Файл: Общие особенности кадровой стратегии корпораций (Кадровая стратегия ООО «Лукойл Волганефтепродукт»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы кадровой стратегии предприятия
1.1 Система управления персоналом
1.2 Кадровые стратегии предприятия
Глава 2 Кадровая стратегия ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
2.1 Характеристика ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
2.2 Анализ кадровой стратегии ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
Глава 3 Повышение эффективности кадровой стратегии ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
Как видим, эффективность управления персоналом достигается приведением в полное соответствие с требованиями рынка существующих на предприятии целей, форм, методов, процедур работы с персоналом, изменением целей, функций и задач, а также структур служб организации; но главное отличие управления персоналом заключено в том, что используется потенциал личности работника, потенциал команды и целостный социально - корпоративный потенциал (культура, деловое общение).
Управление персоналом начинается со стратегических целей и задач организации, которые всегда должны опираться на общественное развитие, учитывать потребности и приоритеты всех групп населения. Цели и задачи закономерно определяют все последующие элементы процесса управления человеческими ресурсами: содержание, формы и методы деятельности работников в организациях, обеспечивают полноту управленческих решений, постоянно ориентируют персонал на такую деятельность, которая целостно бы влияла на социально - экономические результаты. В том случае, когда цели, задачи, содержание управленческого процесса составляют целостную логическую цепочку, когда руководитель может выбрать наиболее рациональные, известные науке и практике, варианты и рассчитывать на достижение результатов, можно говорить о закономерностях управления.
1.2 Кадровые стратегии предприятия
Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является подбор и отбор персонала. Отбор новых сотрудников призван не только обеспечить режим нормального функционирования организации, но и заложить фундамент ее будущего успеха.
Подбор - привлечение максимального количества сотрудников (соискателей), отвечающих количественным и качественным потребностям организации в персонале.
Отбор - выбор необходимого для организации сотрудника путем соотнесения параметров вакансии и специалиста. [3]
Поиск сотрудников для замещения вакантных должностей может осуществляться как за счет внутренних ресурсов организации (внутренний подбор), так и за счет внешних источников (внешний подбор).
Внутренний подбор
Считается, что внутренний подбор имеет ряд преимуществ перед внешним.
1.При заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в компании, сотрудники хорошо знают организацию, тех, кто в ней работает, что повышает вероятность успешной работы в новой должности за счет более легкой адаптации к условиям работы.
2.Такая политика повышает лояльность персонала и стимулирует к большей отдаче в работе.
3.Внутренний подбор обходится, как правило, значительно дешевле, поскольку не предполагает расходов на адаптацию сотрудника и его обучение.
Какие подходы можно использовать при внутреннем подборе?
Во-первых, это выявление наиболее подходящих кандидатов из числа работающих на основании формальных характеристик: образование, профессия, стаж работы и пр.
Во-вторых, формирование кадрового резерва.
В-третьих, привлечение работников компании к конкурсу на замещение вакантных должностей.
При внутреннем подборе важно наличие большого количества претендентов, которые отвечали бы минимальным требованиям. Число кандидатов может колебаться от нескольких человек до нескольких десятков.
Внешний подбор
К этому виду подбора относят рекрутмент (recruitment - поиск и найм персонала) и хантинг (hunting - 'охота' - поиск уже работающих квалифицированных специалистов и переманивание их к другому работодателю).
Таблица 1
Преимущества и недостатки внешнего и внутреннего подбора [4]
Тип подбора |
Преимущества |
Недостатки |
Внутренний |
Повышает моральный дух работников, особенно получивших повышение |
Вызывает проблемы с той частью персонала, которая не получила повышения |
Повышает лояльность персонала, так как персонал видит для себя возможность повышения по службе |
Может вызывать проблемы на отдельных участках работы, когда сотрудника переводят из одного подразделения в другое или он уходит на повышение |
|
Требует меньших затрат |
||
Внешний |
Вносит 'свежий взгляд' и новые идеи в организацию |
У новых сотрудников могут возникать трудности при адаптации к организационной культуре и стилю управления |
Дает возможность работодателю узнать, как обстоят дела вне компании (уровень специалистов, их потребности и пр.) |
Могут возникнуть проблемы с постоянным персоналом в случае, когда кто-то рассчитывал на определенную должность |
|
Может быть формой рекламы компании |
В период адаптации работника его производительность не так велика |
Подбор и отбор являются ключевыми элементами кадровой политики и тесно связаны практически со всеми основными направлениями работы в сфере управления персоналом.
-
- Кадровое планирование позволяет определить количественную и качественную потребность в персонале и должно дать ответы на следующие вопросы:
Сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы?
Каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалифицированных работ и поддержания уровня их знаний в соответствии с запросами производства?
Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Кадровая стратегия представляет собой одно из основных конкурентных преимуществ современных компаний. Для измерения ее эффективности необходимо знать то, какие основные инструменты необходимо для этого использовать.
Выбор показателей управления персоналом произвольно или только по функциональным признакам возможен в тех случаях, когда кадровая служба не имеет высокого статуса и не оказывает значительного влияния на эффективность бизнеса.
В дальнейшем следует использовать более глубокие, ориентированные на реализацию кадровой стратегии, способы оценки результативности отдела.
