Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратеги (Понятие кадровой стратегии организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Понятие кадровой стратегии организации
1.1.Понятие кадровой стратегии организации
1.2.Направления и задачи кадровой стратегии
1.3.Основные типы кадровых стратегий
Глава 2. Структура кадровой службы и ее роль в формировании и реализации кадровой стратегии
2.1. Понятие кадровой службы организации и ее задачи
2.2. Структура кадровой службы и ее роль в формировании и реализации кадровой стратегии
3.1. Профессиональные роли работников кадровой службы
Особенности профессионально-ролевого профиля работников кадровой службы организаций среднего бизнеса
Особенности профессионально-ролевого профиля работников кадровой службы организаций крупного бизнеса
3.3. Компетенции работников кадровой службы крупного, среднего и малого бизнеса
Отличительной чертой ролевого репертуара является размытость ролевого профиля у рядовых специалистов, слабая дифференцированность набора ролей у отдельных специалистов. Профессионально-ролевые профили исполнителей похожи друг на друга, требуют примерно одинаковых компетенций и стереотипов поведения, что обеспечивает их универсальность и взаимозаменяемость. При этом в профессионально-ролевом профиле рядовых сотрудников преобладают роли исполнителя, технолога, консультанта, реже кадрового технолога.
Одновременно руководитель кадровой службы должен быть универсалом и в определенной степени объединять в своем профессионально-ролевом профиле практически все роли.
Особенности профессионально-ролевого профиля работников кадровой службы организаций среднего бизнеса
Профессионально-ролевой профиль работников кадровой службы организаций среднего бизнеса более специализирован и дифференцирован в зависимости от области ответственности и статуса. Так, например, руководитель кадровой службы не будет выполнять роль исполнителя, которая не соответствует его статусу и зоне ответственности, но он может быть и кадровым стратегом, и инноватором, и даже технологом.
Особенности профессионально-ролевого профиля работников кадровой службы организаций крупного бизнеса
Профессионально-ролевой профиль работников кадровой службы крупного бизнеса организаций крупного бизнеса еще более специализирован и дифференцирован. Ролевой репертуар каждого работника бедней, но его исполнение требует более широкого круга компетенций и предъявляет более высокие требования к уровню их развития. Иными словами, у работников кадровой службы организаций крупного бизнеса меньше диапазон решаемых профессиональных задач, но выше требования к качеству их реализации.
3.3. Компетенции работников кадровой службы крупного, среднего и малого бизнеса
Современный кадровый менеджер, говоря современным языком, должен быть профессионально – компетентен.
Компетентность обычно характеризуют, как способность сотрудника решать рабочие задачи.
Слово «компетенции» достаточно популярно в наши дни, как и компетентностный подход к обучению и к управлению персоналом. Существуют различия в подходах к этому понятию у психологов и педагогов, специалистов по персоналу и юристов. Для психологов и педагогов компетенции – прежде всего набор знаний умений, навыков и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Юридическое понимание компетенции близко к понятию «полномочия», или «область ответственности». Если говорится, что что-то вне компетенции данного человека, то это означает – за пределами его полномочий.
Специалисты в области управления персоналом под компетенциями понимают знания умения навыки, качества, соответствующие тому месту, который занимает человек в организации, требуемые работодателем для занятия данной должности, позволяющие реализовывать определенные полномочия.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) – это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенного класса профессиональные задачи. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. Совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Компетенции – это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности, совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения. Совокупность знаний предусматривает владение информацией, требуемой для выполнения работы. Навыки – доведенные до автоматизма умения. Способность – предрасположенность к определенному виду деятельности. Стереотипы поведения – устойчивые способы поведения, используемые для выполнения работ.
Выделяют профессиональные и личностные компетенции.
Профессиональные компетенции – совокупность профессиональных знаний умений и навыков, необходимых для выполнения специалистом функциональных обязанностей на определенном рабочем месте.
Личностные компетенции – совокупность личностных качеств, обеспечивающих работнику возможность эффективно работать на определенном рабочем месте, выполнять профессиональную роль.
На основе положений Стандарта профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, утвержденного Национальным союзом кадровиков, был разработан перечень компетенций специалистов по управлению персоналом.
Группы компетенций специалистов по управлению персоналом.
