Файл: Стандарты управления проектами (Анализ проектного управления в ООО «Теплоэнергострой»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика стандартов управления проектами
1.1. Проект и фазы жизненного цикла
1.2. Стандарты управления проектами
Глава 2. Анализ проектного управления в ООО «Теплоэнергострой»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ процесса управления проектами ООО «Теплоэнергострой»
Глава 3. Разработка корпоративной системы управления проектами для ООО «Теплоэнергострой»
С точки зрения управления, проекты внедрения информационных систем никаких принципиальных особенностей не имеют. Как правило, под термином «проект» подразумевается ограниченный по времени и доступным ресурсам организационный стратегический план для создания уникального продукта или услуги (см. таблицу 1). Это определение полностью соответствует представлению о задачах и организации внедрения информационной системы.
Во-первых, процесс внедрения информационной системы носит временный характер, т. е. он всегда имеет определенное начало и окончание. При этом длительность внедрения информационной системы может быть разной, но наступает момент, когда исчезает необходимость в проекте [7].
Во-вторых, при внедрении информационной системы всегда учитываются особенности бизнес-процессов конкретного предприятия. Это означает, что результат внедрения — информационная система предприятия, — всегда будет отличаться от информационных систем других предприятий, т. е. будет уникальной. Наличие повторяющихся элементов информационной системы не нарушает принципиальной уникальности каждого проекта по внедрению ИС.
В-третьих, для внедрения информационной системы выделяются ресурсы — конкретные специалисты. В реальной жизни количество специалистов требуемой квалификации и компетентности всегда ограничено.
Управление замыслом проекта включает в себя процессы , требуемые гарантии того , что проект содержит в себе только те виды деятельности которые необходимы для успешного завершения проекта.
Таблица 1
Управление замыслом проекта
Инициирование замысла |
Планирование замысла |
Определение замысла |
Подтверждение замысла |
Контроль за изменениями |
1.. Входные данные |
1.Входные данные |
1. Входные данные |
1. Входные данные |
1. Входные данные |
1.1. Описание продукта |
1.1. Описание продукта |
1.1 Описание замысла |
1.1. Результаты деятельности |
1.1. Структура декомпозиции видов деятельности |
1.2. Стратегический план |
1.2. Устав проекта |
1.2 Ограничения и предложения |
1.2. Документация на продукт |
1.2. Отчеты о ходе выполнения проекта |
1.3. Критерии выбора |
1.3. Ограничения |
1.3 Другие результаты планирования |
1.3. Требования выполнения проекта |
|
1.4.Информация |
1.4. Ограничения и предложения |
1.4 Дополнительная информация |
1.4. Требования изменений |
|
1.5. Планирование управления замыслом |
||||
2. Методология |
2. Методология |
2. Методология |
2. Методология |
2. Методология |
2.1. Методы проектного выбора |
2.1. Анализ продукта |
2.1. Модели структуры декомпозиции видов деятельности |
2.1. Проверка |
2.1 Система контроля изменений замыслом |
2.2. Экспертная оценка |
2.2. Анализ прибыли затрат |
2.2. Декомпозиция |
||
2.3. Альтернативные замыслы |
||||
3. Результаты |
3. Результаты |
3. Результаты |
3. Результаты |
3. Результаты |
3.1. Устав проекта |
3.1. Определение замысла. |
3.1. Структура декомпозиции |
3.1 Формальная приёмка |
3.1 Изменение замысла |
3.2. Менеджер проекта (назначен или определён) |
3.2. Дополнительная информация |
3.2. Вывод деятельности |
3.2 . Корректирующие действия |
|
3.3. Ограничения |
3.3. План управления замыслом |
3.3 Извлеченный опыт |
||
3.4. Предложения |
Для большинства проектов в отношении их жизненного цикла верны следующие утверждения:
- Финансовые и трудовые затраты сравнительно невелики на начальной стадии проекта, резко возрастают на фазе выполнения и плавно понижаются по мере приближения к завершению проекта [6].
