Файл: ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛИЯ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования предприятия во внешней и внутренней среде
1.1. Понятие и сущность предприятия
1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Глава 2. Анализ среды функционирования предприятия на примере «АЛИЯ»
2.1. Анализ системы управления ООО «АЛИЯ»
Основные экономические показатели ООО «АЛИЯ» свидетельствуют о следующем. Выручка от реализации продукции в 2017 году выросла на 1672 тыс. руб. или на 10,6%, а в 2018 г. ее рост составил 1722 тыс. руб. или 9,9%, что связано с ростом цен на товары, а также увеличением численности покупателей. Среднесписочная численность работников выросла на 1 работника в 2017 г., и на 2 человека 2018 г., что связано с принятием в штат двух фасовщиков и продавца-консультанта.
Опережающий рост выручки от продаж над численностью персонала в 2017 г. повлек за собой рост производительности труда на 27,9 тыс. руб. или на 2,1%, а в 2018 г. произошло снижение производительности труда на 63,7 тыс. руб. или на 4,8% в 2018 г. В связи с ростом численности работников произошёл рост фонда оплаты труда на 309 тыс. руб. или 9,5% в 2017 г. и на 16,4% в 2018 г. Если сравнить темп роста производительности труда и заработной платы, то можно отметить негативную тенденцию, так как рост заработной платы превышает темп роста производительности труда. В этой ситуации часть дополнительного продукта, полученного в результате роста производительности труда, направляется только на повышение оплаты труда персонала. За счет роста фонда оплаты труда повышается среднегодовой уровень заработной платы. Это говорит о том, что администрация аптеки материально стимулирует своих работников.
Себестоимость продаж в 2017 г. выросла на 933 тыс. руб. или на 6,5%, а в 2018 г. ее рост составил 1501 тыс. руб. или 9,8%, что обусловлено ростом объёмов реализации и ростом цен поставщиков на закупку лекарственных средств. Положительной тенденцией можно отметить превышение темпа роста выручки над затратами, в связи с чем происходит рост прибыли от продаж на 54,5% в 2017 г. и на 10,5% в 2018 г. За счет роста прибыли от продаж происходит рост рентабельности продаж и продукции.
Среднегодовая стоимость основных фондов имеет тенденцию к росту. Так в 2017 г. она увеличилась на 378 тыс. руб. или на 29,4%, а в 2018 г. рост их стоимости составил 447 тыс. руб. или 26,8%. Негативной тенденцией следует отметить снижение фондоотдачи, что говорит о неэффективном использовании основных средств.
В целом, исходя из основных технико-экономических показателей, можно отметить, что деятельность ООО «АЛИЯ» является прибыльной, что выражается ростом доходов и прибыли от продаж. Тем не менее, происходит неэффективное использование основных средств и снижение производительности труда.
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «АЛИЯ»
Для анализа внешней и внутренней среды ООО «АЛИЯ» проведем PEST-анализ, SWOT-анализ и анализ конкурентов.
PEST это акроним от следующих факторов:
– политический;
– экономический;
– социальный;
– технологический.
Политические факторы. ООО «АЛИЯ» необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ, законодательства по защите прав потребителей.
Состояние экономики страны. К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшие, как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:
– инфляция. В связи с кризисом в стране и введенными санкциями против России, наблюдается рост инфляции и в связи с чем рост цен и запрет на некоторые виды товаров. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию существующих запасов, к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятия искать источники пополнения оборотных средств. Таким образом, инфляция может представлять серьезную угрозу для достижения целей аптеки;
– налоговая ставка. По данным Росстата в настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность ООО «АЛИЯ» и дает возможность для дальнейшего развития организации. Изменение налоговых ставок приведет либо к положительному, либо отрицательному влиянию на деятельность организации;
– средний уровень заработной платы в отрасли. На предприятии средняя заработная плата ниже, чем в среднем по отрасли (30000 руб.).
Социокультурные факторы. Эти факторы связаны с меняющимися ожиданиями, отношениями и нравами общества. К социальным факторам, которые могут в дальнейшем повлиять на деятельность ООО «АЛИЯ», относятся следующие:
– демографические факторы. Эти факторы образуют географическое распределение и плотность населения, его уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, уровень образования, миграции, квалификация, уровень заболеваемости по городу и другие;
– культурные факторы. К данным факторам относят традиции, ценности, привычки, морально-этические нормы, стиль жизни, отношение к работе и другие.
Факторы технологической среды включают в себя научные и технологические инновации в отрасли или в обществе в целом, которые позволяют предприятию реализовывать новые товары.
