Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (на примере медицинской клиники "Мир здоровья").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психофизиологическая взаимозависимость работоспособности и производительности труда

1.1 Понятие о работоспособности: этапы, особенности изучения

1.2. Взаимосвязь работоспособности и производительности труда

1.3. Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда

Глава 2. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере клиники семейной медицины "Мир здоровья")

2.1. Характеристика и направления деятельности клиники "Мир здоровья"

2.2. Анализ кадрового состава, условий и производительности труда работников компании

2.3. Исследование психофизиологических особенностей работников компании и анализ работоспособности

Глава3. Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников клиники

3.1. Выполнение требований СанПин

3.2. Введение принципов эргономики

Заключение

Список использованных источников

При организации помещений необходимо придерживаться определенных гигиенических параметров. Любое помещение, где хранится хозяйственный инвентарь, предназначенный для исполнения профессиональной деятельности, должен храниться в чистом виде. Все средства дезинфекции должны находиться только в таре, предложенной изготовителем с этикеткой. Пересыпать или переливать дезинфицирующие средства в другую емкость запрещено. Весь инвентарь хранится в отведенных местах. Все рабочие растворы, предназначенные для текущей дезинфекции, распределяются по отдельным емкостям, в зависимости от цели их применения с соответствующей маркировкой на таре. В этих случаях удобны к использованию контейнеры для разведения растворов. Например: для дезинфекции поверхностей, медицинского оборудования или мебели, для предстерилизационной очистки, стерилизации инструментов.

Все работники медицинского учреждения в списке своих обязанностей имеют набор действий по профилактике инфекций внутри больницы. Они прописаны в санитарных правилах. В их состав входит влажная уборка помещений, с обязательной обработкой всех поверхностей, в том числе и стен по утвержденному графику уборки. Все урны для мусора также подвергаются дезинфекции.

В случае несоблюдения, специально разработанных для санитарного обеспечения профессиональной деятельности медицинских работников правил и норм, применяются санкции (в том числе и штрафные). Каждое правило предписано государственной санитарно-эпидемиологической службой и создано в целях минимизации опасности столкновения с агрессивной окружающей средой, цель которого – не допустить развитие инфекционного заболевания, как у пациентов, так и всего персонала, в медицинском учреждении.

Работодатели, в целях повышения эффективности трудового процесса, создают и поддерживают микроклимат помещений. Согласно СанПин(а) 2.2.4.548-96, в помещениях учреждений должны быть установлены оптимальные и допустимые показатели микроклимата. Они зависят от степени напряженности труда, продолжительности рабочей смены, сезона.

Обязательному контролю подлежат такие показатели: интенсивность теплового облучения; температура и влажность воздуха; поток воздуха; температура поверхностей. Микроклимат помещений способствует обеспечению комфортного состояния работников во время выполнения профессиональных обязанностей. Согласно нормативному документу, оптимальными условиями микроклимата принято считать ощущения организмом теплового комфорта, обеспечивающие минимальную нагрузку на организм в отношении терморегуляции в течение восьмичасовой рабочей смены, и не снижающие уровень работоспособности и самочувствия.


При выполнении работ диспетчерского типа при повышенном эмоциональном и психологическом напряжении (в нашем случае это касается работников call-центра) по гигиеническим требованиям СанПина возможны отклонения от оптимальных условий микроклимата. Их отличие состоит в том, что за время рабочей смены общее состояние работников не ухудшается, но возможно снижение работоспособности и самочувствия.

В помещениях производства для создания нормируемых условий микроклимата используют приточно-вытяжную систему вентиляции, кондиционирование воздуха, отопительные системы и устройства. При работе приточно-вытяжной системы можно выполнять регулировку температурного режима в помещениях, относительной влажности воздуха, и его чистоты. Установленные вытяжки затягивают из общего помещения или отдельного кабинета нагретый, загрязненный воздух и подают извне чистый воздух. Вытяжные системы могут быть принудительными или естественными. Принудительный тип вытяжных систем работает с использованием механизированных вентиляторов. Естественное вытяжение обеспечивает перемещение воздуха с помощью естественной разницы температур потоков воздуха. Во многих учреждениях работодатели устанавливают системы кондиционирования. В данном случае нужно задать (обычно с помощью пульта) определенные параметры микроклимата в помещении, которые будут сохраняться в течение нужного времени вне зависимости от погодных условий окружающей среды. В холодное время года в помещениях вводят в эксплуатацию системы водного, парового, воздушного или комбинированного отопления.