- аналитические способности;
- стратегическое мышление;
- способности к обучению и самообучению;
- гибкость;
- способность адаптироваться к ситуации;
- креативность;
- ориентация на результат, на достижения;
- умение слышать других, принимать обратную связь;
- работа в команде;
- влияние, умение убеждать;
- способность обучать;
- личная энергия и эффективность;
- профессиональная этика;
- способность разрешать конфликты;
- умение управлять проектами;
- делегирование полномочий оперативного управления;
- навыки презентаций, переговоров;
- принятие решений, отнесенных к компетенции;
- умение управлять временем;
- клиентоориентированность;
- кропотливость;
- упорство.
Компетенции специалистов кадровой службы группируются как по данным группам, так и по характеру решаемых задач и по месту в структуре кадровой службы.
Особенности профессиональных и личностных компетенций работников кадровой службы организаций малого бизнеса
Профессиональные компетенции |
Личностные компетенции |
|
Руководитель кадровой службы |
Знания в области формирования и реализации кадровой стратегии; умение оценивать кадровый потенциал компании и возможности его развития; знание ТК РФ и нормативных актов, федеральных законов в части относящейся к вопросам нарушения трудового законодательства; владение навыками разрешения трудовых споров и конфликтов; владение навыками оценки состояния и оптимизации кадрового учета и кадрового документооборота; владение навыками построения отношений с внешними организациями и трудовым коллективом, умениями построения системы внутренних коммуникаций; знание задач обеспечения безопасности организации по основным направлениям ее деятельности. |
Харизматичность Влиятельность Убедительность Этичность Настойчивость Рассудительность Преданность организации Увлеченность работой Ответственность Коммуникабельность Контактность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Требовательность Доброта отзывчивость Гуманность Достоинство Уважение других Справедливость Смелость Демократичность |
Исполнители кадровой службы |
Умение составлять описание функционала сотрудников; умение применять прогрессивные информационные технологии при реализации функции управления персоналом; знание ТК РФ; владение навыками разрешения конфликтов; умение реализовывать прием, перемещение, увольнение и перевод на другую работу в соответствии с ТК РФ; владение навыками составления кадровой отчетности; владение навыками составления кадровой отчетности; умение проводить анализ кадровых показателей; умение выявлять причины конфликтов и стрессовых состояний, предупреждать их появление и разрешать связанные с этим ситуации; умение разрабатывать требования к должностям и критерии подбора персонала; владение методами деловой оценки персонала; умение внедрять программы адаптации персонала; умение внедрять процедуры оценки; умение реализовывать программы обучения; умение проводить мониторинг образовательных услуг; знание форм и методов обучения; знания процедур и методов оценки эффективности обучения и умение применять их на практике; знание методов и владение навыками анализа оценки персонала; умение внедрять программы и процедуры оценки; умение разрабатывать рекомендации по результатам оценки; знание системы и форм оплаты труда, методов паспортизации рабочих мест и умения применять их на практике. |
Этичность Настойчивость Преданность организации Увлеченность работой Ответственность Коммуникабельность Контактность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Доброта отзывчивость Гуманность Достоинство Уважение других Справедливость Порядочность Исполнительность Точность Пунктуальность |
Особенности профессиональных и личностных компетенций работников кадровой службы организаций среднего бизнеса
|
Профессиональные компетенции |
Личностные компетенции |
Руководитель кадровой службы |
Умение разрабатывать и внедрять кадровую политику; умение разрабатывать и навык реализовывать стратегические планы, разрабатывать корпоративные стандарты в области управления персоналом; формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение; владение навыками оценки эффективности работы с персоналом; умение оценивать кадровый потенциал компании и возможности его развития; определять эффективные каналы внедрять принципы и регламенты внутренних коммуникаций; умение адаптировать и внедрять новые технологии управления персоналом; умение рассчитывать численность и профессиональный состав персонала; Знание ТК РФ и нормативных актов; Гражданского кодекса РФ, в части относящейся к работе кадровой службы, федеральных законов в части относящейся к деятельности кадровой службы и нарушений трудового законодательства; владение навыками разрешения трудовых споров и конфликтов; владение навыками оценки состояния и оптимизации кадрового учета и кадрового документооборота; владение навыками взаимодействия с внешними организациями и трудовым коллективом; умение определять задачи, формировать и оценивать эффективность системы внутренних коммуникаций; умение определять цели задачи, виды оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации; умение разрабатывать и внедрять политику привлечения и отбора персонала, анализировать конкурентоспособность стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и корректировать ее; умение разрабатывать программы и процедуры отбора; умение разрабатывать и внедрять политику обучения и отбора персонала; знания и умения в области выявления потребности в обучении; умение проводить диагностику системы мотивации, анализ ее эффективности, разрабатывать и внедрять систему вознаграждений, моральных и нематериальных поощрений; умение определять цели, задачи виды оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации; знание задач обеспечения безопасности организации по основным направлениям ее деятельности; знание принципов формирования системы адаптации; умение разрабатывать программы адаптации персонала. |
Харизматичность Влиятельность Убедительность Ответственность Этичность Настойчивость Рассудительность Преданность организации Увлеченность работой Коммуникабельность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Требовательность Достоинство Уважение других Справедливость Порядочность Широта мышления |
Руководитель подразделения кадровой службы |
Умение разрабатывать кадровую документацию, оптимизировать документооборот; умение применять прогрессивные информационные технологии при реализации функции управления персоналом; знание ТК РФ и нормативных актов, федеральных законов в части относящейся к деятельности кадровой службы и нарушений трудового права; владение навыками разрешения конфликтов; умение разрабатывать процедуры регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию; умение разрабатывать критерии и процедуры оценки; умение разрабатывать программы обучения; знания и умения в области формирования и подготовка кадрового резерва; знания и умения в области управления карьерой; знания и умения в области стандартизации и разработки программ контроля качества обучения; умение разрабатывать программы, критерии и процедуры оценки; умение разрабатывать и внедрять политику мотивации персонала; знания в области проектирования трудовых процессов и рабочих мост, нормирования труда, формирования системы оплаты труда. |
Этичность Гибкость Дипломатичность Тактичность Рассудительность Настойчивость Преданность организации Увлеченность работой Ответственность Коммуникабельность Контактность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Требовательность Доброта Демократичность Достоинство Уважение других Справедливость Порядочность Организованность |
Специалист кадровой службы |
Умение составлять описание функционала сотрудников; умение применять прогрессивные информационные технологии при реализации функции управления персоналом; знание ТК РФ; владение навыками разрешения конфликтов; умение реализовывать прием, перемещение, увольнение и перевод на другую работу в соответствии с ТК РФ; владение навыками составления кадровой отчетности; владение навыками составления кадровой отчетности; умение проводить анализ кадровых показателей; умение выявлять причины конфликтов и стрессовых состояний, предупреждать их появление и разрешать связанные с этим ситуации; умение разрабатывать требования к должностям и критерии подбора персонала; владение методами деловой оценки персонала; умение внедрять программы адаптации персонала; умение внедрять процедуры оценки; умение реализовывать программы обучения; умение проводить мониторинг образовательных услуг; знание форм и методов обучения; знания процедур и методов оценки эффективности обучения и умение применять их на практике; знание методов и владение навыками анализа оценки персонала; умение внедрять программы и процедуры оценки; умение разрабатывать рекомендации по результатам оценки; знание системы и форм оплаты труда, методов паспортизации рабочих мест и умения применять их на практике. |
Этичность Настойчивость Преданность организации Увлеченность работой Ответственность Коммуникабельность Контактность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Доброта отзывчивость Гуманность Достоинство Уважение других Справедливость Порядочность Исполнительность Точность Пунктуальность |
Особенности профессиональных и личностных компетенций работников кадровой службы организаций крупного бизнеса
Профессиональные компетенции |
Личностные компетенции |
|
Руководитель кадровой службы |
Умение разрабатывать и внедрять кадровую политику; умение разрабатывать и навык реализовывать стратегические планы; умение разрабатывать корпоративные стандарты в области управления персоналом; умение формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение; владение навыками оценки эффективности работы с персоналом; умение оценивать кадровый потенциал компании и возможности его развития; умение разрабатывать и внедрять организационную культуру в соответствии со стратегическими планами и оценкой кадрового потенциала; владение навыками составления организационной и функционально-штатной структуры; знание ТК РФ и нормативных актов, Гражданского кодекса РФ, в части относящейся к работе кадровой службы, федеральных законов в части относящейся к деятельности кадровой службы и нарушений трудового законодательства; владение навыками разрешения трудовых споров и конфликтов; владение навыками оценки состояния и оптимизации кадрового учета и кадрового документооборота; владение навыками взаимодействия с профсоюзами, внешними организациями и трудовым коллективом; умение определять задачи, формировать принципы и стандарты построения, оценивать эффективность системы внутренних коммуникаций; умение определять цели задачи, виды оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации; знание задач обеспечения безопасности организации по основным направлениям ее деятельности. |
