Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Природа моделей в управлении).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Природа моделей в управлении
1.2. Управленческие решения в модели управления организацией
2.1. Выявление проблемы и постановка задачи
2.2. Формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли
2.3. Корректировка и обновление модели
Наиболее конструктивными можно считать целевую и проблемную модели.
Согласно данным моделям, основной целью деятельности любой организации является достижение поставленных целей, а также решение вопросов, которые способствуют достижению целей, а также устойчивому развитию и выживанию организации.
Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели используются для описания параметров и свойств процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в дальнейшем.
Успех применения дескриптивных моделей в практической деятельности в значительной степени будет зависеть от точности описания закономерностей функционирования объекта управления.
Нормативные модели используются для управления процессом принятия решений, для формирования его развития и сущностных элементов.
Такие модели подразумевают активное участие в процессе принятия решений участников данного процесса, а также в их моделировании.
Индуктивные и дедуктивные модели. Индуктивные модели выстраиваются посредством обобщения наблюдений по единичным частным фактам. Последние считаются, в данном случае наиболее важными для выработки управленческий решений.[6]
Дедуктивные модели исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенного комплекса гипотетических ситуаций. В данном случае путь создания модели движется от абстрактного представления управленческой ситуации до ее конкретной реальности.
Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Такие модели строятся на внедрении инновационных методов моделирования касаемо конкретной проблемной ситуации принятия решения. Основная задача таких моделей состоит в адаптации новых методов для моделирования управленческого процесса.
Модели решения разрабатываются при учете возможностей осуществления экспериментов с ними, а также инструментов современных управленческих технологий. Как правило, такие модели направлены на решение наиболее важные управленческих задач. Алгоритмы, которые используются в таких моделях, определяют специфические требования к условиям их применения, а также к структуре моделей.
Модели решения включают в себя модели, в которых активно применяются экономико-математические методы.
1.2. Управленческие решения в модели управления организацией
Свойства и структура любой модели зависят от тех целей, для достижения которых она и создается. Цель построения любой модели заключается в отражении всей совокупности существенных элементов со всеми их функциями, свойствами, особенностями, в установлении взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.
В модель управления организацией входят такие системообразующие элементы:
- определение управления;
- виды управления;
- принципы;
- стратегия;
- объект и субъект управления;
- методы;
- функции;
- технологии;
- управленческие решения.[7]
Управленческие решения являются необходимыми компонентами процесса реализации всех функций управления. Это своеобразные механизмы их осуществления. Ключевая роль управленческих решений в системе управления вполне согласуется с определением управления как совокупности системообразующих элементов, которые направлены на реализацию управленческих технологий. Конечным результатом последних является процесс принятия управленческих решений в организации.
Таким образом, управленческие решения ‒ это механизм реализации технологии управления. Они являются способом воздействия управляющей подсистемы модели управления на управляемую подсистему.
Само понятие «управленческое решение» обладает многогранным характером. Принятие решений в организации можно характеризовать как:
- сознательную и целенаправленную деятельность;
- поведение, которое базируется на ценностных ориентациях и фактах;
- процесс взаимодействия участников организации;
- выбор альтернатив;
- неотъемлемый компонент общего процесса управления;
- неотъемлемый элемент рутинной, повседневной работы деятельности любого менеджера;
‒ основа для выполнения всех остальных управленческих функций[8].
В научной литературе, в частности, экономической имеется огромное многообразие определений «управленческого решения». Безусловно, многие из них заслуживают внимания, но есть и довольно много дискуссионных.[9]
Полиморфизм ‒ имманентное для управленческих решений свойство, которое в совокупности с ключевой ролью управленческих решений в модели управления организацией подразумевает в большинстве случаев высокую степень их сложности, максимальную развернутость, коллегиальную и индивидуальную форму, многообразие методов и этапов процесса принятия решений, различные формы ответственности за результат принимаемых решений и т .д.[10]
Анализ всего многообразия классификаций управленческих решений, которые предлагаются в экономической литературе, дает возможность сделать вывод, что все описанные в ней классификационные признаки нельзя назвать исчерпывающими. Часто наблюдается разнородность всех этих признаков. Кроме того, иногда можно наблюдать несоответствие содержания, описываемых управленческих решений их классификационным признакам.
Предлагаемые в научной литературе классификации управленческих решений требуют дополнений, поскольку не отражают всю многоаспектность моделей управления организацией. Сама же необходимость дополнения имеющейся в научной литературе классификации управленческих решений обуславливается усложнением управленческих решений, их дифференцированием, совершенствованием методов принятия, а также значительным расширением масштабов их практического применения.
