Файл: Размер пенсии по старости (Условия назначения трудовой пенсии по старости).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование определения размера трудовой пенсии по старости
1.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости
1.2. Методика расчета размера пенсии по старости
Глава 2. проблемы расчета размера пенсии по старости
2.1. Правовые проблемы расчета пенсии по старости
2.2.Валоризация пенсионных прав
10) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
11) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников;
12) суммы материальной помощи работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника в расчетный период;
13) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;
14) суммы, выплачиваемые работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
Конкретные размеры страховых пенсионных взносов закреплены в Главе V и VI Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». [14]
Понять, сколько именно из перечисляемых на страховую часть пенсии взносов идёт на формирование ПК2, можно также из содержания подп. 13 и 13.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». [19]
В 2013 году застрахованные лица «молодого поколения» (1967 г.р. и моложе) должны определиться с размером взносов, которые платятся за них на страховую и на накопительную часть их будущей пенсии (начиная с 2014 года на страховую часть пенсии (ПК2) может либо продолжать перечисляться 10%, либо начать перечисляться 14 % за счет сокращения на 4 % взносов, идущих на накопительную часть пенсии).
В составе ПК2 застрахованных лиц - наёмных работников должны также учитываться суммы страховых взносов, которые должны были быть уплачены за них их работодателем, но не были перечислены в Пенсионный фонд РФ или были перечислены ненадлежащим образом. Конституционный Суд РФ, вынося соответствующее постановление[12], обязал органы Пенсионного фонда пересмотреть размер страховой части назначенных трудовых пенсий с тем, чтобы обеспечить ее установление в сумме, которую надлежало бы получать застрахованным лицам к моменту указанного пересмотра, если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме. [21]
Реализация права застрахованных лиц на получение трудовой пенсии в полном объеме должна обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в ПФР страховых взносов за счет средств федерального бюджета. [34.C.66]
В настоящее время позиция Конституционного Суда закреплена законодателем в подп. 13 п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». [19]
2.Взносы у «самозанятых» (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).
До 1 января 2010 года данные лица уплачивали за себя страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством России, но при этом не мог быть меньше минимального размера – 150 рублей в месяц (100 рублей – на страховую часть пенсии, 50 рублей – на накопительную часть пенсии). [21]
Стоимость страхового года определяется из тарифа страхового взноса на обязательное пенсионное страхование и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» (т.е. стоимость страхового года = МРОТ * 14 %* 12 мес.). В период 2002-2009 гг. она составляла:
в год |
в месяц |
на 2002 год - 504 рубля на 2003 год - 756 рублей на 2004 год - 1008 рублей на 2005 год - 1209 руб. 60 коп. на 2006 год - 1344 рублей на 2007 год - 1848 рублей на 2008 год - 3864 рублей на 2009 год - 7274 руб. 40 коп. |
42 рубля (504/12) 63 рубля (756/12) 84 рубля (1008/12) 100 руб. 80 коп. (1209,60/12) 112 рублей (1344/12) 154 рубля (1848/12) 322 рубля (3864/12) 606 руб. 20 коп. (7274,4/12) |
Порядок, сроки исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа регулировались Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148.
Стоимость страхового года – это величина совокупного взноса и на страховую (ПК2) и на накопительную часть пенсии. Что касается размера фиксированного платежа, рассчитанного исходя из стоимости страхового года, который направлялся на финансирование страховой части (ПК2), то он составлял две трети от всей суммы фиксированного платежа. [21]
С 1 января 2010 года понятия «фиксированный платеж» и «минимальный размер фиксированного платежа» были исключены из законодательства.
Самозанятые лица стали платить пенсионные взносы исходя из стоимости страхового года. А понятие «стоимость страхового года» была закреплена непосредственно в законе – ст. 13 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (это произведение минимального размера оплаты труда на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз). [17]
С 1 января 2013 года понятие «стоимость страхового года» вновь исчезло из законодательства, регулирующего уплату взносов во внебюджетные фонды, его заменил термин «фиксированный размер страхового взноса». Он считается как произведение двукратного минимального размера оплаты труда на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз.
3.Взносы у лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. К таким лицам относятся:
- работающие за рубежом, если они добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляют уплату за себя страховых взносов в ПФР (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации);
- самозанятые, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;
- физические лица, за которых не осуществляется уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, но за которых другим физическим лицом на добровольной основе осуществляется уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ;
- начиная с 1 октября 2008 года - физические лица, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование и которые добровольно уплачивают за себя взносы в Пенсионный фонд РФ.
