Файл: ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛИЯ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования предприятия во внешней и внутренней среде
1.1. Понятие и сущность предприятия
1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Глава 2. Анализ среды функционирования предприятия на примере «АЛИЯ»
2.1. Анализ системы управления ООО «АЛИЯ»
Введение
Современное состояние российской экономики характеризуется тем, что она находится в глубоком системном кризисе, который выражается в значительном спаде производства, разрушении экономического, производственного и интеллектуального потенциала, снижении уровня жизни большинства населения. Трудности рыночных преобразований во многом связаны с недостаточным вниманием к разработке стратегии развития в экономике, которая позволяет идти в планировании «от будущего к настоящему», использовать современные научные теории и методы принятия решений.
В этой связи коренные изменения должны коснуться стратегии развития предприятия, поскольку разработка теоретических основ стратегии фирмы и их внедрение в реальную практику выступит важнейшим условием создания стабильности хозяйственной деятельности предприятия. Это, в свою очередь, не только создаст положительный эффект для предприятия, но и стабилизирует окружающую экономическую среду.
В решении этих теоретических и практических задач наибольшее значение приобретает разработка перспективных направлений и форм развития предприятия, что дает возможность создавать экономические модели и исследовать деятельность промышленного предприятия при различных вариантах альтернатив хозяйственных условий.
Учитывая многогранность проблемы формирования стратегии предприятия и ее взаимосвязь с факторами внешней и внутренней среды, а также с элементами эффективного управления предприятия, вопросы процесса разработки и реализации стратегии предприятия исследовались многими зарубежными и отечественными учеными. Среди зарубежных ученых следует упомянуть Д. Абелла, И. Ансоффа, Р. Ванделя, М. Портера, А. Стрикленда. А.Томсона, а среди отечественных ученых – О.С. Виханского, В.В. Глушенко, А.П. Градова, Ю.М. Гусева, П.Б. Забелина, М.И. Круглова, Б.З. Мильнера и другие.
Целью курсовой работы является анализ функционирования предприятия, исследование видов предприятий, его внутренней и внешней среды с учетом специфики и особенностей их адаптации к рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решение следующих задач:
– рассмотреть понятие и сущность предприятия;
– представить классификацию предприятий;
– провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
– разработать пути повышения деятельности предприятия.
Предмет исследования: процесс функционирования предприятия.
Объект исследования: предпринимательская среда ООО «АЛИЯ».
Методологической и теоретической основами курсового исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах ученых, в материалах научных конференций.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: системный, аналитический, статистический, историко-сопоставительный, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, структурно-функционального анализа.
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования предприятия во внешней и внутренней среде
1.1. Понятие и сущность предприятия
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками называются коммерческими организациями [1].
Следует отметить, что понятия «фирма» и «предприятие» – кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе, как зарубежной, так и отечественной, они иногда отождествляются. Если хозяйственное звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой субъект бизнес-деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин «фирма» используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство [5].
Главная цель предприятия – получение максимальной прибыли в долгосрочной перспективе. Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач:
1. Выпуск высококачественной продукции (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии со спросом и потребностями потребителя.
2. Рациональное использование производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости.
3. Разработка стратегии и тактики поведения предприятия.
4. Внедрение новых технологий, освоение новой техники.
5. Забота о своих работниках, их росте и квалификации кадров, повышении содержательности труда.
6. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание благоприятного имиджа предприятия.
7. Проведение гибкой ценовой политики и осуществление других функций.
Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.
Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несет полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечает за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.
На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы, которые можно объединить в две группы: внутренние и внешние. К внутренним факторам, от которых зависит деятельность предприятия, относятся личность руководителя, а также способность его команды управлять предприятием в условиях рынка: инвестиционная и инновационная политика предприятия, совершенствование организации производства и труда, управления предприятием, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и другие [11].
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит от внешних факторов, которые можно классифицировать по группам, связанным:
– с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса, предложения, колебании цен;
– с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в международном масштабе;
– с инфляционными процессами;
– с деятельностью государства.