Анализ PEST-факторов внешней среды ООО «АЛИЯ» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ PEST-факторов внешней среды ООО «АЛИЯ»
Фактор |
Аргументация |
Возможность/ Угроза |
Оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
Политические факторы |
|||
Геополитическая ситуация в мире |
Ввиду происходящих политических событий в связи с введенными санкциями становятся возможными препятствия для импорта многих групп лекарственных препаратов |
Угроза |
-2 |
Установление заградительных таможенных пошлин на импорт товаров |
Тенденции к увеличению пошлин за последние несколько лет не наблюдается. Для ООО «АЛИЯ» высокие таможенные пошлины негативно сказываются на себестоимости продукции. |
Угроза |
-3 |
Уровень коррумпированности в месте ведения бизнеса |
Коррупция в России имеет место и является одной из самых деструктивных внутренних сил в российском государстве. Коррупция существенно препятствует ведению бизнеса. В настоящее время в России ведётся активная борьба с коррупцией, поэтому коррупционные риски постепенно снижаются. |
Угроза |
-1 |
Экономические факторы |
|||
Динамика курса рубля к доллару США |
Снижение курса российской валюты приводит к повышению себестоимости закупки товара и к повышению затрат на транспортировку. В конечном итоге это сказывается на увеличении отпускных цен на реализуемую аптекой продукцию. |
Угроза |
-3 |
Налоговая нагрузка |
Высокая суммарная налоговая нагрузка влияет на предприятие и возможность ее усиления негативно отражается на финансовых результатах |
Угроза |
-2 |
Инфляция |
Рост темпов инфляции увеличивает рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы. Данный фактор оказывает сильное влияние на предприятие |
Угроза |
-3 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
Уровень жизни населения |
Ситуация с оплатой труда отражает общероссийские тенденции - цена труда в Приморском крае растет. Это можно проследить на примере изменения заработной платы по типовым позициям в г. Владивосток. |
Возможность |
2 |
Покупательная способность населения |
В силу неразвитости некоторых секторов экономики это приводит к дифференциации уровня благосостояния местных жителей, увеличивая уровень социальной напряженности и препятствуя полноценному росту покупательной способности населения. |
Угроза |
-1 |
Социальные факторы |
|||
Миграция населения |
По данным Росстата во Владивостоке приток населения превышает отток |
Возможность |
1 |
Демография |
По всем районам Приморского края смертность превышает рождаемость, то есть наблюдается снижение демографического потенциала. |
Угроза |
-1 |
Таким образом, политические факторы оказывают серьезное влияние на ООО «АЛИЯ». При изменении законодательства и расстановке политических сил происходят угрозы на рынке продаж лекарственных средств, так как невыгодные законодательные акты влияют на надежность компании, а снижение надежности компании может привести к банкротству. Изменения, связанные с переменой власти в регионе, его отношениях с иностранными партнерами оказывают влияние на текущее развитие рынка продаж.
Уровень инфляции является наиболее важным показателем в анализе экономической системы для торговли. От инфляции напрямую зависят расходы компании.
Стремительный рост цен и давление со стороны инфляции является самой большой сложностью в экономике региона, и эта ситуация является скрытой угрозой стабильности экономики, а следовательно и стабильности всей торговой системы.
Налоговое законодательство может представлять такую угрозу как влияние на прибыль через налоговый пресс. При снижении покупательской способности населения происходит неизбежное падение объемов реализации.
Социальный фактор оказывает прямое влияние на деятельность компании. При оттоке населения в более благоприятные регионы, снижении уровня демографии происходит влияние на количественные показатели покупателей. Но при этом, рост заболеваемости, благоприятно действует на объемы продаж аптеки.
Проведенный анализ глобального макроокружения отрасли показал, что угроз больше, чем возможностей.
Анализ внутренней среды проведем по следующим направлениям:
– организация управления;
– организационная культура;
– кадры;
– финансы;
– маркетинг.
Организация управления. Существующая система внутренней коммуникации базируется на существующей организационной структуре с ярко выраженными вертикальными связями. Работники, занимающие нижние и средние уровни организации, в своей деятельности строго руководствуются целями и задачами, задаваемыми сверху. Работники, занимающие руководящие должности, получают информацию о деятельности низового уровня и принимают решения в пределах выделенных полномочий.
Существующую структуру ООО «АЛИЯ» можно охарактеризовать как функциональную. При данной структуре все виды деятельности всех уровней организации объединяет выполнение общей функции. Использование данной организационной структуры в аптечной организации «Верналис» обусловлено необходимостью соблюдения высокого уровня компетентности в области фармацевтики, а также важнейшей ролью соблюдения принципов экономичности в аптеке. Все перечисленные условия имеют место в ООО «АЛИЯ».
Организационная культура. В коллективе сформирован общий дружелюбно-деловой тон и спокойная атмосфера. Принято строгое и быстрое выполнение полученных указаний, без обсуждений и комментариев.
Существующая организационная культура определяет принятие решений работниками в отсутствии документированных правил. Просьбы выполнить работу, не прописанную в должностной инструкции, никогда не вызывают возражений.
В качестве символов компании можно рассматривать наличие формы у фармацевтов, провизоров и вспомогательного персонала. Они привлекают внимание потребителей и подчеркивают важность низового персонала.
Кадры. Основа любой компании – это персонал. И это достаточно хорошо понимают в компании ООО «АЛИЯ». Как уже ранее отмечалось, высшее руководство компании трепетно относится к своим сотрудникам, вникает и интересуется проблемами, которые приходится решать персоналу.
В ООО «АЛИЯ» система работы с кадрами направлена на текущую деятельность организации. Персонал предприятия ООО «АЛИЯ» в целом можно охарактеризовать как сбалансированный, с некоторым преобладанием зрелых и опытных работников, поскольку при приемё на предприятие руководство отдаёт предпочтение кадрам, уже имеющим опыт работы в аптечных предприятиях, так как только при наличии опытного персонала возможно успешное функционирование предприятия.
В компании регулярно проводятся тренинги по конкретным препаратам, которые организуются самими компаниями-производителями. Тренинги проходят на базе представительств или в специально арендуемых помещениях. Существует система стимулирования сотрудников по повышению квалификации, что выражается в оплачиваемом отпуске на период учебы.
Финансы. Для оценки финансового состояния проведем анализ ликвидности и платежеспособности в таблице 3, составленной на основе данных Приложения 1.
Таблица 3
Анализ коэффициентов платежеспособности ООО «АЛИЯ»,
2016-2018 гг.
Коэффициенты платежеспособности |
2016 |
2017 |
2018 |
изменение |
Норматив |
|
2017 / 2016 |
2018 / 2017 |
|||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,127 |
0,108 |
0,114 |
-0,019 |
0,006 |
0,2-0,5 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,213 |
0,187 |
0,156 |
-0,026 |
-0,031 |
0,6-0,8 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,981 |
0,932 |
0,965 |
-0,049 |
0,033 |
2,0-3,5 |