Файл: ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛИЯ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования предприятия во внешней и внутренней среде
1.1. Понятие и сущность предприятия
1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Глава 2. Анализ среды функционирования предприятия на примере «АЛИЯ»
2.1. Анализ системы управления ООО «АЛИЯ»
Коэффициент абсолютной ликвидности, который считается как отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам в 2017 г. снизился на 0,019 пункта и показывает, что к концу 2017 г. 10,8% краткосрочных обязательств могло быть погашено за счет использования денежных средств. Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем (0,2-0,5), то можно отметить, что ООО «АЛИЯ» имело дефицит наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств. В 2018 г. показатель увеличился на 0,006 пункта и показывает, что 11,4% краткосрочных обязательств может погашено за счет денежных средств. Таким образом, несмотря на рост показателя коэффициент абсолютной ликвидности находится на низком уровне.
Коэффициент быстрой ликвидности, который рассчитывается как отношение денежных средств и средств в расчетах к краткосрочным обязательствам за 2017 г. снизился на 0,026 пункта, достигнув к концу 2017 г. 0,187, т.е. предприятие на 18,7% покрывало краткосрочные обязательства денежными средствами и средствами в расчетах, чего недостаточно. К концу 2018 г. показатель снизился на 0,031 пункта, достигнув 0,156. Несмотря на определенный запас оборотных средств, значение коэффициента ниже рекомендуемого уровня (0,6-0,8).
Коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается как отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам за 2016 г. снизился на 0,049 пункта, достигнув к концу 2016 г. 0,932, т.е. предприятие на 93,2% покрывает краткосрочные обязательства ликвидными активами. К концу 2017 г. показатель увеличился на 0,033 пункта, достигнув 0,965. Несмотря на определенный запас оборотных средств, значение коэффициента ниже рекомендуемого уровня (2).
Из всего вышерассмотренного следует, что ООО «АЛИЯ» нельзя назвать полностью платежеспособным.
Маркетинг. Для того, чтобы оценить маркетинговую деятельность ООО «АЛИЯ», проанализируем детальную работу фирмы по следующим направлениям: товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационные политики.
Если рассмотреть типичный жизненный цикл товара, то ООО «АЛИЯ» находится на этапе роста, то есть периоде быстрого восприятия товара рынком, быстрого роста продаж и прибылей и на этапе зрелости, то есть происходит замедление продаж связанное с восприятием ранее того или иного товара потенциальным потребителем.
Среди недостатков в работе предприятия можно выделить, прежде всего, то, что руководство недостаточным образом прогнозирует предполагаемый объем увеличения продаж.
У ООО «АЛИЯ» есть своя ценовая политика – предприятие устанавливает цены на различные виды товаров в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Выбрав ценовую стратегию, ООО «АЛИЯ» готов к повышению или понижению цен под воздействием факторов внешней среды маркетинга. Так, задержка определенных видов товаров поставщиками, сокращение рыночной доли под давлением конкурентов заставляют ООО «АЛИЯ» удерживать свои позиции либо их усиливать.
В результате проведения анализа получаем наглядное представление о положении предприятия. Фактически на данном этапе уже можно сделать предварительную оценку положения предприятия по рассмотренным параметрам. На базе проведенного анализ внешней и внутренней среды представим SWOT-анализ с учетом возникших изменений во внешнем окружении (на настоящий момент) (таблица 4).
