Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Природа моделей в управлении).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Природа моделей в управлении
1.2. Управленческие решения в модели управления организацией
2.1. Выявление проблемы и постановка задачи
2.2. Формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли
2.3. Корректировка и обновление модели
3. МОДЕЛИ И УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
Необходимость выбора предприятием торговли того или иного образа действия обусловливается наличием противоречий, проявляющихся в виде проблемы.
У руководителя торгового предприятия всегда должно быть некоторое количество альтернативных вариантов решения проблемы. Возникает, таким образом, задача выбора. Избранный вариант решения проблемы ведет к определенным результатам, характеризующих степень достижения поставленной цели.[22]
В ходе решения задачи выбора следует всегда, с одной стороны, рассматривать альтернативные варианты решений, а с другой — описывать состояние среды, которая может оказать влияние на результат ‒ сознательно, активно, или же пассивно (косвенно). Подобного рода проблемы выбора являются типичными для торговой практики.
Одной из основных задач улучшения конкурентных преимуществ по цене, является формирование рациональной ценовой политики. Каждое предприятие, как известно стремится к снижению себестоимости, а значит уровня издержек, что дает возможность увеличить прибыль. Предприятиям выгодна ситуация, когда низкая себестоимость реализуемой продукции сочетается с высокой ценой на нее.
Тем не менее, может возникнуть задача совершенно иного характера, например, когда вследствие ожесточения конкуренции, следует немного снизить цены на выпускаемые товары. Это может быть также связано с необходимостью реализовать малоходовой товар, спрос на который пошел на снижение, и вряд ли станет расти в будущем, либо же необходимо завоевать рыночную нишу, для чего крупному торговому предприятию целесообразно временно пойти на демпинг и т.д. Стоит отметить, что мелкие фирмы редко могут себе позволить подобного рода акцию.
Для того, чтобы проиллюстрировать принятие решения при выборе предприятия торговли того или иного варианта ценовой политики, стоит рассмотреть задачу снижения цены на товар с целью его реализации с наименьшими потерями для фирмы.[23]
Рассмотрим с позиции теории игр проблему уценки товара. Пусть у ЗАО «Юпитер» есть определённая партия товара, который принято решение уценить, однако пока до конца неизвестно, на сколько именно процентов. Имеется некоторый набор стратегий A1, A2…, Am., которые заключаются в уменьшении цены на товар на определенный процент. Эластичность спроса на товар также неизвестна, а потому рассматриваются также различные варианты эластичности e1, e2…, en.
Можно вычислить сумму выручки от реализации при использовании стратегии А, если эластичность при этом будет составлять еj.
Таким образом, три стратегии:
А1, — снижение цены на 5%;
А2 — снижение цены на 10%;
А3 — снижение цены на 15%.
Снижение цены на гораздо больший процент может оказаться и вовсе нецелесообразным, поскольку может возникнуть ситуация, когда товар проще и дешевле уничтожить, нежели расходовать ресурсы на его реализацию.
Возьмем теперь три градации эластичности:
е1 = 0,5 ‒ если спрос низкой эластичности;
е2 = 1 ‒ если эластичность спроса средняя;
е3 = 1,5 ‒ если спрос высокой эластичности.
Как известно, эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов возрастет спрос на товар если его цена уменьшится на 1%.
При изучении конъюнктуры рынка, специалистами предприятия торговли была составлена платежная матрица (табл. 2.1).
Таблица 2.1 ‒ Платежная матрица и результаты решения задачи уценки товара с позиции различных подходов ЗАО «Юпитер»
Стратегия |
Эластичность |
Сумма выручки, тыс. руб. |
||||
E1 |
E2 |
E3 |
ai |
bi |
ci |
|
A1 |
41 |
52 |
74 |
41 |
74 |
67,4 |
A2 |
32 |
53 |
91 |
32 |
91 |
79,2 |
A3 |
21 |
63 |
82 |
21 |
82 |
69,8 |
Приступим к решению задачу уценки товара, исходя из различных подходов. В данном случае игрок А, представляющий собой предприятие торговли, является экономическим агентом, который принимает решение в зависимости от поведения покупателей, которые предъявляют спрос на данный товар. При этом предприятие однозначно не может спрогнозировать уровень спроса на данный товар. Вследствие этого предприятие торговли выступает как субъективный игрок на данном рынке, а покупатели — это объективные игроки. Таким образом, принятие решений предприятием будет зависеть исключительно от поведения потребителей.
Смысл элементов данной платежной матрицы состоит в том, что аij является суммой выручки от реализации товара. Если будет выбрана стратегия уценки Аi, то эластичность спроса при этом будет равняться Ej.
Решение подобного рода задач осуществляется с позиций разных подходов.
Рассмотрим подход с позиций крайнего пессимизма.
