Файл: Экономические факторы принятия решения «делать или покупать» (Глава 1. Теоретические основы решения проблемы «делать или покупать»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы решения проблемы «делать или покупать»
1.1. Сущность дилеммы «делать» или «покупать»
1.2. Мотивы для передачи отдельных видов деятельности внешнему производителю
1.3. Аутсорсинг производственных функций и производственной деятельности
2.1. Актуальность применения аутсорсинга в целлюлозно-бумажной промышленности
Усредненные показатели калькуляционных статей затрат по автотранспортным цехам предприятий ЦБП представлены на рис. 3.
Из табл. 1 и рис. 3 видим, что постоянные расходы составляют до 80 % всех затрат автотранспортных цехов предприятий ЦБП, что обусловливает высокую значимость и необходимость формирования на предприятиях ЦБП такой системы управленческого учета, которая позволит перенести большую часть затрат в категорию переменных и учитывать их по отдельным единицам техники.
1 — горючесмазочные материалы; 2 — зарплата с начислениями; 3 — содержание и текущий ремонт машин; 4 — амортизация; 5 — прочие
Рис. 3. Структура себестоимости услуг АТЦ предприятий ЦБП (средние значения) [25]
Выявление комплексной содержательной характеристики воздействия логистики на конечную эффективность цепей поставок невозможно без глубокого анализа логистических издержек. В процессе анализа необходимо исследовать структурно-аналитическую типологию факторов, влияющих на формирование логистических затрат, а также структурировать отраслевые особенности определения себестоимости продукции с выделением логистической составляющей[26].
Тем не менее, передача транспортировки готовой продукции на аутсорсинг для предприятий ЦБП является рациональным путем к дальнейшему развитию, о чем свидетельствует анализ, проведенный на примере автотранспортных цехов ОАО «Сясьский ЦБК», ОАО «Сегежский ЦБК» и ОАО «Каменская БКФ». Итоговые данные анализа структуры автотранспортных средств (АТС) предприятий целлюлозно-бумажной промышленности по фактическому сроку службы представлены в табл. 2.
Таблица 2
Структура автотранспортных средств предприятий ЦБП по фактическому сроку службы[27]
Фактический |
ОАО Сясьский ЦБК |
ОАО Каменская БКФ |
ОАО Сегежский ЦБК |
|||
Общее количество АТС, ед. |
Удельный |
Общее количество АТС, ед. |
Удельный |
Общее количество АТС, ед. |
Удельный |
|
Менее 5 лет |
5 |
4 |
21 |
33 |
1 |
1 |
5-10 лет |
36 |
30 |
22 |
34 |
11 |
11 |
Более 10 лет |
81 |
66 |
21 |
89 |
88 |
|
Итого |
122 |
100 |
64 |
100 |
101 |
100 |
Приведенные статистические данные показывают, что в практике ЦБП фактический срок службы более 60 % всего автотранспорта, а на отдельных предприятиях и более 90 %, превышает пять лет.
Внешний транспорт Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, удельный вес которого в структуре автопарка составляет 80 %, характеризуется следующими данными: фактический срок службы автотранспортных средств, превышающий пять лет — 99 %, в том числе 79 % занимает транспорт со сроком службы более 10 лет (рис. 4, а).
В состав автотранспортного цеха ОАО «Каменская БКФ» входит 81 % внешнего транспорта. Структура внешнего транспорта включает 69 % автомобилей, имеющих срок службы более пяти лет, из которых 38 % автотранспорта эксплуатируется более 10 лет (рис. 4, б).
На ОАО «Сегежский ЦБК» внешний автотранспорт составляет 85 % от общего количества транспортных средств, в структуру которого входит 99 % автомобилей сроком службы более пяти лет, в том числе 85 % транспорта, прослужившего более 10 лет (рис. 4, в).
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предприятия имеют как морально, так и физически изношенный парк автотранспорта, который требует скорейшего обновления, поскольку значительный износ автотранспортных средств предприятий ЦБП обусловливает высокую долю затрат на ремонт и техническое обслуживание.