Контроль и измерение параметров микроклимата проводится, учитывая время года, стабильность производственного процесса, интенсивность работы приборов. Для этих целей, по заданным требованиям СанПин(а) 2.2.4.548–96, на конкретных участках проводятся замеры показателей микроклимата, не менее трех раз за рабочую смену. Полученные данные фиксируются в специальных журналах учета. Измерение влажности потоков воздуха проводится на расстоянии одного метра от рабочей поверхности или от пола. При сидячей работе замеры температуры и воздушных потоков измеряют на высоте 110 сантиметров от пола. При наличии источника тепла замеры выполняются не далее двух метров. Для этих целей используют конрольно-измерительные приборы, соответствующие требованиям. Все приборы должны периодически проверяться и проходить калибровку соответственно требованиям СанПин(а) 2.2.4.548–96.


3.2. Введение принципов эргономики

По результатам экспресс-опроса можно сказать, что в целом работники компании довольны уровнем комфорта на их рабочих местах;

  • большинство сотрудников полагают, что их рабочее место комфортное, мебель эргономична, освещение достаточное;
  • есть необходимость в улучшении материально-технического оснащения рабочих мест в компании, в том числе улучшение оргтехники, снабжение канцелярскими товарами;
  • сотрудники считают организацию рабочих мест рациональной, требуется лишь небольшая перестановка рабочего инвентаря.

Руководству клиники семейной медицины "Мир здоровья" выгодно оказание качественных услуг, поэтому они заинтересованы в конкурентоспособности предоставляемых услуг. Поэтому, ими было принято решение учесть все предложения по результатам опроса и выполнить свои обязательства согласно трудовому договору. Это позволит повысить работоспособность и производительность труда. В данном случае, для улучшения создавшейся ситуации, необходимо проведение некоторых мероприятий по улучшению ситуации, используя принципы эргономики.

Эргономика – важный инструмент современного менеджмента. Ее целью является создание гармоничной рабочей среды с органичным дизайном. Это отрасль науки, изучающая наиболее комфортное взаимодействие человека с окружающей средой. Использование принципов и методов этой науки необходимо с целью предоставления лучших условий труда и оптимизации общей производительности системы.

Огромное влияние на результат работы сотрудников и прибыль компании играет грамотная организация рабочего пространства. Многие факторы отрицательно воздействуют на результат и здоровье работников, это: недостаточный уровень содержания кислорода в воздухе, повышенный уровень влажности в помещении, недостаточная освещенность и другое.

В целях улучшения рабочей обстановки сотрудникам call- центра нужно правильно расположить монитор компьютера и отрегулировать необходимую высоту кресла. Монитор экрана располагается на расстоянии вытянутой руки (60-70 см). При его неправильном расположении нагрузка на глаза увеличивается. Лучше использовать мониторы с настройкой контрастности и яркости изображения. Применение жидкокристаллических мониторов значительно снижает утомляемость глаз и, к тому же, существенно экономит рабочее пространство.

Освещение при работе за компьютером лучше использовать рассеивающее, с дополнительно направленным потоком света настольной лампы на экран монитора без отражений и бликов. Все часто используемые предметы лучше расположить на расстоянии вытянутой руки.


Не стоит забывать работникам call- центра и о небольших перерывах.

Школьная разминка: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали" в данном случае не лишняя. Вспоминайте о ней хотя бы раз в день. Компьютерная клавиатура должна располагаться на столе. Работая на клавиатуре, находящейся на выдвигающейся подставке, напрягаются сухожилия и мышцы кистей рук. Это может привести к развитию хронического заболевания, избавиться от которого можно только хроническим путем.

