Файл: Размер пенсии по старости (Условия назначения трудовой пенсии по старости).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование определения размера трудовой пенсии по старости
1.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости
1.2. Методика расчета размера пенсии по старости
Глава 2. проблемы расчета размера пенсии по старости
2.1. Правовые проблемы расчета пенсии по старости
2.2.Валоризация пенсионных прав
Заключение
Статьей 7 Закона законодательно установлены условия возникновения права на трудовую пенсию по старости. Как мы уже говорили ранее, данный вид пенсии является самым распространенным видом пенсионного обеспечения в России – трудовую пенсию по старости в России получают более 80% пенсионеров.
Ранее, то есть до 1 января 2010 г., трудовая пенсия по старости состояла из трех частей – базовой, страховой и накопительной (у тех застрахованных лиц, у которых имеется право на накопительную часть трудовой пенсии по старости). После внесенных в Закон изменений в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ, трудовая пенсия по старости стала состоять из двух частей – страховой и накопительной у лиц 1967 года рождения и младше и одной части – страховой у лиц до 1967 года рождения. Таким образом, базовая часть трудовой пенсии по старости вошла в страховую часть в качестве фиксированного базового размера страховой части.
В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», каковыми являются: лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители, а также иные категории граждан, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Кроме вышеуказанных периодов, в течение которых за застрахованное лицо уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в страховой стаж засчитываются и иные периоды, в течение которых страховые взносы не уплачиваются.
В статье 10 Закона приведена обобщенная норма, позволяющая включать тот или иной период в страховой стаж застрахованного лица. При этом страховой период напрямую связывается с осуществлением деятельности по трудовому договору или иной деятельности, к примеру, в фермерском хозяйстве, деятельностью в качестве священнослужителя и т.д., а также уплатой за указанный период страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, основанием для включения периода трудовой или иной деятельности в страховой стаж является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, к которым приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование, осуществлявшаяся до 1 января 1991 г., а также уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до вступления в силу Закона. При уплате указанных взносов и налога, периоды работы и иной деятельности включаются в страховой стаж застрахованного лица. В статье 17 Закона определены три основания определения размера трудовых пенсий. Первое основание заключается в том, что размер трудовой пенсии застрахованного лица определяется в соответствии с определенными данными, то есть документами, определяющими право лица на пенсионное обеспечение – о достижении лицом пенсионного возраста, о наличии у него страхового стажа необходимой продолжительности, о наличии на иждивении нетрудоспособных членов семьи, о получении группы инвалидности, о смерти кормильца, документы, подтверждающие родственные отношения с кормильцем и т.д.
Второе основание состоит в том, что все документы, влияющие на право гражданина на осуществление трудового пенсионного обеспечения, должны иметься в распоряжении органа, назначающего пенсию и устанавливающего ее размер, то есть территориального органа Пенсионного фонда РФ, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии. Если, к примеру, гражданин имеет право на получение трудовой пенсии по инвалидности при наличии двух нетрудоспособных членов семьи, но не представил в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, подтверждающих наличие у него иждивенцев, пенсия будет ему назначена без учета иждивенцев, то есть в меньшем размере. В том случае, если документы о наличии нетрудоспособных членов семьи будут представлены позднее, будет произведен перерасчет размера пенсии, но не с момента ее назначения, а с более позднего времени.
Третье основание заключается в том, что размер трудовой пенсии определяется в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, действующими по состоянию на день, в который органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, выносится решение о назначении трудовой пенсии.
В п. 2 статьи 17 Закона определены основания перерасчета, то есть изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Если до 1 января 2010 г. по приведенным в данной статье основаниям производился перерасчет только базовых частей трудовых пенсий, то теперь после внесения изменений в пенсионное законодательство ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ производится перерасчет при получении трудовой пенсии по старости – ее страховой части, а при получении других видов трудового пенсионного обеспечения – всего размера пенсии. Под перерасчетом в общем смысле понимается изменение размера пенсии, причем расчет может быть произведен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения размера.
Библиография
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета.- 1993.- № 237.
- Конвенция МОТ № 48 «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (Женева, 22 июня 1935 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.- С. 361 - 369.
- Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С. 1971 - 1982.
- Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С.1581 – 1599.
- Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С. 1330 – 1337.
- Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СПС КонсультантПлюс.
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017)
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 52 (часть I).- Ст. 6965.
- Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 50 (ч. 5).- Ст. 6966.
- Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 23.- Ст. 3266.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 1 (1 ч.).- Ст. 18.
- Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (ред. от 17.07.2011) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 43.- Ст. 4188.
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 30.- Ст. 3032.
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 51.- Ст. 4832.
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 51.- Ст. 4831.
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 52 (1 ч.).- Ст. 4920.
- Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 49.- Ст. 4561.
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 29.- Ст. 3686.
- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 14.- Ст. 1401.
- Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.- 1993.- № 9.- Ст. 328.
- Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013
- Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли/ А.Л.Благодир.- Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.- 185с.