Данные лица уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по аналогии с самозанятыми гражданами (см. выше).
Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.
Вместе с тем сама по себе добровольная уплата страховых взносов не образует периода страхового стажа. Для того, чтобы впоследствии лицо могло получить уплаченные взносы в виде страховой части пенсии, оно должно выполнить и иные, предусмотренные Законом о трудовых пенсиях, стажевые (наличие 5 лет страхового стажа) и возрастные (достижение пенсионного возраста) условия.
Данные о сумме уплаченных страховых взносов за застрахованное лицо подтверждаются выпиской из его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сбор сведений индивидуального (персонифицированного) учета и ведение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иные поступления в составе ПК2.
Что касается иных поступлений, то под ними подразумеваются суммы средств, выделяемых Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета, в счет возмещения имевших место после 1 января 2002 года «нестраховых» периодов, которые по Закону должны включаться в стаж застрахованного лица.
По данному вопросу – см. также пояснения в подразделе «Нюансы и новеллы законодательства в отношении подсчета и исчисления стажа с учетом включения в него «нестраховых» периодов» раздела «Стаж для назначения и определения размера трудовой пенсии».
К таким периодам, в частности, относятся:
- период прохождения военной службы по призыву;
- период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (но не более 5 лет); [21]
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации (но не более 5 лет). [13]
Сумма возмещения уплаты страховых взносов за перечисленные «нестраховые» периоды (которая включается в состав ПК2) рассчитывается путем умножения стоимости страхового года на дату назначения страховой части пенсии (она ежегодно утверждается Правительством России и представляет из себя произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз]) на продолжительность «нестраховых» периодов, подлежащих включению в стаж после 1 января 2002 года. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.
Процедура предоставления Пенсионному фонду РФ средств в счет финансирования «нестраховых» периодов регулируется Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан».
Выводы:
Ежегодно пенсионные выплаты индексируются. Сейчас Правительство предусматривает индексацию пенсий в 2017 году на уровень фактической инфляции 2016 года. По произведенным расчетам Росстата индексирование страховых пенсий произойдет на 5,4%:
тогда стоимость пенсионного коэффициента будет равна 78,28 рублей;
а фиксированная выплата — 4823,35 рублей.
Таким образом, учитывая, что с 1 января 2017 года условия для назначения страховой пенсии изменяются (уже необходимо будет иметь 11,4 пенсионных баллов), с 1 февраля минимальная страховая пенсия по старости будет составлять:
11,4 х 78,28 + 4805,11 = 5697,50 рублей.
В проекте бюджета ПФР на 2017 год закладывается величина стоимости пенсионного коэффициента в 78,58 рублей с апреля, поэтому возможна вторая индексация пенсий на 5,8% в общей сумме с предыдущем повышением.
Что касается социальных пенсий, то Правительство РФ (в частности прогноз Минэкономразвития) сообщает, что ее проиндексируют всего на 2,6%, тогда в 2017 году социальное пенсионное пособие по старости составит 5088,81 рублей.
Максимальный размер пенсионного пособия по старости точно определить сложно, поскольку он так же зависит от многих составляющих. Например:
от взносооблагаемой базы (в 2016 года она составлял 796000 рублей, в 2017 году — 876000 рублей);
от возраста выхода гражданина на пенсию;
от максимально возможной суммы пенсионных баллов за год работы и т.д.
В качестве стимула более позднего выхода граждан на пенсию, государство устанавливает к их пенсионному обеспечению повышающий коэффициент, увеличивающий его размер и зависящий от того, на сколько месяцев позже обратился гражданин за оформлением пенсионной выплаты со дня возникновения у него права на нее.
В соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Приложение 1) такой коэффициент предусмотрен в расчете от 1 года до 10 лет отсрочки и максимальная его величина равна 2,32.
Размер пенсионного содержания во многом зависит от количества индивидуальных пенсионных баллов, заработанных человеком за период своей трудовой деятельности и образующихся путем конвертации уплаченных за этот период страховых взносов, и установленной на момент назначения пенсионной выплаты их стоимости. Однако в соответствие с Приложением 4 к вышеуказанному закону их максимальное значение за календарный год можно набрать не более 10. В 2017 году этот показатель равен 8,26 баллов.