Правильно использовать перерывы в работе, дать возможность отдохнуть и глазам. Для них обязательно выполнение двух приемов: отдых и расслабление. Закройте глаза, представьте приятную картину и расслабьтесь. Невольное напряжение служит причиной многих болезней глаз. Не стоит забывать, что расслабленные глаза – залог вашего успокоения и позитивного настроя. Постарайтесь управлять мышцами глазных яблок. Во время перерыва отметьте вдалеке какую-либо точку (лист на дереве, муху на стене). Посмотрите пристально на эту точку, а затем на кончик носа. По окончании перерыва желательно встать и несколько минут походить по комнате.

Регулярный массаж. В том случае, если вы по долгу службы продолжительное время сидите за рабочим столом, необходимо дважды в год пользоваться услугами профессионального массажиста. Постоянное напряжение в области шеи и спины препятствует нормальному кровоснабжению головного мозга. Результатом этого могут стать головные боли, нарушение осанки и снижение зрения. Грамотно проведенный массаж способствует предотвращению этих недугов.

Так как сотрудники call-центра большую часть дня находятся в кресле, в нижних конечностях образуются застои крови, отеки. Для борьбы с последствиями сидячего образа, целесообразно ввести сеансы производственной гимнастики, включающие в себя несколько упражнений на растяжение основных групп мышц. Это позволит снять напряжение и боль в области позвоночника, улучшить общее самочувствие. Сотрудники органов по охране труда отметят это как положительный аспект управления персоналом в компании.

Сотрудники должны испытывать удовлетворение от выполняемой работы. Не стоит забывать об экологии и эргономике рабочего места. Работников интересует микроклимат в помещении и экологические условия труда, а именно: уровень излучения монитора, качество потребляемой воды. Оснащение офисов кондиционерами, отопительными системами, возможность посещать зал для занятия лечебной гимнастикой, приобретение развивающейся компанией оргтехники последних моделей с наименьшим вредом для человека считается вполне нормальным и само собой разумеющимся. Чтобы в летнее время эффективность и производительность труда не снижалась, в офис компании предлагается установить необходимое количество кондиционеров.


К сожалению, на уровне нормативно-правового регулирования вопросы эргономики и в "советские времена" не имели первостепенного значении для работодателя, и сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, высокой арендной платы и пр. неотъемлемых "составляющих" любого бизнеса заниматься этим просто и некому и не на что. Некоторые перечисленные пункты можно перенаправить к вопросам охраны труда.

Налогоплательщики в судебном порядке отстаивают право признать для целей налогообложения прибыли расходы на реализацию современных технических решений эргономического плана. Формулировки трудового законодательства по соблюдению работодателем нормативов охраны труда

не препятствуют созданию для работников комфортных условий.

Работодатель, озабоченный будущим своей компании, конкурентоспособностью производимых товаров и услуг, точно и грамотно выполняет все обязанности трудового договора. Мудрый работодатель просчитывает все нюансы "человеческого фактора": стоимость отсутствия на рабочем месте заболевшего и поиски новых сотрудников, грамотное использование служащими оргтехники.

Внедрение на практике аттестации рабочих мест по условиям труда.

Данное мероприятие направлено на совершенствование организации рабочих мест в компании. В статье 37 Конституции Российской Федерации сказано: "Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…". Поэтому, каждому работодателю прежде нужно ответить на вопрос: соответствует ли рабочее место сотрудника требованиям безопасности и гигиены? И проводить мероприятия, направленные на сохранение здоровья и обеспечивающие безопасные условия труда. Аттестация рабочих мест (АРМ) является оценкой условий труда в коллективе, способствует выявлению опасных производственных факторов, и выполнению мероприятий, прекращающих их действие в соответствии с государственными нормативными требованиями. Все имеющиеся рабочие места подлежат аттестации.

АРМ состоит из: оценки гигиенических условий и характера выполняемого труда, степени безопасности, обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты. Кратность проведения АРМ установлена федеральным органом исполнительной власти и является следствием государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.

На основании статьи 212 ТК РФ "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" все организации могут (вне зависимости от области деятельности и формы собственности) функционировать только после АРМ по условиям труда с последующим получением сертификата на организацию работ по охране труда.