Файл: Общие особенности кадровой стратегии корпораций (Кадровая стратегия ООО «Лукойл Волганефтепродукт»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы кадровой стратегии предприятия
1.1 Система управления персоналом
1.2 Кадровые стратегии предприятия
Глава 2 Кадровая стратегия ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
2.1 Характеристика ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
2.2 Анализ кадровой стратегии ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
Глава 3 Повышение эффективности кадровой стратегии ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
3. Родителям, имеющих детей в возрасте до 14 лет (включительно) – расходы на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря (компенсируются частично).
Ежегодно летом дети работников ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» отдыхают на курортах Черноморского побережья, в оздоровительном лагере «Искорка» п. Рефтинский. В 2012 году на оздоровление детей приобретено 110 путевок в оздоровительный лагерь «Искорка», 24 путевки в санаторий «Уральские самоцветы» г. Анапа.
4. Расходы, связанные с организацией погребения умерших работников.
Материальная помощь:
1. При уходе работника в очередной отпуск (на оздоровление) – в размере месячной тарифной ставки (оклада) работника.
2. При рождении ребенка – в сумме 5-кратного размера минимальной оплаты труда в РФ.
3. При регистрации брака (если брак регистрируется впервые) – в сумме 5-кратного размера минимальной оплаты труда в РФ.
Страхование работников:
1. Добровольное медицинское страхование (ДМС). За 2012 год на лечение, операции и обследование были направлены – 47 человек; санаторно-курортное лечение – 59 человек; профилакторий «Рубин» п. Рефтинский – 527 человек.
2. Страхование от несчастных случаев и болезни.
3. Работодатель, дополнительно к суммам возмещения ущерба, установленным законодательством Российской Федерации, производит выплаты компенсационного характера:
а) в случае гибели работника на производстве или его смерти, наступившей вследствие полученных на производстве травм, трудового увечья – в размере одного годового заработка погибшего (умершего) на каждого его иждивенца.
б) при получении работником инвалидности в результате увечья по вине Работодателя или профзаболевания;
Негосударственное пенсионное обеспечение.
Работодатель обеспечивает через Негосударственный пенсионный фонд предоставление негосударственного пенсионного обеспечения работникам и неработающим пенсионерам, ушедшим на пенсию из Филиала, в размере 20 % от общего заработка.
Внешняя социальная политика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» строится на принципах корпоративного гражданства и сосредоточена в первую очередь на оказании благотворительной и спонсорской помощи людям и учреждениям в своем регионе. При осуществлении благотворительной и спонсорской деятельности ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» стремится к максимальной адресности и полноте оказываемой помощи, а также к расширению сфер деятельности и участию в различных проектах.
Ежегодно ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» в целях обеспечения успешного социально-экономического развития в своем регионе совместно с государственными структурами, общественностью и благотворительными организациями принимает участие в проектах, направленных на поддержку таких сфер жизни как здравоохранение, образование, культура, детский спорт, наука, социальная поддержка пожилых граждан и ветеранов.
Направления благотворительной помощи:
- детские дошкольные учреждения № 15, 20, 28, 50;
- школы № 6,15, 17, СПТУ №1;
- детский центр «Искорка»;
- Центр Культуры и искусства;
- детская школа искусств;
- детский клуб «Морская пехота»;
- детская спортивная школа;
ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» рассматривает социальные программы как неотъемлемую часть жизнедеятельности современной социально-ответственной организации.
Служба управления персоналом принимает активное участие в формирование корпоративной культуры ООО «Лукойл-Волганефтепродукт».
Корпоративная культура – это не только один из эффективных способов нематериальной мотивации персонала, это идеология, основанная на твердых принципах, призванных объединить интересы сотрудников во имя достижения общей цели.
На ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» разработаны механизмы формирования корпоративной культуры, в основе которых лежит концепция ценностей под общим лозунгом: «Мы – лучшая команда профессионалов», где слово «команда» несет основную смысловую нагрузку. Первичность интересов предприятия, постоянное самосовершенствование, нацеленность на общий результат, взаимовыручка, общность интересов. Все эти ориентиры позволят создать «лучшую команду профессионалов».
В ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» разработан инструментарий для формирования и сплочения команды. Основными инструментами корпоративной культуры ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»:
- празднование важнейших событий в жизни компании, организация корпоративных праздников;
- проведение внутрикорпоративных спортивных мероприятий;
- организация различных конкурсов, позволяющих раскрыть творческий потенциал сотрудников;
- выпуск корпоративной газеты «Включайся» и в будущем – адаптационного издания «Справочник сотрудника»;
- создание музея ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»;
- видеоролики о компании;
- организация выездных совещаний на другие филиалы.
Также среди показателей, определяющих эффективность системы управления персоналом, следовательно, и любого другого кадрового процесса представляются весьма важными следующие:
- состояние социально-психологического климата в коллективе;
- степень удовлетворенности работников;
- готовность персонала к преобразованиям;
- степень сплоченности персонала и развития корпоративной культуры и ряд других.
Для определения вышеперечисленных показателей предприятию необходимо применить распространенные методы, применяемые при социологических исследованиях, такие как наблюдение, опрос/анкетирование, экспертная оценка и т.д.
Различия в поведении сотрудников в организации обусловливаются множеством факторов: личностные особенности сотрудников, а также иным немаловажным факторов является возраст. Статистическими данными установлено, что группу людей с психологически адекватными реакциями составляют преимущественно молодые сотрудники (до 25 лет). К группе сотрудников с опасностью психогенных расстройств большинство принадлежит к более, старшей возрастной группе (свыше 36 лет).
Средний возраст работающих в ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 01.01.2013 г. составляет 41 год. Сотрудников организации в возрасте от 36-54 лет - 1042 чел., что составляет 60,6 % от общей численности персонала. Сотрудников от 55-60 лет – 121 чел., что составляет 7% от общей численности персонала. Сотрудников свыше 60 лет – 11 чел., что составляет 0,6% от общей численности.
Для определения эффективности системы управления персоналом, была составлена анкета и проведен опрос работников.
В анкете были заданы вопросы разным категориям персонала для того, чтобы ответить на следующие, интересующие нас вопросы:
- понимание персоналом, что такое реорганизация;
- определение степени эффективности внутриорганизационных коммуникаций;
- состояние социально-психологического климата в коллективе;
- характер взаимоотношений персонала с руководством предприятия,
степень взаимного доверия.
В анкетирование участвовало 55 человек, разных категорий и возраста.
На вопрос:
1. Что, по Вашему, означает реорганизация?
Из 55 опрошенных сотрудников, на данный вопрос ответили только 34 человека, что составляет 61,8% от общего количества анкетируемого персонала.
Из них 9 человек (16,4 %) ответили адекватно. Это говорит о том, что только небольшая часть сотрудников ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» имеют представление о реформировании, целях и задачах.
2. Как Вы оцениваете морально-психологический климат в коллективе?
Данные результата говорят о том, что морально-психологический климат в коллективе, основная часть персонала предприятия оценивает, как спокойный и доброжелательный. Конфликтным, или ближе к конфликтному, считают 10 человек из прошенных, что составляет 18,2 % от общего числа анкетируемых.
3. Удовлетворены ли Вы моральной (морально-психологической) обстановкой в коллективе?
Часть опрашиваемого персонала (41 человек - 74,5% от общей численности анкетируемых) предприятия, удовлетворена морально-психологической обстановкой внутри коллектива и 14 человек (25,4%) скорее удовлетворены или не удовлетворены вообще.
4. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с руководством?
Данные исследования говорят о том, что большинство сотрудников, а именно 43 человека, скорее удовлетворены или полностью удовлетворены взаимоотношениями с руководителями, что составляет 78,2% от общего числа опрашиваемых, 12 человек скорее не удовлетворены или полностью не удовлетворены своими отношениями с руководителями, что составило 21,8% от общего числа опрашиваемых.
5. Если бы Вы были руководителем нашей организации, что бы Вы сделали для улучшения положения?