- Проектные риски максимальны в момент начала проекта и уменьшаются по мере его продвижения. Соответственно вероятность успешного завершения проекта минимальна в начальный момент и растет, по мере того как выполняются отдельные работы, и снижается влияние различных факторов риска [2].
- Возможность влияния ключевых участников проекта на окончательные характеристики результатов проекта, сроки и фактические затраты максимальна на начальных стадиях проекта и уменьшается по мере его выполнения.
Для того чтобы проект был успешным, он должен находиться во взаимосвязи со всем своим окружением. Эта задача достигается с помощью формирования связей проекта, которые отражают интересы ключевых стейкхолдеров и факторы, определяемые путем обзора окружения [4]. Такие связи реализуются через организационную структуру и процесс управления.
Ниже приводится ряд примеров организационных связей:
- деятельность формальных управляющих комитетов;
- включение основных участников проекта в совет директоров или их назначение на роль советников либо спонсора проекта;
- участие менеджера проекта или членов команды в совете либо комитете организации ключевых действующих лиц;
- объединение команды проекта и ведущих действующих лиц из сторонних организаций;
- формирование целевых комитетов для координации и планирования с участием ключевых действующих лиц;
- введение должности менеджера по взаимодействию, обязанного обеспечивать связь с ключевыми действующими лицами, или возложение этой функции на менеджера проекта.
Далее приводятся некоторые примеры связей процесса управления:
- стейкхолдеры проекта. Пригласить ключевых стейкхолдеров для участия в совещаниях по проекту, особенно при разработке планов, которые их затрагивают. Пригласить ключевых стейкхолдеров посетить проектный офис и объекты выполнения работ; познакомить их с командой и руководителями проекта. Периодически снабжать их копиями соответствующих отчетов по проекту;
- факторы. Убедиться, что определенные ключевые факторы учтены при разработке планов проекта, бюджета, расписаний и т.д. Установить такую систему отчетности, которая позволит отражать изменения ключевых факторов в планах проекта. Сформировать системы мониторинга предложений и сообщать менеджеру проекта о значительных изменениях.
Р. Арчибальд приводит следующие примеры того, как проект может быть связан со своими стейкхолдерами и окружением в рамках основных задач по управлению проектами (см. таб. 2).
Таблица 2
Примеры связей между проектом и стейкхолдерами и факторами окружения
Задачи управления проектами |
Ключевые стейкхолдеры |
Факторы окружения проекта |
1. Определение проекта |
Вовлечь действующие лица в процесс определения; если можно, использовать их идеи; объяснить им суть проекта; идентифицировать проблемы и негативные реакции |
Включить первостепенные факторы в предположения для планирования; идентифицировать налагаемые ими ограничения, которые влияют на определение проекта |
2. Организация и построение команды проекта |
Установить формальные, рабочие и неформальные отношения с действующими лицами; рассматривать их как членов команды проекта, при необходимости приглашать на собрания |
Включить влияние факторов в организационную структуру; довести до сведения членов команды все ключевые факторы и их влияние на успех проекта |
3. Создание плана, расписания и бюджета |
По возможности привлечь действующих лиц к подготовке планов, расписаний и бюджетов; удостовериться, что планы отражают реальность, определяемую ключевыми действующими лицами |
Включить информацию, имеющую отношение к ключевым факторам, в планы, расписание и бюджеты |
4. Авторизация работ и начало исполнения проекта |
Постоянно информировать действующих лиц о ходе выполнения проекта, особенно когда операции напрямую влияют на их деятельность |
По возможности вести мониторинг факторов во избежание возникновения прямых конфликтов и проблем |
5.Контроль исполнения работ, расписания и бюджета |
См. выше |
См. выше |
6. Оценка хода работ и руководство проектом |
По возможности включить действующих лиц в процесс оценки; заранее предоставлять информацию об основных изменениях |
Периодически обновлять данные по каждому ключевому фактору и включать их в процесс оценки хода работ |
7. Закрытие проекта |
Привлечь действующих лиц к планированию и операциям закрытия; продолжать информировать их |
Продолжать следить за факторами и вносить изменения в планы закрытия |
По мере продвижения от фазы к фазе проекта изменяется не только проект, но и его окружение и, соответственно, система стейкхолдеров. Менеджеры должны периодически контролировать основные элементы окружения проекта, корректировать список стейкхолдеров и подтверждать их актуальность и факторов, имеющих отношение к окружению.
