточно большое число различных фотографий подлинных эмоциональных реакций. Как вызвать у человека реальное переживание эмоций, не вторгаясь в его жизнь? Стремясь преодолеть подобные затруднения, некоторые психологи прибегали к весьма драматическим методам. К наиболее известным из такого рода исследований относятся эксперименты Лэндиса.
Лэндис проводил свои эксперименты в 20-х годах (результаты их опубликованы в 1924г.). Это были, несомненно, очень жестокие эксперименты. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока, и т. д. Но именно поэтому в эксперименте Лэндиса удавалось вызывать подлинные эмоции.
На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали. Чтобы облегчить объективное измерение мимических реакций, основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии — на фотографиях — измерять смещения, которые происходили при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц.
Попытки установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты.
Вопреки ожиданиям оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).
______________________________
3. Робинсон Гилберт издательство Сова, 1938 с. 371.
Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх, смущение и т. д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись так самими испытуемыми (то есть для тех случаев, когда последние утверждали, что они испытывали страх, отвращение и т. п.).
Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.
Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое — восторг.
Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.
Исследования Лэндиса указывают на необходимость различения, непроизвольных мимических реакций, которые являются автоматическим следствием переживаемых эмоций и произвольных выразительных действий, возникающих в результате намеренного сокращения мышц лица. Об этом же говорят данные исследований, посвященных изучению развития мимики ребенка.
У младенцев мимика является сравнительно бедной. Гудинаф 4
________________________
4. Гудинаф Флоренс Лаура «диагностика интеллекта» 345 с. 123
обнаружила у десятилетней слепоглухой девочки хорошо сформированные мимические схемы почти всех видов, шкал Вудвортса и Шлосберга. Это значит, что мимические схемы являются врожденными.
Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора: врожденные видотипичные мимические схемы сответствующие определенным эмоциональным состояниям; и приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств подлежащие произвольному контролю; индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.
Пантомимика. Движение всего тела — пантомимика, выявляет одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания.
Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более развитые формы носят явный отпечаток социальной обусловленности.
Межкультурные различия в выражении эмоций. Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных исследовавшихся культур. Это можно проиллюстрировать данными Кляйнберга 5, который провел анализ китайской литературы с точки зрения описания выражения эмоций.
Он установил, что для описания страха, например, используются следующие выражения: “Все дрожали, а их лица были цвета глины”; “Волосы стали дыбом, и по телу побежали мурашки”; “Холодный пот
___________________
5. Характеристики эмоций. Выражение эмоций Кляйнберг Н.П. М. Москва 1987г. с. 349
покрыл его тело; он беспрерывно дрожал”; “Ее ноги будто приросли к земле; она готова была кричать, но уста ее были немы”. Все приведенные здесь описания вполне понятны европейцу, что указывает на сходство выражения страха в разных культурах.
Для описания гнева используются такие выражения:
“Он заскрежетал зубами, стирая их в порошок”; “Его глаза широко раскрылись и стали круглыми” (что у нас означает, скорее, удивление или страх); “Был так разгневан, что несколько раз лишался чувств”. У нас, скорее, сказали бы “лишился чувств от потрясения” или “лишился чувств от страха”.
Такое выражение, как “высунул язык”, означает удивление, “потирал ухо и щеку” — удовлетворение, тогда как “хлопнул в ладоши” — беспокойство или неудовлетворение. Китаянка постукивает пальцем по затылку своего ребенка, выражая таким способом неудовлетворение, и потирает пальцем щеку, вместо того чтобы сказать “стыдно”.
Таким образом, принимая во внимание те формы выражения эмоций, описания которых встречаются в художественной литературе разных культур, можно отметить, что язык эмоций содержит как общие элементы, сходные для разных культур, так и элементы специфические для определенных культур. Возникает вопрос: какие "именно формы выражения имеют универсальный характер и какие — специфический? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно познакомиться с данными, собранными социальными антропологами, этнографами и путешественниками. Рассмотрим, что именно в отдельных культурах означают определенные эмоциональные реакции. При этом будем опираться на обзор Кляйнберга.
Слезы являются почти универсальным признаком печали. Однако нормы культуры оказывают влияние на эти формы реакций, определяя, когда, каким образом и как долго следует плакать. Так, в Черногории на погребальной церемонии женщины и мужчины должны плакать в разное время. Мексиканские индейцы плачут во время некоторых религиозных церемоний, а после их завершения возвращаются к типичному для них радостному настроению. Андаманцы, например, плачут при встрече с людьми, которых они давно не видели, а также после установления мира между воюющими сторонами;