Файл: ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛИЯ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования предприятия во внешней и внутренней среде
1.1. Понятие и сущность предприятия
1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Глава 2. Анализ среды функционирования предприятия на примере «АЛИЯ»
2.1. Анализ системы управления ООО «АЛИЯ»
Внешняя среда предприятия довольно разнообразна, поэтому учитывать все факторы нет смысла. Достаточно определить первоочередные проблемы. Для учета влияния на предприятие факторы внешней среды разделяют на две группы:
– микросреда;
– макросреда.
Макросреда – это совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных социальных групп. В более узком смысле – макросреда представляет собой систему господствующих в стране общественных отношений [14].
Макросреда включает следующие подуровни: экономика, политика, законодательно-правовая среда, органы государственного контроля (надзора), культура, социум (группы влияния), технология, география.
Микросреда описывается состоянием отраслевого рынка и включает покупателей, конкурентов, инвесторов, предприятия смежных отраслей.
Таким образом, средой является субъектов и сил, действуют за фирмы и влияют возможность организации и поддержать выгодные с клиентами.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
– взаимодействие менеджеров и рабочих;
– наем, обучение и продвижение кадров;
– оценка результатов труда и стимулирование;
– создание и поддержание отношений между работниками.
Организационный срез включает:
– коммуникационные процессы;
– организационные структуры;
– нормы, правила, процедуры;
– распределение прав и ответственности;
– иерархию подчинения.
В производственный срез входят:
– изготовление продукта;
– снабжение и ведение складского хозяйства;
– обслуживание технологического парка;
– осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
– стратегия продукта, стратегия ценообразования;
– стратегия продвижения продукта на рынке;
– выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
– поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
– создание инвестиционных возможностей и другое.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.
Среда влияет на действия организации. Способность выживать на рынке зависит от факторов внешней и внутренней среды, они обуславливают возможности организации адаптироваться к требованиям рынка. Среда, в которой находится организация, называется внешней. Среда, входящая в состав организации, - внутренней.
Деление на внутреннюю и внешнюю среду – один из основных постулатов современной теории менеджмента. Среды классифицируются в литературе по-разному, но общий состав элементов внутренней и внешней среды в целом стал общепринятым.
Внутренняя среда включает в себя основные элементы и подсистемы организации, которые обеспечивают функционирование всех организационных процессов.
Внешняя среда – это факторы, объекты, условия функционирования, которые находятся вне прямого контроля организации, но соприкасаются с ней и влияют на ее поведение. При этом сама организация может изменять условия внешней среды, но только косвенными действиями, в основном это происходит через активные действия на рынке.
Элементы внешней и внутренней среды в совокупности составляют тот мир, в рамках которого организация осуществляет свою деятельность. Состав этих элементов важен для разработки стратегии поведения организации. Перед началом стратегического планирования необходимо провести анализ составляющих внутренней и внешней сред, чтобы увидеть, как они воздействуют на организацию и процесс производства продукции или услуг. Внутренняя среда обладает определенным потенциалом, дает набор возможностей для реагирования на изменения рынка, поведение конкурентов. Внешняя среда создает условия, при которых потенциал либо может, либо не может реализоваться.
Рисунок 1. Состав внутренней и внешней сред организации
Факторы внутренней среды больше всех поддаются контролю со стороны менеджера, но иногда случаются и такие ситуации, когда фактор внутренней среды изменить невозможно или трудно (например, время затратную технологию производства, усовершенствование которой потребует больших финансовых ресурсов или инноваций), и тогда нужно преодолевать сопротивление и со стороны внутренней среды.
К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, состояние рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны — их приходится «принимать к сведению» и либо подчиняться, либо «уходить» от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать последствия.
Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, ясно осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем, и выбирать наилучший вариант реакции в пределах существующих ресурсов. От того, насколько адекватно воспринимается менеджерами внешняя среда, зависит качество разрабатываемых решений. Речь идет, прежде всего, о выборе направлений развития, рынков и оптимальных технологий.
Поскольку ограниченность ресурсов трудно преодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на некоторые изменения среды, а остальные — игнорировать. И от того, насколько правильно она сумеет их выбрать, зависит ее будущее.
Таким образом, изучение внешнего окружения предприятия помогает получить важные результаты. С помощью него организация определяет время, необходимое для прогнозирования возможностей, для составления плана, если возникнут непредвиденные обстоятельства, время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности.
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
После проведения анализа внешней среды и получив данные о возможных угрозах и наоборот новых возможностях для организации, необходимо провести анализ внутренней среды, чтобы можно было обоснованно дать оценку внутренним силам организации и выявить слабые стороны.
По сути, анализ внешней и внутренней среды – это выявление слабых и сильных сторон предприятия, а так же внешних угроз и возможностей для развития. Обладая полной информацией, менеджер компании способен на успешные управленческие решения.
Отсюда можно сделать вывод, что между внешней и внутренней средой предприятия существует тесная взаимосвязь. Внешние факторы предприятия, безусловно, оказывают влияние на внутреннюю структуру и на все предприятие в целом. Только проведя анализ и внешней и внутренней среды предприятия, хорошо изучив все факторы и учтя все нюансы, можно выработать правильную конкурентоспособную стратегию с наименьшими рисками.