Таблица 4
SWOT-анализ деятельности ООО «АЛИЯ»
Возможности 1. Расширение сферы сбыта в г. Владивосток и Приморском крае 2. Заключение договоров на поставку лекарственных препаратов 3. Рост доходов населения 4. Работа с дополнительными группами покупателей 5. Повышение спроса на товары |
Угрозы 1. Сильные конкуренты 2. Ограниченность потребляемых товаров из-за роста цен 3. Изменение предпочтений потребителей 4. Уход конкурента с совместно занимаемого рынка. 5. Снижение покупательной способности населения 6. Финансовый кризис в стране и мире |
||||
Сильные стороны 1. Интеграция с поставщиком товаров, вследствие чего низкая цена поставляемых товаров 2. Широкий ассортимент товаров 3. Удачное месторасположение 4. Квалифицированный персонал 5. Имеются постоянные покупатели |
Поле СИВ Стратегия роста Увеличение доли рынка путем вытеснения мелких конкурентов. Выход на новые рынки сбыта с гибкой ценовой политикой, с продукцией, удовлетворяющей потребности покупателей. |
Поле СИУ Стратегия концентрации Расширение ассортимента товаров Усиление влияния конкурентов, появление новых конкурентов с продукцией ничуть не отличающейся по качеству и ассортименту, но значительно дешевле |
|||
Слабые стороны 1. Неэффективное использование маркетинга в хозяйственной деятельности 2. Недостаточно четкая рекламная политика 3. Неудовлетворительный уровень менеджмента 4. Высокие транспортные и общехозяйственные затраты |
Поле СЛВ Стратегия развития рынка Завоевание большей доли рынка за счет открытия новых дополнительных торговых точек в г. Владивосток |
Поле СЛУ Стратегия стабилизации Сохранение доли рынка Высокие затраты на транспортные и общехозяйственные расходы, а значит и высокие цены на товар, в совокупности с появлением новых конкурентов или со снижением уровня дохода населения приведут к катастрофическому снижению объемов продаж |
Таким образом, с помощью SWOT-анализа определено, что ООО «АЛИЯ» обладает достаточным количеством серьезных проблем и имеет ряд угроз со стороны внешней среды, устранение которых позволит ему укрепить свои конкурентные позиции на рынке и привлечь большое количество покупателей.
С этой целью ООО «АЛИЯ», в первую очередь, необходимо осуществить следующие мероприятия: привлечение надежных партнеров и поставщиков, внедрение информационных технологий в деятельность предприятия, поддержание широкого ассортимента фармацевтической продукции по умеренным ценам.
2.3. Пути повышения деятельности ООО «АЛИЯ»
Для совершенствования деятельности ООО «АЛИЯ» необходимо провести следующие мероприятия:
1. Внедрение дисконтных карт.
2. Создание интернет-сайта аптеки.
Изменение рыночной конъектуры диктует новые требования. Аптечные сети вынуждены пробовать новые рецепты - инвестировать в сервисы, создающие ценность для клиентов, и инструменты привлечения и удержания покупателей, к числу которых в-первую очередь относится программы лояльности. Рассмотрим ключевые факторы, которые определяют специфику реализации программ лояльности в аптечных сетях:
- Жесткая ценовая конкуренция. Появляется все больше аптек-дискаунтеров. Ценовая конкуренция наряду с расположением аптеки становится главными аргументами в борьбе за покупателя.
- Привыкание к дисконтным картам. Большинство аптек уже внедрили скидочную программу лояльности для постоянных покупателей. Отличие подобных программ не существенно, покупатели не видят особой разницы между ними.
- Преобладание лекарственных средств в структуре продаж. Нелекарственные средства имеют гораздо больший потенциал для использования в маркетинговых акциях, чем лекарства из списка жизненно необходимых. В Европе доля нелекарственных средств в объеме продаж намного выше, там аптечные сети - привычное место для покупки шампуней, зубных паст и БАДов.
Дисконтная программа – наиболее понятная и удобная для покупателей система стимулирования. Для аптек же далеко не все так однозначно, скидки – это снижение маржинальности продаж.
Главной альтернативой дисконту является бонусная программа лояльности. Данный тип все чаще и чаще внедряется в аптечных сетях. Бонусная программа дает ряд преимуществ, которые отсутствуют в дисконтной программе лояльности:
- При совершении покупки клиент оплачивает полную стоимость. Скидка начисляется на персональный бонусный счет. Как правило, период между получением и списанием бонусов достаточно существенный. Покупатели совершают несколько покупок, прежде чем погасить накопленные балы.
- Цель программы лояльности - стимулирования постоянных покупателей. В бонусной программе лояльности может быть реализована механика сгорания балов. Она применяется, если клиент не заглядывал в аптеку дольше заданного интервала времени (например, год и более). Другой пример - использование бонусов с ограниченным сроком жизни, что неплохо работает для стимулирования повторных продаж.