Харизматичность Влиятельность Убедительность Ответственность Этичность Настойчивость Рассудительность Преданность организации Увлеченность работой Коммуникабельность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Требовательность Достоинство Уважение других Справедливость Порядочность Широта мышления |
Руководитель подразделения кадровой службы |
Умение разрабатывать кадровую документацию, оптимизировать документооборот; умение рассчитывать численность и профессиональный состав персонала; умение адаптировать и внедрять новые технологии управления персоналом; владение навыками составления организационной и функционально-штатной структуры; умение разрабатывать и внедрять политику привлечения и отбора персонала, анализировать конкурентоспособность стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и корректировать ее; умение определять цели, задачи виды оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации; умение применять прогрессивные информационные технологии при реализации функции управления персоналом; знание ТК РФ и нормативных актов, федеральных законов в части относящейся к деятельности кадровой службы и нарушений трудового права; владение навыками разрешения конфликтов; умение разрабатывать процедуры регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию; умение определять эффективные каналы, внедрять принципы и регламенты внутренних коммуникаций; умение разрабатывать программы и процедуры отбора; знание принципов формирования системы адаптации; умение разрабатывать программы адаптации персонала; умение разрабатывать и внедрять политику обучения и отбора персонала; умение разрабатывать критерии и процедуры оценки; умение разрабатывать программы обучения; знания и умения в области выявления потребности в обучении; знания и умения в области формирования и подготовка кадрового резерва; знания и умения в области управления карьерой; знания и умения в области стандартизации и разработки программ контроля качества обучения; умение разрабатывать программы, критерии и процедуры оценки; умение разрабатывать и внедрять политику мотивации персонала; знания в области проектирования трудовых процессов и рабочих мост, нормирования труда, формирования системы оплаты труда; умение проводить диагностику системы мотивации, анализ ее эффективности, разрабатывать и внедрять систему вознаграждений, моральных и нематериальных поощрений. |
Этичность Гибкость Дипломатичность Тактичность Рассудительность Настойчивость Преданность организации Увлеченность работой Ответственность Коммуникабельность Контактность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Требовательность Доброта Демократичность Достоинство Уважение других Справедливость Порядочность Организованность Исполнительность Педантичность |
Специалист кадровой службы |
Умение составлять описание функционала сотрудников; умение применять прогрессивные информационные технологии при реализации функции управления персоналом; знание ТК РФ; владение навыками разрешения конфликтов; умение реализовывать прием, перемещение, увольнение и перевод на другую работу в соответствии с ТК РФ; владение навыками составления кадровой отчетности; умение проводить анализ кадровых показателей; умение выявлять причины конфликтов и стрессовых состояний, предупреждать их появление и разрешать связанные с этим ситуации; умение разрабатывать требования к должностям и критерии подбора персонала; владение методами деловой оценки персонала; умение внедрять программы адаптации персонала; умение внедрять процедуры оценки; умение реализовывать программы обучения; умение проводить мониторинг образовательных услуг; знание форм и методов обучения; знание процедур и методов оценки эффективности обучения и умение применять их на практике; знание методов и владение навыками анализа оценки персонала; умение внедрять программы и процедуры оценки; умение разрабатывать рекомендации по результатам оценки; знание системы и форм оплаты труда, методов паспортизации рабочих мест и умения применять их на практике. |
Этичность Настойчивость Преданность организации; Увлеченность работой Ответственность Коммуникабельность Контактность Доброжелательность Командная ориентация Умение слушать Целеустремленность Выдержка Принципиальность Честность Доброта отзывчивость Гуманность Достоинство Уважение других Справедливость Порядочность Исполнительность Точность Пунктуальность |