Рис. 4. Фактический срок службы внешнего автотранспорта предприятий ЦБП а) ОАО «Сясьский ЦБК»; б) ОАО «Каменская БКФ»; в) ОАО «Сегежский ЦБК» [28]
Таким образом, передача транспортировки готовой продукции на аутсорсинг для предприятий ЦБП в сложившейся ситуации является вдвойне актуальной.
Первоначально следует провести инвентаризацию транспорта с учетом следующих данных: тип, марка, водитель, номер государственной регистрации, год выпуска, грузоподъемность, тип прицепа и грузоподъемность с прицепом. Следует указать габаритные размеры кузова и прицепа (длина, ширина, высота) и полный пробег транспорта на дату проведения инвентаризации.
На следующем этапе необходимо изменить систему учета затрат на транспортировку. Единицами учета должны стать сами транспортные средства: автомобили, автопогрузчики, тягачи. Все затраты по ремонту, техобслуживанию, страхованию следует относить непосредственно на транспортное средство, переведя их из разряда постоянных в переменные.
По собственному внешнему транспорту ежемесячные затраты на ремонт и техобслуживание каждого автомобиля следует распределять по видам перевозимого груза (при условии, что в течение месяца автомашиной перевозились разные виды продукции) пропорционально т-км (расчет в тонно-километрах производится умножением пробега с грузом на объем перевезенного груза).
По собственному внутреннему транспорту затраты нужно списывать по цехам пропорционально отработанному времени (1 машино-ч), а также раздельно по каждому типу техники.
Далее следует разделить учет по трем категориям транспорта (собственному внешнему, собственному внутреннему и наемному транспорту) в отдельные центры финансового учета.
После этого проводится анализ использования собственного внешнего транспорта по доставке всех видов готовой продукции: по каждому рейсу определяется грузоподъемность автомобиля, общий пробег (км), в том числе с основным грузом, с обратным грузом, без груза, объем перевезенного груза (т, кв.м), т-км, выручка, затраты, затраты на т, кв.м, т-км.
Затем следует провести анализ использования наемного транспорта за месяц: по каждому виду продукции определить рейс, фирму исполнителя, автомобиль, грузоподъемность, расстояние перевозки (км), объем перевезенного груза (т, км), т-км, затраты, стоимость на 1 т и т-км.
Далее необходимо сравнить затраты по собственному транспорту с утвержденными тарифами на перевозку и стоимость услуг наемного транспорта по видам перевозимого груза с учетом сопоставимости всех показателей. Расчет тарифов необходимо проводить в привязке к типу транспортного средства исходя из среднерыночных цен на транспортные услуги, сравнивая с фактическими затратами на этот процесс, причем тарифы следует пересматривать с той же периодичностью, как и сторонние экспедиторские организации. Необходимо дифференцировать тарифы в зависимости от специфики предоставляемых услуг. Нельзя допускать отклонений в платежных документах от утвержденных тарифов.
В заключение необходимо провести анализ эффективности использования транспорта, анализируя динамику затрат и прибыли по видам перевозимого груза и факторы, влияющие на процесс. В том случае, если анализ подтвердит эффективное использование собственного внешнего транспорта в текущий период, не следует, что в последующий период такая тенденция сохранится. Необходимо постоянно анализировать использование собственного внешнего транспорта по доставке всех видов готовой продукции за новый отчетный период и сравнивать затраты на собственный внешний и наемный транспорт для оценки эффективности их использования. Если по анализируемым показателям можно сделать вывод о неэффективном использовании собственного внешнего транспорта, следует принять обоснованное решение об использовании аутсорсинга процессов транспортировки.
Аутсорсинг транспортных процессов позволит предприятию решить ряд ключевых вопросов:
— имеющийся большой парк автомобилей и штат сотрудников, который используется для одновременного обслуживания нескольких компаний, позволит обеспечивать стабильное обслуживание даже в случае возникновения нестандартных ситуаций;
— спланировать максимально точно и на длительный период транспортные расходы;
— значительно сократить объем документарной и бухгалтерской работы (появится возможность вести учет услуг только с фирмой-аутсорсером);
— уменьшить как транспортные, так и имущественные налоги;
— снизить риск недобросовестности контрагентов, так как компания работает с одним подрядчиком, в лице которого получает полный комплекс услуг;
— задействовать освободившихся людей на новых участках работы и направить сэкономленные денежные средства на развитие основного производства;
— снизить расходы на ведение бухгалтерского учета и технической документации, при этом уменьшить как транспортные, так и имущественные налоги.