В условиях рыночной экономики, при существовании жесткой конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, предприятия постоянно подвергаются риску, связанному с их производственной и коммерческой деятельностью. Наличие риска заставляет производителя экономить финансовые и материальные ресурсы, осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных коммерческих сделок, новых проектов и так далее.
Таким образом, существование риска является постоянным и сильнодействующим фактором, повышающим эффективность деятельности предприятия [4].
Предприятие рассматривается в качестве производственной системы, так как ему присущи все характерные для системы признаки:
– производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства;
– организационно-экономическое единство – наличие единого руководства, единого производственного коллектива, взаимосвязь плана производства с обеспечивающими его выполнение материальными, техническими и финансовыми ресурсами;
– хозяйственная самостоятельность, предусматривающая самообеспеченность необходимыми основными и оборотными средствами для осуществления производственной деятельности, самостоятельный сбыт своей продукции, наличие самостоятельной законченной системы отчетности и бухгалтерского баланса.
Предприятие представляет собой динамичную систему, обладающую способностью претерпевать изменения, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь в то же время системой благодаря таким ее свойствам, как:
– результативность (способность получать эффект, создавать нужную потребителю продукцию);
– надежность (устойчивое функционирование, обеспечиваемое внутренними резервами, системой управления, коопераций с другими производственными системами);
– гибкость (возможность производственной системы приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды);
– долговременность (допустимость временного изменения процессов функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Управляемость обеспечивается внутренними резервами, разделением системы на подсистемы, а также ограничением размеров системы) [24].
Последнее свойство системы позволяет говорить о предприятии как саморегулирующейся системе, которая способна приспосабливаться как к внутренним, так и к внешним изменениям. Однако саморегуляция может осуществляться лишь до определенных пределов. Необходимо четко регламентировать деятельность предприятия, вытекающую из его задач, чтобы можно было определять конкретные организационные принципы его строения, внешние и внутренние связи, то есть, чтобы по отношению к внешней среде оно выступало как самостоятельная система.
Таким образом, под предприятием как коммерческой организацией понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством и обладающий правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Деятельность предприятия регламентирует его устав, который утверждается при создании предприятия. В уставе прописываются правила, устанавливающие порядок, организацию работы предприятия, а также условия реорганизации и ликвидации.
1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи со множеством факторов. Эти факторы по разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации.
Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [18].
Внешнюю среду нужно рассматривать с двух точек зрения: ее изменчивости (насколько она стабильна или не стабильна) и однородности (насколько внешняя среда сложна – состоит из множества различных элементов или насколько проста – включает несколько легко выделяемых элементов). Взаимодействие этих двух аспектов (изменчивости и однородности) позволяет определить степень неопределенности, создаваемой внешней средой [9].
Организации, работающие в динамической (изменчивой), но простой внешней среде, а также компании, работающие в стабильной, но сложной внешней среде, имеют умеренную степень неопределенности при принятии решений. Очевидно, что компании, работающие в однородной (простой) и стабильной внешней среде, испытывают наименьшую степень неопределенности. И наоборот, компании, работающие в изменчивой и сложной внешней среде, имеют наибольшую степень неопределенности и являются наиболее рисковыми [3].
Изменения во внешней среде организации, если они не диагностируются вовремя и если руководство не воспринимает их серьезно, могут в конечном итоге привести к серьезным экономическим проблемам и экономическому кризису.
Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния. Факторы влияния могут быть следующими:
– экономические факторы;
– правовые факторы;
– политические факторы;
– технологические факторы;
– факторы социального характера;
– природные факторы [2].
Данные факторы никак не зависят от деятельности предприятия, но они оказывают очень сильное влияние на его нормальное функционирование и развитие, поэтому требуют особого внимания со стороны руководства. Однако воздействие этих факторов на различные предприятия может быть совершенно разное. Предприятие само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результат его деятельности как в текущий момент, так и в будущем. Предприятие должно проводить исследования и разрабатывать конкретные методы для ограничения воздействия негативных факторов, которые влияют на его деятельность в большей степени.