Файл: Изучение понятия и определение собственной конкурентоспособности действующего предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы конкурентноспособности товаров и продукции на современном этапе развития рыночных отношений в России

1.1. Теоретическая основа конкурентоспособности: сущность, индикаторы и факторы

1.2. Понятие конкурентоспособности товара и методы ее оценки

2. Практические особенности реализации конкурентоспособности товаров (услуг) предприятия ИП «Бутрин»

2.1. Характеристика хозяйственной деятельности и ассортимента продукции (услуг) предприятия

2.2. Оценка конкурентоспособности товара/услуги организации

3. Направления совершенствования качества услуг и пути повышения конкурентоспособности ИП «Бутрин»

3.1. Анализ проблем в области качества и разработка предложений повышения конкурентоспособности организации

3.2. Экономический эффект предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Достижение устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности фирмы является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, укреплением уже имеющихся и созданием новых конкурентных преимуществ. Исходя из этого, в условиях рыночной экономики для любого предприятия крайне актуальной является проблема разработки стратегии повышения качества и конкурентоспособности товара.

При сложившейся социально-экономической конъюнктуре факторы неценовой конкуренции становятся все более значимыми на рынках ресурсов и на рынках потребления. Современное предприятие вынуждено продавать не только товар, свою услугу, но и себя - свой имидж. То есть, конкуренция в сфере услуг идет в двух сферах: качество (которое весьма условно и персонализировано) и внешнее оформление, реклама, сопровождение продаж.

Теоретические исследования сущности конкуренции и конкурентоспособности можно проследить в работах ученых-экономистов различных школ и направлений экономической мысли: А.Смита, Д.Риккардо, К. Маркса, Дж. Кейнса, А. Маршалла, А. Курно, Ф. Найта, М. Портера, Дж. Робинсон, Ф. Хайека, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера, С. Брю, Э. Долана и других.

В зарубежной, российской и отечественной экономической науке теоретико-методологическим подходам к исследованию проблем повышения качества уделяется немало внимания. В связи с этим концепция качества имеет серьезную научную основу. Теоретические основы этой категории были заложены в работах У. Шухарта, Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, A. Фейгенбаума, К. Исикавы, Г. Тагути, Ф. Котлер и многих других. Среди российских ученых, работы которых привлекают особое внимание, можно выделить публикации В.Г. Версана, М.И. Гельвановского, В.В. Окрепилова. Вопросы качества и конкурентоспособности в определенной мере затронуты в научных трудах отечественных ученых: Т.К. Койчуева, М. Б. Балбакова, В.И. Кумскова, Ш.М. Мусакожоева, A.A. Мигранян, А.О. Орозбаевой, А. Балтабаева и других.

Целью данного исследования является изучение понятия и определение собственной конкурентоспособности действующего предприятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретическая основа конкурентоспособности;

- охарактеризовать понятие конкурентоспособности товара и методы ее оценки;

- выполнить анализ данных по предприятию в области повышения качества и стандартов контроля предоставляемой потребителям продукции;


- провести маркетинговое исследование конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг;

- выявить существующие проблемы в области качества и предложить пути повышения конкурентоспособности услуг предприятия.

Объектом исследования является деятельность ИП «Бутрин», оказывающий услуги такси.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе деятельности по повышению конкурентоспособности предприятия.

Теоретическую основу исследования составляют теоретические разработки классиков экономической теории, ученых отечественных и зарубежных школ в области качества и конкуренции, таких как Р.А. Фатхутдинов, М. Портер, Г. Б.Максименко, Н.А.Савельева, В. Ларин и др.

Методологическую основу работы составляют системный подход и сравнительный анализ, вариантные решения с использованием экономико-статистических методов анализа и синтеза.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, включающие в себя параграфы, заключение, список литературы, приложения.

1. Теоретические основы конкурентноспособности товаров и продукции на современном этапе развития рыночных отношений в России

1.1. Теоретическая основа конкурентоспособности: сущность, индикаторы и факторы

Конкуренция – это экономическое соревнование производителей одинаковых товаров на рынке при помощи как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной прибыли [1, с.43].

