Файл: Разработка бизнес-плана нового предприятия (Сущность и содержание бизнес планирования).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы планирования бизнеса
1.1 Сущность и содержание бизнес планирования
1.2 Общая характеристика основных методик бизнес-планирования
Глава 2 Описание компании для которой составлен бизнес-план
2.1 Общая характеристика ООО «Спорт-Пермь»
Глава 3 Бизнес-план строительства спортивно-развлекательного клуба «Город на горе»
3.2 Обзор рынка спортивно-развлекательных услуг
3.3 Концепция СРК «Город на горе»
3.4 План строительства СРК «Город на горе»
Структура бизнес-плана[6]:
(адаптированного под российскую бизнес-среду)
1. Цели деятельности
2. Краткое описание бизнеса
3. Анализ рынка
4. Продукция (услуги)
5. Организация производства
6. Инвестиционный климат и риски
7. Достижение необходимого качества
8. Обеспечение конкурентоспособности
9. Реализация продукции
10. Управление и кадры
11. Финансирование
12. Эффективность бизнеса и возможные перспективы
13. Приложения
Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и достаточно полно проработанными. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.
1.2 Общая характеристика основных методик бизнес-планирования
Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно недоработанные, а некоторые с ошибками. Многих из них объединяет следующее:
в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);
в общих чертах говорится о том , как и что нужно написать в каждом разделе;
приводятся примеры написания бизнес-плана;
в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;
рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и, исходя из общих рекомендаций, разработать бизнес-план.
Наиболее распространенными методиками по разработке бизнес-планов являются зарубежные методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO (разработка венской лаборатории) и др. (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные характеристики зарубежных методик разработки бизнес-плана[7]
№ |
Наименование |
ЕБРР |
МБРР |
МФК |
UNIDO |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Цель |
Убедить инвестора (кредитора) в экономической эффективности предлагаемого проекта. |
|||
2. |
Структура: |
||||
2.1 |
Резюме |
Краткое изложение результатов всех расчетов, приведенных во всех последующих разделах бизнес-плана (объемом в 2-3 страницы). |
|||
2.2 |
Описание компании |
Описывается финансово-экономическое состояние на основе балансов, отчетов о прибыли и убытках за последние (как правило) шесть кварталов. Дается расшифровка того, что представляют собой внеоборотные активы предприятия, инфраструктура, кадровый состав, команда менеджеров, собственники, порядок работы на предприятии, структура самого предприятия. |
|||
2.3 |
Рынок |
Включает в себя подробные результаты маркетинговых исследований того сегмента рынка, на котором реализуется продукция предприятия. Здесь в обязательном порядке освещаются следующие вопросы: 1) поставщики, доля в объеме поставок, условия поставок, цены на закупаемую продукцию; 2) потребители, доля в объеме продаж, условия, цены и порядок продаж; 3) основные конкуренты, а также производители товаров-субститутов, тактика и стратегия поведения на рынке, их доли на рынке; 4) описание рынка (емкость, географическое положение, либерализм или консерватизм властей тех регионов, на которых располагается сегменты рынка); 5) выработанные маркетинговые мероприятия самого предприятия. Именно здесь объясняются причины возникновения необходимости разработки и реализации проекта. |
|||
2.4 |
Проект |
Техническое описание проекта, включая описание необходимого оборудования, технологических процессов и линий. Описываются производители необходимого оборудования, условия приобретения и поставки. |
|||
2.5 |
Финансовый план: |
||||
2.5.1 |
Финансирование проекта |
Доли участия заявителя и инвестора (кредитора) в проекте. |
|||
2.5.2 |
Калькуляция проектных затрат |
Указывается, на что именно необходимо затратить средства по данному проекту. |
|||
2.5.3 |
Доходы по проекту |
Представлены все текущие поступления и затраты в процессе реализации проекта. Производится расчет валовой, операционной и чистой прибыли. |
|||
2.5.4 |
Чувствительность проекта |
Расчет проводится |
Расчет проводится |
||
2.5.5 |
Проектно-балансовая ведомость |
Полная – соответствует балансу |
Сокращенная |
Полная – соответствует балансу |
|
2.5.6 |
Расчет денежных потоков |
Расчет проводится |
Расчет проводится |
||
2.5.7 |
Расчет внутренней нормы доходности |
Расчет проводится |
Расчет проводится |
Расчет проводится |
Различие между методиками вытекает из того, что в каждом из них считается наиболее важным. В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР — оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта.
Выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от многих факторов. Среди них можно отметить:
величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность);
является ли целью написания бизнес-плана получение банковского кредита (коммерческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования);
разрабатывается ли бизнес-план для получения государственной поддержки в виде налоговых льгот, частичного финансирования из государственных источников, в форме гарантий Правительства по кредитам либо для преобразования государственных (арендных) предприятий (предприятие приватизируется);
планируется ли вложить собственные средства в создание нового или развитие уже существующего бизнеса (разработается бизнес-план на основе глубоких маркетинговых исследований для внутреннего пользования, с учетом рисков, связанных с реализацией проекта и выводами о реальной эффективности планируемых инвестиций, а также разрабатывается модель проекта, которая позволит управлять проектом во время его реализации).
На какой методике остановиться – американской, английской, немецкой или какой-то другой не столь принципиально. Важно, чтобы документ в итоге содержал обязательные разделы, в которых анализировались бы конкретные аспекты бизнес-плана, исходная и итоговая информация (показатели) были достоверными, обоснованными и базировались на документальных источниках и расчетах, а также чтобы он был полностью понятен тому кругу лиц, которым он будет представлен.