Таким образом, можно прийти к выводу, что принятие управленческих решений собой представляет довольно сложный, систематизированный процесс, который состоит из ряда протекающих последовательно этапов. Многочисленные специалисты по управлению предлагают самые различные схемы процесса управленческих решений, которые между собой различаются, в первую очередь, степенью детализации отдельных процедур. Простейшая универсальная схема процесса управленческих решений, которая применима практически в любой организации, содержит следующие этапы:
- постановка задачи;
- разработка решения;
- организацию выполнения;
- оценка полученных результатов.[11]
Сам процесс принятия управленческих решений должен осуществляться на основе всей совокупности информации о той или иной управленческой ситуации. Из этого следует, что, базовым условием нормального процесса разработки и принятия управленческих решений в организации должно выступать движение в ней потоков информации.
Для выработки управленческого решения необходима, в первую очередь, информация о параметрах управляемой подсистемы. Это обуславливает необходимость поиска, сбора и обработки информации, а затем и ее интерпретации. Затем появляется возможность сформулировать основные проблемы, которые требуют решения. Полученную информацию необходимо преобразовать согласно поставленным задачам. Управляемая же система контролирует качество и ход выполнения управленческих решений.
Что касается эффективности и результативности управленческих решений, то эти параметры в значительной мере определяются методами, которые используются в процессе принятия и реализации решений. Методы принятия управленческих решений ‒ это совокупность различных способов и приемов исследования, которые направлены на получение наиболее полных, достоверных и релевантных результатов касаемо решаемой управленческой проблемы. Для обоснования управленческих решений, их разработки и реализации используется широкий спектр методов:
- Методы, которые базируются на использовании интуиции и знаний экспертов, специалистов своей сферы.
- Формализованные методы, которые базируются на определённых заданных алгоритмах. В данных методах весьма широко используется математический аппарат.
- Неформализованные методы ‒ основываются на описании процедур разработки и реализации управленческих решений на логическом уровне.
- Методы исследования информационных потоков имеют своей целью исследование информационных потоков. При этом, изучаются и формализуются информационные процессы касаемо поставленной управленческой проблемы.[12]
Таким образом, важное значение имеет рациональный выбор методов, используемых на конкретном этапе и применимых к тому или иному виду управленческих решений. На каждом этапе подготовки и реализации управленческих решений используются определенные методы. Правильность выбора того или иного метода и (или) их оптимальное сочетание зависит в целом от знаний, опыта и интуиции лиц, принимающих решения (ЛПР).
Заключительным этапом обоснования, разработки и реализации управленческого решения является оценка эффективности и результативности, которая дает возможность определить качество принятого решения. Под последним понимается совокупность следующих параметров:
- своевременность;
- обоснованность;
- оптимальность;
- непротиворечивость;
- ясность и лаконичность;
- конкретность во времени;
- эффективность (как отношение результата к затратам).
В процессе правления важное значение должно отводиться релевантности информации, потому как информация не должна быть какой угодна ‒ оно должна обладать строго целевым характером.[13]
Методы принятия управленческих решений целесообразно было бы, н мой взгляд, дополнить методом декомпозиции, который дает возможность расчленить сложные явления на более простые. Это должно обеспечить глубокое проникновение в содержание и суть исследуемого явления.
Декомпозиция управленческих решений способствует гибкости и оперативности модели управления, четкому разграничению ответственности и функций субъектов управления, то есть будет препятствовать дублированию и параллелизму.
Таким образом, схема согласования принятия управленческих решений на различных уровнях управления должна быть заложена в основу разработки методологических подходов к формированию информационной составляющей управленческих решений.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ
2.1. Выявление проблемы и постановка задачи
Необходимость в разработке управленческого решения возникает еще на этапе осознания проблемы. Само же наличие проблемы можно представить, как рассогласование между желаемым положением вещей и реальным, требующее принятия решения.
В наиболее общем виде можно выделить два основных подхода к определению проблемы. Следуя первому из них, проблемой можно считать ситуацию, когда не достигнуты поставленные цели. Согласно второму подходу, в качестве проблемы рассматривается существующая потенциальная возможность.[14]
Индикатором проблемы можно назвать достижение одним или несколькими параметрами проблемы эффекта критического значения.
При этом можно выделить:
- осознание проблемы. Под ним понимается установление факта существования проблемы. Происходит это обычно в результате контроля над деятельностью управляемой подсистемы, исследования рыночных возможностей и т. д. Проблема, которая достигает определённой степени остроты, может трансформироваться в мотив для деятельности управляющей системы организации и ее элементов ‒ менеджеров;
- определение проблемы. В данном случае подразумевается необходимость ответа на следующие вопросы: что на самом деле происходит в организации, что служит причинами происходящего, что за всем этим скрывается и т.д. Определение и формулировка менеджером проблемы, дает ему возможность ранжировать данную проблему среди остальных. Стоит отметить ‒ важно, чтобы все лица, которые в той или иной мере связаны с разработкой управленческого решения, однозначно трактовали проблему, ее суть и содержание.
В основе определения приоритета проблемы могут лежать такие факторы:
- последствия проблемы;
- воздействие данной проблемы на организацию;