- Бутенко Е.И. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения России (теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук.- СПб., 2010.- 28с.
- Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2001.- 160с.
- Гончарова М. Право на пенсию восстановит суд / М.Гончарова // ЭЖ-Юрист.- 2012.- № 1-2.- С. 10.
- Дождикова С. Проблемы назначения досрочных трудовых пенсий / С.Дождикова // Трудовое право.- 2013.- № 9.- С. 33 - 42.
- Долотов В.А. Досрочные пенсии в Российской Федерации: Учеб. Пособие / В.А.Долотов.- Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2005.- 215с.
- Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности / Р.Н.Жаворонков // Журнал российского права.- 2011.- № 3.- С. 64 - 70.
- Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан РФ / Ю.Б.Корсаненкова // Вестник РГГУ.- 2013.- № 3(104).- С. 123 – 129.
- Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2005.- 190с.
- Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В.Лушникова, А.М.Лушников.- 2-е изд., доп.- М.: Юстицинформ, 2009.- 656 с.
- Маслова Т.А. Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее / Т.А.Маслова.- М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012.- Вып. 10.- 144 с.
- Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В.Менкенов // Социальное и пенсионное право.- 2015.- № 3.- С. 23 - 26.
- Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2013.- 257с.
- Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении / Т.К.Миронова // Актуальные проблемы российского права.- 2015.- № 7.- С. 101 - 106.
- Право социального обеспечения России: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова.- М.: Проспект, 2014.- 562с.
- Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: учебное пособие / И.Я. Белицкая, М.А. Бочарникова, М.О. Буянова и др.; под ред. Ю.П. Орловского.- М.: КОНТРАКТ, 2014.- 304с.
- Сулейманова Г.В. Некоторые вопросы правового регулирования порядка исчисления трудового стажа в целях пенсионного обеспечения / Г.В.Сулейманова // Северо-Кавказский юридический вестник.- 2014.- № 1.- С. 83 – 87.
- Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров / Г.В.Сулейманова.- М.: Юрайт, 2013.- 574с.
- Филиппова И.А. Трудовой стаж как категория права социального обеспечения и трудового права / И.А.Филиппова // Вестник Нижегородского университета.- 2011.- № 3-1.- С. 267 - 273.
- Чупрова Е.В. Предотвращение ограничения конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в процессе совершенствования законодательства РФ / Е.В.Чупрова // Вестник Академии Ген. прокуратуры РФ.- 2014.- № 1(39).- С. 14 – 20.
- Шашкова О.В., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
Таблица 2. Взносы на ПК2 за наёмных работников.
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||||
за мужчин 1952 г.р./ женщин 1956 г.р. и старше |
Действовала регрессная шкала – чем больше был годовой доход работника, тем меньше был тариф взноса за него в ПФР. В настоящей Таблице приведены тарифы взносов в пределах этих сумм. |
Регрессная шкала для начисления пенсионных взносов отменена, установлен единый тариф для лиц с различным уровнем заработка. Установлена предельная сумма годового дохода, ежегодно индексируемая в соответствии с ростом средней заработной платы в стране. Заработок свыше этой суммы страховыми взносами не облагается. |
|||||||||||||
Налогооблагаемая база, после превышения которой начинал действовать регресс |
Предельная сумма дохода работника, с которой уплачиваются страховые взносы |
||||||||||||||
100 тыс. руб. в год |
280 тыс. руб. в год |
415 тыс. руб. в год |
463 т. руб. в год |
512 т. руб. в год |
568 тыс. руб. в год |
||||||||||
14 % |
до 01.07.10 |
после 01.07.10 |
16 % |
16 % |
16 % |
||||||||||
14 % |
16 % |
||||||||||||||
за мужчин 1953–1966 г.р./ женщин 1957-1966 г.р. |
12 % |
14 % |
|||||||||||||
за лиц 1967 г.р. и моложе |
11 % |
10 % |
8 % |
8 % |
10 % |
10 % |
10 % |
10% |
|||||||
Примечания |
В 24 Главе НК РФ перечислялись категории плательщиков, которые полностью или частично освобождались от уплаты единого социального налога, платили его по пониженным ставкам(например, ст. 239 НК РФ предусматривала, что работодатель за работников-инвалидов I, II или III группы уплачивают единый социальный налог только с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. рублей на каждое физическое лицо). Однако, данные налоговые «льготы» не распространялись на отношения по уплате обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд (поскольку в отличие от единого социального налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются возмездным платежём, напрямую влияющим на размер будущей пенсии работников).[9] При этом сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшала сумму единого социального налога. |
В период до 2027 г. применяются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков. Категории плательщиков и размер уплачиваемых ими пониженных тарифов определены ст.ст. 58, 58.1 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Однако, поскольку выпадающие доходы в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются Пенсионному фонду РФ за счет федерального бюджета, на пенсионных правах работников они не должны отразиться[10]. |
|||||||||||||