Конкуренция – важный способ контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятия-производителя продукции, а последние в свою очередь, удовлетворяют их независимым способом. Конкуренция определяет расширение производства и понижение цен на продукцию до уровня растрат на производство. Кроме того, именно конкуренция заставляет предприятия как можно полнее воспринимать научно-технические достижения, применять эффективную технику, технологи, современные методы организации производства и труда [12, с.422].


При сложившейся социально-экономической конъюнктуре факторы неценовой конкуренции становятся все более значимыми на рынках ресурсов и на рынках потребления. Современное предприятие вынуждено продавать не только товар, свою услугу, но и себя - свой имидж. То есть, конкуренция в сфере услуг идет в двух сферах: качество (которое весьма условно и персонализировано) и внешнее оформление, реклама, сопровождение продаж и т.д.

Различают следующие формы конкуренции [6, с.54-55]:

- функциональная - среди продукции, удовлетворяющей определенную потребность разнообразными способами;

- видовая - среди продукции одной группы, различающихся между собой по каким-то важным параметрам;

- предметная (межфирменная) - среди идентичных, но отличающихся качеством изготовления одного вида продукции различными предприятиями.

При этом Г.Б. Максименко, под конкурентоспособностью, понимает «конкуренция не того, что произведено фирмами на своих заводах и предприятиях, а того, чем они ещё снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию, и прочих ценимых людьми вещей» [3, с.49].

Процессы формирования рыночных отношений и конкурентной среды тесно взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражается в системе обеспечения конкурентоспособности фирмы.

Рассмотрим подробнее составляющие конкурентноспосоности предприятия.

Борьба за потребителя — это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, то есть потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен. Прочность положения предприятия на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями вести конкурентную борьбу [8, с.90].

Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке.

Конкурентоспособный товар — это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков [13, с.48].

Индикаторы конкурентоспособности товара отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Индикаторы конкурентоспособности товара


Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает определение факторов, которые влияют на отношения покупателей к фирме и ее продукции и как результат – смена части рынка фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства [14, с.284].

К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся:

- принципы превосходства качества товара на рынке;

- принципы преобладания товара на рынке;

- принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;

- принцип экономической выгоды [8, с.11].

Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ [4, с.61].

В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.

Суть первого — более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты [8, с.19].

Второй тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену [7, с.92].

Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов хозяйствования на рынке товаров и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.

Все факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние (рис. 2) [14, с.285].

Рисунок 2 - Система факторов конкурентоспособности

Фирмы, предают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценивания реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мероприятий и средств, за счет которых фирма могла повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.

В процессе маркетинговых исследований для оценивании конкурентоспособности используют количественные показатели, которые свидетельствуют о степени стабильности фирмы, способности выпускать продукцию в оптимальном объеме и которые пользуется спросом, и кроме этого, обеспечивают фирме получение намеченных и стабильных результатов [20].


Также существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность [6, с.78]:

- новые технологии;

- новые или изменившиеся запросы покупателей;

- появление нового сегмента рынка;

- изменение стоимости или наличия компонентов производства;

- изменение правительственного регулирования.

Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции[4, с.71]:

Таким образом, по результатам изложенным в первом разделе исследования можно выделить общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это

- нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;

- близость предприятия к клиенту;

- создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;

- рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;

- демонстрация важности общих для предприятия ценностей;

- умение твердо стоять на своем;

- простота организации, минимум уровней управления и служебного;

- спектр данных показателей должен охватывать: эффективность производственно-сбыточной деятельности; эффективность капитальных вложений, резерв снижения затрат производства.

1.2. Понятие конкурентоспособности товара и методы ее оценки

В современной литературе существует множество понятий и определений конкурентоспособности продукции. Так, Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса и автор нескольких книг, посвященных вопросам конкуренции, дал следующее определение конкурентоспособности продукции: свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [5, с.480].

Савельева Н.А. определила конкурентоспособность продукции как совокупность потребительских и экономических характеристик товара, обеспечивающих прибыльность производства и удовлетворение конкретной потребности покупателя в конкурентных условиях [7, с.6].