Управление проектом – это интегративное действие. Интеграция управления проектом требует, чтобы все процессы проектов и продуктов были должным образом выстроены и связаны с другими процессами для облегчения их координации [9].
Процессы управления проектами реализуются посредством прямой и обратной связи между субъектами и объектами управления. Процесс управления также имеет иерархическую структуру, в основании которой лежат отдельные задачи и процедуры управления проектами. Каждая из задач управления проектами относится к определенной группе процессов, временному срезу, объекту или субъекту управления.
Процесс это последовательность действий, приводящая к результату.
Впервые такой подход, как «управление проектами», был практически применен в 50-х годах в военной и аэрокосмической отрасли США. Появление такой альтернативы традиционным методам управления было вызвано ростом масштабов и сложности работ, вовлечением в них большого числа участников, повышением требований к срокам выполнения работ и эффективности использования различного рода ресурсов, качеству и результатам. В рамках традиционной системы управления успешно справиться с такого рода задачами было не под силу даже самым талантливым менеджерам. Таким образом были введены в практику новые формализованные методы управления, которые и получили в совокупности название «управление проектами».
PMI так определяет управление проектами как дисциплину:
Управление проектом (УП) или Project Management (PM) - это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта [13].
Сущность методологии УП - это сосредоточение прав и ответственности за достижение целей проекта у одного человека или небольшой группы. Этот человек - менеджер проекта - обеспечивает реализацию проекта, реализуя ключевые функции по управлению проектом. Причем он не обязательно сам выполняет эти функции.
Такой подход к определению функций УП может быть полезен для руководителя проекта тем, что достаточно удобно структурирует поле его управленческой деятельности и позволяет определить для выполнения каждой из функций наиболее эффективный инструментарий.
Приведем некоторые из наиболее перспективных областей для применения методов управления проектами в России:
- Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
- Электроэнергетика.
- Продовольственная сфера.
- Телекоммуникации и связь.
- Информационные технологии.
- Жилищное строительство.
- Химическая промышленность.
- Массовый и профессиональный спорт.
У руководителя любой организации есть основания для применения профессиональных методов управления проектами во всех случаях, когда он имеет дело со сложными и нетривиальными задачами, которые должны быть решены в строго определенные сроки, в рамках установленного бюджета и с требуемым уровнем качества.
1.3 Российский опыт применения проектного управления
Основным преимуществом коммерческих структур типа корпораций является высокая способность привлечения капитала и создание максимально благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов. В то же время в структуре управления корпораций имеется много атавизмов, из-за которых впустую расходуются ресурсы, не позволяя консолидировать их вокруг перспективных, экономически оправданных проектов. Причем чем крупнее организация, тем дороже обходится неэффективное управление.
Чем более динамично развивается компания, тем в большей степени она должна быть проектно-ориентированной. Проблемы управления становятся приоритетными и определяющими с точки зрения эффективности дальнейшего развития компании [12].
С другой стороны, революция в области информационных технологий управления, вызванная появлением персональных компьютеров, приводит к разукрупнению компаний. Выполняя больше работы с меньшим количеством сотрудников, такие организации вынуждены более серьезно относиться к разделению полномочий, специализации. Происходит перемещение управления организацией из центра этого процесса в локальные офисы, самоуправляемые коллективы и, опять же, самостоятельные проекты.
Так как управлять можно только тем, что измеримо и поддается осмыслению, процесс управления должен быть не только надлежащим образом информатизирован, поддерживаться современными компьютерными средствами, соответствовать сложности и размеру проекта, но и должны применяться эффективные механизмы реализации проектов, разработанные на основе современных моделей и методов теории управления. Различия в интересах, неправильно проставленные приоритеты между направлениями или подразделениями компании, отсутствие координации или стимулирования исполнителей и т.п., приводят к конфликтным ситуациям между представителями разных технологий, реализующими разные проекты при общих ограниченных ресурсах и бюджете.