- Бонусы - гибкий инструмент для управления сбытом продукции. Исходя из целей аптеки, на различные товарные позиции могут устанавливаться различные курсы начисления балов.
Перечисленные факторы требует пересмотра традиционных подходов и запуска новых форматов программ лояльности.
Экономическое обоснование мероприятий:
Дисконтные карты. Для ООО «АЛИЯ» будут использоваться дисконтные карты с первоначальной скидкой в размере 5%. Эти карты будут выдаваться после первой покупки. Далее скидка будет расти до 8%, 10% и 15%. Таким образом ООО «АЛИЯ» получит ценовое преимущество перед конкурентами, так как цены на товар ООО «АЛИЯ» на сегодня на уровне основных конкурентов.
Стоит отметить, что бонусная и дисконтная системы стимулирования покупок имеют ограничения, связанные со спецификой аптечной деятельности. Наибольшее количество бонусов и скидок получают постоянные покупатели. Это, в основном, люди, испытывающие регулярные проблемы со здоровьем. При этом значимая категория покупателей аптечных сетей совершают эпизодические покупки (сезонное обострение простудных заболеваний и пр.).
Для таких клиентов финансовое стимулирование с помощью бонусов и скидок работает слабо, так как получаемая экономия не значительна. Но именно данная категория покупателей является наиболее перспективной с точки зрения расширения потребляемого ассортимента за счет нелекарственных препаратов - основных драйверов роста маржинальности аптек.
Прежде чем получить дисконтные карту покупателю будет предложено заполнить небольшую анкету, где он должен будет указать (Ф.И.О., телефон, адрес). Такие программы притягивают клиентов игровыми элементами (накопить, достичь большой скидки) и побуждают его приобретать именно в данной фирме. Затраты на изготовление дисконтных карт и на установку оборудования для них представлены в таблице 5.
Таблица 5
Сумма затрат на изготовление дисконтных карт и на установку
оборудования для них
Затраты, руб. |
Количество |
Всего (в рублях) |
|
На одну дисконтную карту (размер 87*54 мм, толщина 0,76 мм, белый пластик, 4+4, со штрих-кодом) |
15 руб. |
1000 |
15000 |
Программное обеспечение Frontol Бутик v.4.х |
20200 руб. |
1 |
20200 |
Ридер магнитных карт |
4820 руб. |
1 |
4820 |
Итого |
40020 |
ООО «АЛИЯ» для изготовления дисконтных карт обратиться за помощью к ООО «Владкарт». Исходя из данных таблицы 5, затраты на предоставление дисконтных карт покупателям составят: 40020 руб.
В результате внедрения дисконтных карт можно ожидать увеличения выручки от продаж на 10% по расчетам специалистов по маркетингу и себестоимости на 6% за счет роста переменных затрат на процент выручки. Сведем результаты в таблицу 6.
Таблица 6
Ожидаемый экономический эффект от внедрения дисконтных карт в
ООО «АЛИЯ»
Основные показатели |
До введения мероприятия |
После введения мероприятия |
Отклонение |
Единовременные затраты на изготовление и установку оборудования для дисконтных карт, в тыс. руб. |
0 |
40 |
40 |
Выручка от реализации продукции, в тыс. руб. |
19118 |
21030 |
1912 |
Себестоимость реализованной продукции, в тыс. руб. - переменные расходы - постоянные расходы |
16801 9903 6898 |
17791 10893 6898 |
990 990 - |
Прибыль от реализации продукции, в тыс. руб. |
2317 |
3239 |
922 |
Рентабельность продаж, % |
12,1 |
15,4 |
3,3 |
Срок окупаемости мероприятия:
Ток = 40 / 3239 = 0,01 года или 0,3 мес.
Данное мероприятие с малым сроком окупаемости позволяет привлечь новых клиентов за счет выгодных скидок по дисконтным картам, что подтверждает его целесообразность.
2. Создание интернет-сайта. Для наиболее работы необходимо разработать wсайт для , соответствующего общей оформления аптеки, её , целям и миссии. Сайт должен представлять все в аптеке товары, о товаре, компании, , скидках, новости , поиск товаров.