Помимо аутсорсинга транспортных процессов в последние годы предприятия ЦБП, работающие по схеме В2С, стали частично передавать на сторону процессы складирования. Несмотря на то, что целлюлозно-бумажные предприятия, как правило, имеют огромные размеры, а, следовательно, и большие складские помещения, такие площади не всегда приемлемы для эффективного ведения бизнеса с учетом месторасположения этих складов. Наступает новый этап развития аутсорсинга в цепях поставок целлюлозно-бумажной продукции, нацеленный на клиенториентированный сервис.
К важнейшим предпосылкам использования сторонних складов можно отнести бурный рост и потребительского рынка, и благосостояния населения, и его покупательской способности, а также активное развитие регионов России (многочисленные местные и федеральные программы развития и поддержки регионов) и ее экономики в целом, региональная экспансия крупных международных и российских сетевых торговых компаний и операторов (Metro Cash & Carry, IKEA, Auchan, OBI, «X5 Retail Group», «Эльдорадо», «МИР», O’Key Group, Торговая сеть «Лента»). Следует отметить и такие важные моменты, как рост производства, бурное развитие и модернизация транспортной инфраструктуры.
Крупные логистические центры предназначены для обработки транспортных, информационных и грузовых потоков. Основными логистическими операциями, которые в них должны производиться, являются приемка и сортировка, отбор и сборка, консолидация и расконсолидация (укрупнение и разделение), упаковка и маркировка, пакетирование и контейнеризация, поставка и транспортировка грузов, таможенное оформление, хранение и обработка опасных грузов с целью дальнейшей дистрибуции по региону.
Передача на аутсорсинг функции складирования и сопутствующих процессов, как правило, обходится дороже, по сравнению с использованием собственного склада. Однако приведенные преимущества использования логистических центров являются решающими факторами при внедрении логистического аутсорсинга на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности.
Помимо приведенных преимуществ аутсорсинг склада переносит финансовые риски от складирования на посредника, передает интегрированные логистические функции оператору, перенимает проблемы грузопереработки и поиска складского персонала, гарантирует высокое качество обслуживания, снижает транспортные издержки, экономит капитальные вложения. Также внедрение такого аутсорсинга, в отличие от строительства собственного клиентоориентированного склада вблизи транспортной развязки, не требует большого количества времени и единовременных долгосрочных инвестиций на разработку проекта и его строительство. К недостаткам такого аутсорсинга можно отнести волатильность цены, зависимость от посредника, которая может повлечь за собой увеличение стоимости услуг. Однако себестоимость складирования на собственном складе также постоянно возрастает в связи с ростом коммунальных платежей и увеличением сопутствующих расходов с учетом непомерно растущей инфляции.
Тем не менее, принятие правильного решения о целесообразности передачи функций складской логистики на аутсорсинг также напрямую связаны с проблемами учета логистических затрат. Аналогично учету транспортных издержек, учет затрат, связанных со складскими операциями, неполноценнен, поскольку на многих предприятиях все еще преобладает «котловой учет» затрат[29]. В результате нарушается достоверность анализа и оценки деятельности склада, а также расчета себестоимости хранения каждой единицы.
Нами проведен расчет складских затрат ОАО «Сясьский ЦБК». Комбинат частично передал на аутсорсинг комплекс складских функций компании «Открытая складская логистика» (далее — ОСЛ), которая является 3PL-оператором склада, предоставляющим полный спектр услуг ответственного хранения на складе класса А с отличной транспортной доступностью, с альтернативными подъездами, гарантирующими отсутствие задержек транспорта из-за пробок.
На рис. 6 представлена структура складских затрат в ОАО «Сясьский ЦБК». Самый большой удельный вес в постоянных затратах занимают затраты на топливо и заработную плату складского персонала (водителей погрузчика, кладовщиков) и руководителей.