Глава 2 Описание компании для которой составлен бизнес-план
2.1 Общая характеристика ООО «Спорт-Пермь»
Общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Пермь» создано в 2010 году для реализации социального инфраструктурного проекта по финансированию, строительству, оснащению оборудованием и эксплуатации физкультурно-оздоровительных комплексов на территории Пермской области в рамках реализации областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Пермской области на 2016-2018 годы».
Задачей ООО «Спорт-Пермь» является создание и последующая эксплуатация трех физкультурно-оздоровительных комплексов в Пермской области.
Подход к реализации проекта основан на принципе долгосрочного возврата инвестиций, а построенные оздоровительные комплексы впоследствии перейдут в собственность региона.
Социально ответственная позиция ООО «Спорт-Пермь» опирается на следование принципам развития человеческого капитала и повышения ценности здорового образа жизни, озвученным в послании Президента РФ.
Общество предполагает заниматься привлечением денежных средств на российском фондовом рынке посредством выпуска рублевых корпоративных облигаций и направлением инвестиций на реализацию Концессионного соглашения.
Источником доходов Общества в будущем будут доходы от реализации проекта в рамках Концессионных соглашений.
Общество разрабатывает планы, касающиеся организации нового производства, разработки новых видов услуг, модернизации и реконструкции основных средств.
Основные виды деятельности Общества определены Уставом ООО «Спорт-Пермь» (Утв. Решением единственного акционера от 28.04. 2011 г. №2-04):
• организация и проведение спортивных соревнований по различным видам спорта;
• оказание услуг в области физкультуры и спорта;
• организация и проведение массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.
Основными статьями дохода Общества являются:
• доходы от сдачи в аренду центральной спортивной арены Комплексов для проведения спортивных мероприятий (футбольных матчей);
• доходы от сдачи в аренду иных сооружений (в т.ч. малой спортивной арены).
Результаты развития ООО «Спорт-Пермь» представлены в таблице 2
Таблица 2
Результаты развития ООО «Спорт-Пермь»
Показатель |
2017 |
2016 |
Изменение |
Рентабельность основной деятельности |
5,0% |
4,6% |
+8,5% |
Коэффициент текущей ликвидности |
7,42 |
13,31 |
-44,2% |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,14 |
0,46 |
-69,6% |
Коэффициент автономии |
0,88 |
0,91 |
-3,3% |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
0,14 |
0,10 |
+40% |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,79 |
0,87 |
-9,2% |
Стоимость чистых активов, тыс. руб. |
185388 |
180115 |
+2,9% |
Приоритетные направления:
1. Поддержание инфраструктуры спортивных комплексов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к соответствующим спортивным сооружениям.
2. Увеличение доли прибыли от проведения спортивно-массовых и зрелищных мероприятий, увеличение доходов от аренды, торговли и рекламы, размещенной на территории спортивного комплекса.
3. Разработка бизнес-проекта строительства спортивно-развлекательного клуба. Паспорт проекта представлен в п. 2.2.
2.2 Паспорт проекта
Инициатор проекта |
Общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Пермь» |
Цель проекта |
Строительство спортивно-развлекательного клуба «Город на горе», в 15 км от г. Перми |
Привлекательность проекта |
Загородный формат, близость к г. Пермь (15 км), уникальная территория (рельеф с малыми горами). Близкое расположение на выбранном участке придают комплексу уникальность и неповторимость, что позволяет разместить: горнолыжный центр, экстремальные аттракционы и др. неповторимые объекты – в клубе «Город на горе». Гарантированный спрос на спортивно-развлекательные услуги клуба «Город на горе». Клуб располагает близким к г. Пермь (9 мин. в пути) и современным горнолыжным центром со сноуборд-парком. Аквапарк последнего поколения имеет высокий потенциальный спрос среди потребителей. Экстремальные аттракционы, не имеющие аналогов на Урале, но покорившие потребителей в других регионах. Комфортные гостевые домики, на которые существует высокий потребительский спрос, при этом предложение рынка крайне ограничено. Высокая коммерческая эффективность проекта. При пессимистических показателях посещаемости клуба «Город на горе» является высокодоходным бизнесом. Высокая социальная значимость проекта (создание более 330 новых рабочих мест). Высокая бюджетная значимость проекта (стабильные поступления в бюджеты всех уровней). |
Назначение инвестиций |
Строительство и запуск горнолыжного центра. Строительство и запуск аквапарка. Приобретение и запуск экстремальных аттракционов. Строительство гостевых домиков с баньками. Строительство инфраструктурных объектов и приобретение оборудования. Благоустройство территории |
Место реализации проекта |
с. Нижние Муллы Пермский край (15 км от г. Пермь) |
Время реализации проекта |
1 кв. 2016 – 3 кв. 2016 гг. – предпроектные работы 4 кв. 2016 – 3 кв. 2018 гг. (2 года) – инвестиционная фаза проекта 4 кв. 2017 г. - запуск горнолыжного центра 2 кв. 2018 г. – запуск аттракционов, пляжа 4 кв. 2018 г. – запуск аквапарка 2 кв. 2017 г. – запуск домиков, джипинга и др. объектов комплекса |
Плановая посещаемость комплекса |
790 тыс. чел-посещений в год |
Платежи в бюджет |
187,8 млн. руб |
Общая стоимость проекта |
2 383,4 млн. руб. |
Внешние источники финансирования (средства инвестора) |
2 035,3 млн. руб. на 8,5 лет, в т. ч. 2 года период строительства |
Срок окупаемости проекта |
6,3 лет |