2.Анализ работы, нормирование труда и его оценка дают возможность выработать требования и критерии, в соответствии с которыми будут отбираться определенные кандидаты на ту или иную должность.
3.Система стимулирования определяет набор стимулов, которые могут способствовать привлечению кандидатов, соответствующих всем необходимым требованиям.
4.Организационная культура при этом учитывается при установлении определенных критериев, которые используются при осуществлении поиска и отбора новых сотрудников в организации.
При этом под стратегией подбора кадрового состава организации необходимо понимать определенную программу будущих действий в данной области. Данная программа разрабатывается на основе свойственной определенной организации системы основных принципов и определенных норм с учетом имеющейся текущей ситуации и направленной на достижение всех поставленных целей.
Таблица 2
Основные виды стратегий организации и особенности используемой кадровой политики
Виды стратегий организации |
Особенности кадровой политики в области подбора персонала |
Стратегия нового бизнеса, предпринимательство |
Прием на работу осуществляется преимущественно из молодых людей, новаторов, обладающих достаточными компетенциями и высоким потенциалом к развитию. Это происходит, как правило, по принципу 'знакомые знакомых'. При первоначальном подборе 'извне' компания и сотрудники ориентированы на профессиональное и карьерное развитие внутри компании |
Стратегия динамического роста |
Кадровый «костяк» получает возможность вертикального развития карьеры и со временем занимает 'топовые' позиции в компании. Внешний набор осуществляется из числа наиболее подготовленных, способных, высококомпетентных специалистов |
Стратегия прибыли |
Компания ориентирована на то, чтобы большая часть персонала развивалась внутри организации (горизонтальная и вертикальная карьера). Внешний набор преимущественно узконаправленный: отбираются только необходимые специалисты, уже готовые к выполнению своих обязанностей |
Стратегия ликвидации |
Главная задача - поиск наиболее безболезненных способов сокращения занятых, сохранение ядра кадрового потенциала. В это время может осуществляться внешний подбор по антикризисным позициям: высший менеджмент, антикризисные управляющие |
По уровню влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию выделяют пассивный и активный типы кадровой политики.
В первом случае руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. В такой организации отсутствует прогноз кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом.
Руководство лишь реагирует на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую не пытаясь понять причины и возможные последствия.
Естественно, что говорить о какой-либо стратегии подбора персонала в этом случае не приходится. Временами это хаотичный внутренний подбор, хотя трудно назвать подбором действия руководства по перераспределению 'провальных' функций между имеющимися специалистами. Часто это устные распоряжения, не оформленные по закону и не предполагающие компенсации за совмещение должностей.
Временами такая позиция оборачивается стремительным внешним подбором. Для него будут характерны определенная потеря качества кандидатов и значительные финансовые потери. Финансовые потери обусловлены тем, что специалисту предлагаются условия заработной платы выше, чем существуют на рынке, и, соответственно, вырастают затраты на оплату услуг кадровых агентств.
При активной кадровой политике руководство имеет не только прогноз, но и разработанные антикризисные кадровые программы, проводит мониторинг ситуации, корректировку программ.
В данном случае стратегия подбора будет учитывать все рассматриваемые нами факторы.
В зависимости от ориентации на источники привлечения персонала, степени открытости организации при формировании кадрового состава различают открытый и закрытый типы кадровой политики.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне; можно явиться и начать работать как с самой низкой должности, так и с должности на уровне высшего руководства.
Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией без учета опыта работы. Такой тип кадровой политики характерен для новых организаций, стремящихся завоевать рынок, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Она характерна для компаний, ориентированных на корпоративную атмосферу духа причастности, а также при условии дефицита кадровых ресурсов.
Глава 2 Кадровая стратегия ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
2.1 Характеристика ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
История образования ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» начинается с 1 сентября 1995года, когда в соответствии с Постановлением Правительства РФ №868 было создано ОАО «НК «НОРСИ-ОЙЛ». Учредитель Компании - Правительство РФ. Уставный капитал компании был сформирован путем внесения закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 5 акционерных обществ: ОАО «НОРСИ», ОАО «Нижегороднефтепродукт», ОАО «Владимирнефтепродукт», ОАО «Марийнефтепродукт», ОАО «Нижегородниинефтепроект».
С целью увеличения загрузки производственных мощностей и стабильной работы завода контрольный пакет акций материнской компании был выставлен на аукционе. Дата второго рождения предприятия - 19 октября 2001г. В этот день контрольный пакет акций предприятия был приобретен ОАО «ЛУКОЙЛ».
В рамках реорганизации структуры управления и бизнес-процессов ОАО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" с 1 января 2005 года приобрело новую форму собственности со 100%-ой долей участия ОАО "ЛУКОЙЛ" - общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт".
Сегодня ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» представляет интересы крупнейшей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» в девяти промышленно-экономических регионах: республиках Марий Эл, Чувашия, Мордовия, в Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Вологодской, Костромской и Ярославской областях.
Главный офис компании находится в Нижнем Новгороде.
ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт"является дочерним предприятием нефтяной компании "ЛУКОЙЛ". Ведет деятельность в девяти центральных регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Мордовия, в Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях. Осуществляет реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке через оптово-розничную сеть. Обладает уникальной транспортной инфраструктурой, позволяющей оперативно производить отгрузку нефтепродуктов потребителям железнодорожным и речным транспортом, а также посредством трубопроводов.