Глава 2. Анализ среды функционирования предприятия на примере «АЛИЯ»
2.1. Анализ системы управления ООО «АЛИЯ»
Общество с ограниченной ответственностью «Верналис» основано в 2007 году и является аптечной организацией.
Основной целью деятельности ООО «АЛИЯ» является получение прибыли.
ООО «АЛИЯ» является аптечной организацией, для функционирования которой характерны основные черты фармацевтического рынка России, а именно:
– товары в ООО «АЛИЯ» представлены в наиболее широком ассортименте: длительного и кратковременного пользования; массового, выборочного и эксклюзивного спроса; жизненно важные препараты;
– ассортиментная политика в аптеке реализуется через изучение потребностей потребителей, а также завоевание новых через оптимизацию ценовой политики;
– с поставщиками менеджеры аптеки строят отношения на договорной основе.
ООО «АЛИЯ» является аптекой готовых лекарственных форм – аптека занимается только продажей лекарств, изготовленных на заводах фирм-производителей.
Миссия ООО «АЛИЯ» – нести здоровье людям. Стратегическая задача аптеки ООО «АЛИЯ» – увеличение объемов сбыта качественных лекарственных препаратов.
Чтобы достичь своих целей, ООО «АЛИЯ» стремится быть на шаг впереди своих конкурентов. Постоянно совершенствуясь, предприятие старается решить проблемы каждого клиента быстро и эффективно, обеспечивая его современными и качественными препаратами и товарами для здоровья.
Интересные и выгодные условия работы с оптовыми организациями позволяют выстраивать грамотную политику в ценообразовании, делая цену на лекарственные средства максимально доступной. Создаваемая система качества гарантирует защиту клиентов от приобретения фальсифицированной продукции. Приоритетным является постоянное и фактически непрерывное обучение персонала грамотному и качественному обслуживанию покупателей.
В соответствии с основными видами своей деятельности предприятие осуществляет взаимоотношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров по реализации товаров; самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность, исходя из реального спроса и в пределах направления деятельности.
В структуре управления с позиции уровней иерархии используются вертикальные и горизонтальные связи.
Организационная структура ООО «АЛИЯ» представлена на рис. 1.
Директор
Провизор
Главный
бухгалтер
Фармацевт
Склад
Отдел закупок
Фасовщики
Водитель-экспедитор
Бухгалтер
Продавец-консультант
Рис. 1. Организационная структура ООО «АЛИЯ»
Таким образом, можно сказать, что структура управления в ООО «АЛИЯ» построена на основе вертикальной иерархии управления и базируется на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.
Существующую структуру ООО «АЛИЯ» можно охарактеризовать как функциональную. При данной структуре все виды деятельности всех уровней организации объединяет выполнение общей функции. Использование данной организационной структуры в аптечной организации «Верналис» обусловлено необходимостью соблюдения высокого уровня компетентности в области фармацевтики, а также важнейшей ролью соблюдения принципов экономичности в аптеке. Все перечисленные условия имеют место в ООО «АЛИЯ».
Существующая лишена излишнего по разным и дублирования функций. Основной функциональной структуры – реагирование на в среде – частично ежедневной близостью и его доступностью персонала. Таким имеет место горизонтальных связей подразделениями.
Функциональная структура для ООО «АЛИЯ» оправдана, особенно при условии активного участия собственников в оперативном управлении бизнесом в должностях генерального и заместителя директора.
Проведем исследование динамики основных технико-экономических показателей ООО «АЛИЯ» на основе данных таблицы.
Таблица 1
Технико-экономические показатели ООО «АЛИЯ»
Наименование показателей |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп прироста, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017 / 2016 |
2018 / 2017 |
2017 / 2016 |
2018 / 2017 |
|
1. Выручка от продаж, тыс.руб. |
15724 |
17396 |
19118 |
1672 |
1722 |
10,6 |
9,9 |
2. Среднесписочная численность работающих, чел. |
12 |
13 |
15 |
1 |
2 |
8,3 |
15,4 |
3. Среднегодовая выработка, тыс.руб. |
1310,3 |
1338,2 |
1274,5 |
27,9 |
-63,7 |
2,1 |
-4,8 |
4. Фонд заработной платы, тыс. руб. |
3240 |
3549 |
4130 |
309 |
581 |
9,5 |
16,4 |
5. Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс.руб. |
270,0 |
273,3 |
275,3 |
3,3 |
2,0 |
1,2 |
0,7 |
6. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
1287 |
1665 |
2112 |
378 |
447 |
29,4 |
26,8 |
7. Фондоотдача, руб. |
12,2 |
10,4 |
9,1 |
-1,8 |
-1,3 |
-14,8 |
-12,5 |
8. Себестоимость продукции, тыс. руб. |
14367 |
15300 |
16801 |
933 |
1501 |
6,5 |
9,8 |
9. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1357 |
2096 |
2317 |
739 |
221 |
54,5 |
10,5 |
10. Рентабельность: |
|||||||
продукции,% |
9,4 |
13,7 |
13,8 |
4,3 |
0,1 |
- |
- |
продаж,% |
8,6 |
12,0 |
12,1 |
3,4 |
0,1 |
- |
- |