На данный вопрос ответили 28 человек из числа опрашиваемых, что составило 50,9% от общего числа анкетируемых. 13 человек уклонились от ответа на поставленный вопрос, что составило 23,6% от числа опрашиваемых. Остальные затруднились ответить.
Среди ответов на поставленный вопрос, преобладали следующие высказывания:
- улучшили бы материальное положение персонала;
- улучшили бы материально-техническое снабжение предприятия;
- возможности карьерного роста;
- сохранили бы рабочие места.
Проведенный анализ количественных и качественных характеристик персонала, а также результаты опроса, проведенного в виде анкетирования персонала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», выявили следующее:
Не достаточно благоприятный социально-психологический климат наряду с неэффективной системой стимулирования труда, недостаточным вниманием руководителей к сотрудникам и недостаточность информации и рядом других факторов не позволяют развиться у работников такому психологическому состоянию, как приверженность своему делу. Это состояние предполагает готовность человека разделять цели и ценности общего дела, а также стремление сохранять место работы и эффективно выполнять свои обязанности. Испытывая подобные чувства, человек моделирует свое трудовое поведение, в результате чего формируются моральные установки, внутренние мотивы поведения; у него появляется желание преуспеть в профессиональной деятельности.
Глава 3 Повышение эффективности кадровой стратегии ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» имеет распределенную структуру: в Нижнем Новгороде находится головной офис, а филиалы – в регионах. Поскольку именно в центральном офисе разрабатывается стратегия, формируется корпоративная идеология и готовятся решения, информация не всегда в полном объеме транслируется на филиалы. Для того чтобы высшие менеджеры филиалов могли продуктивно заниматься планированием, подготовкой и координацией процесса управления они должны быть максимально осведомлены о состоянии дел в компании и ее планах на будущее. Для этого рекомендуется сформировать орган в системе управления ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» из менеджеров по эксплуатации, ремонтам, финансам, которые смогли бы регулярно посещать выездные совещания в центральном офисе. На данных совещаниях они не только получали бы информацию о целях и задачах управления, но и смогли обсудить актуальные темы и волнующие вопросы по своим направлениям.
Сформированный орган в системе управления персоналом должен четко представлять основные цели и задачи, проводимых в ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» мероприятиях, в свою очередь доводить их до менеджеров среднего звена и решать вопросы распределения функций по работе с персоналом.
Социальный эффект: создание подобного органа в системе управления филиала, позволит обеспечить поступление информации в полном объеме, что в свою очередь позволит менеджерам филиалов продуктивно заниматься планированием, подготовкой и координацией процесса управления. На работе персонала данное нововведение тоже скажется положительно, т.к. если работников своевременно информировать о положении дел, то это позволит избежать слухов, а также снизать напряженность в коллективе.
Управление поведением персонала в текущей деятельности более эффективно и оперативно могут осуществлять начальники подразделений, старшие мастера и мастера на участках. Комплексные вопросы, требующие, как правило, применения сложного инструментария, должна решать служба управления персоналом. Процесс реформирования системы управления, требует нового отношения к персоналу, повышение его мотивации, адаптивных способностей к новому, а также формирования нового профессионального мышления. Для этого необходимо уделить особое внимание организации работы по подготовке персонала. Рекомендуется реализация программы готовности персонала к организационным изменениям. Назначение данной программы заключается в том, чтобы найти оптимальный по затратам, административным усилиям и результатам способ организации работы с персоналом, обеспечивающим выполнение необходимых задач и достижение целей организации. Руководителю предприятия, начать эту работу целесообразно с организационного решения – с формирования рабочей группы по организации работы с персоналом. Основная задача этой группы, будет состоять в том, чтобы определять основные направления работы с персоналом и реализовывать программу повышения готовности персонала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» к организационным изменениям.
Рабочую группу по организации работы с персоналом в период следует формировать из так называемых «проводников изменений». Это должны быть работники из числа неформальных лидеров, способных оперативно и грамотно осуществлять нововведения и обладать следующими компетенциями:
- знание специфики работы ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»;
- высокая лояльность к предприятию;