В данном случае считается, что, выбирая любую стратегию Ai эластичность спроса на товар будет наиболее неблагоприятной, а выручка аi — минимально возможной, тем не менее гарантированной. Критерием выбора решения будет выступать следующее условие (критерий Вальда):
(2.1)
Итак,
A1 = min (41, 52,74) = 41
A2 = min (32, 53, 91) = 32
A3 = min (41, 32, 21) = 41
Величина а = 41 тыс. руб. будет соответствовать стратегии А1. Ее необходимо выбрать с точки зрения данного подхода. Выручка, при этом, может составить как 52, так и 74 тыс. руб., однако никак не меньше 41 тыс. руб. Выбрав же другую стратегию, к примеру, A2, можно в благоприятном случае получить выручку в 91 тыс. руб., а в неблагоприятном ‒ только 32 тыс. руб., что будет гораздо хуже, нежели гарантированный результат.
Следовательно, с позиций крайнего пессимизма гарантированная выручка от реализации составит 41 тыс. руб., при этом цену на товар необходимо снизить на 5%. Спрос при этом будет низкой эластичности.
Подход с позиции крайнего оптимизма. Суть данного подхода состоит в том, что при выборе любой из стратегий Аi: эластичность будет наиболее благоприятной, а выручка, соответственно ‒ наибольшей.
Критерием выбора решения будет являться следующее условие:
(2.2)
Итак,
B1 = max (41,52,74) = 74
B2 = max (32, 53, 91) = 91
B3 = max (74, 91, 82) = 91
Величина B = 91 тыс. руб. будет соответствовать стратегии А2.
Таким образом, с позиции крайнего оптимизма максимальная выручка от реализации составит 91 тыс. руб., при этом цену на товар необходимо уменьшить на 10%, а спрос на него будет высокой эластичности. Данная стратегия отражает надежду на наиболее благоприятный исход из всех вероятных.
Рассмотрим теперь подход с позиции пессимизма‒оптимизма. Результаты решения задачи с позиции двух рассмотренных подходов иллюстрируют крайние состояния: от гарантированного минимального выигрыша до максимально возможного. Теоретически данные значения собой представляют диапазон, в который могут попасть различные результаты решения задачи. В реальности, все эти результаты, как правило принимают промежуточное значение.
Критерием выбора решения будет выступать следующее условие (критерий Гурвица):
(2.3)
где λ ‒ степень оптимизма, 0 ≤ λ ≤ 1.
Если λ = 0, то есть оптимизм вообще отсутствует и H = maxAi; = а, то это будет решением задачи с позиции крайнего пессимизма. Если же λ = 1, то есть оптимизм абсолютный и H = max Bi = в, то это будет являться решением задачи с позиции крайнего оптимизма.
Предположим, что руководство оценило степень оптимизма λ = 0,8. Рассчитаем Ci, = (1 - 0,8)аi + 0,8Bi;
Итак,
С1, = 0,2 *41 +0,8*74= 67,4;
С2 = 0,2 *32 +0,8*91= 79,2;
С3 = 0,2 *21 +0,8*82= 69,8,
отсюда H = max (67,4;79,2; 69,8) = 79,2.
Величина Н = 79,2 тыс. руб., что будет соответствовать стратегии А2.
Таким образом, с позиции пессимизма-оптимизма выручка ЗАО «Юпитер» будет составлять 79,2 тыс. руб., при этом цену на товар нужно снизить на 10%.
Заключение
Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Мы проанализировали природу моделей в управлении. Прежде всего, здесь нам стало интересно, как сформировалось такое понятие, как модель управления. Рассмотрев историческую ретроспективу моделей, которые описывали процесс принятия управленческого решения, мы пришли к выводу, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем.
Различные области приложения диктуют свои особенности моделей, которые подразделяются на различные аспекты применения. Исходя из проведенного анализа, мы определили, что решение – это, прежде всего, выбор альтернативы. Представляется наиболее удачным следующее определение: «Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии». Насколько бы различными не представлялись представленные подходы, но так или иначе они включают в себя основные этапы и процессы принятия решений.
Прежде всего, нам интересно принятие решений в сфере услуг и торговли. Не смотря на многозначность и многоплановость проблем, которые требуют управленческого решения в сфере услуг и торговли, они имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий.
Мы выделили основные этапы: выявление проблемы и постановка задачи, формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли, корректировка и обновление модели, оценка адекватности модели, - и сделали ряд выводов: Во-первых, эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Эта зависимость порождает необходимость использования нескольких моделей для всестороннего изучения проблемы и принятия наиболее оптимального решения. Во-вторых, качество управленческого решения определяется совокупностью параметров, удовлетворяющих конкретного потребителя, обеспечивающих реальность его реализации и в конечном итоге размером полученной прибыли предприятием. Сфера услуг и торговли полностью ориентирована на покупателя, а поэтому учитывает субъективные характеристики. В-третьих, каждая конкретная ситуация сопровождается рядом уникального набора факторов. Не существует ситуаций абсолютно идентичных эталонным, а значит, и решения всегда строятся из индивидуальных предпочтений.
Итак, принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы в сфере услуг и торговли.
Принятие решений играет центральную роль в совокупности всех организационных процессов. Все остальные процессы как бы разворачиваются вокруг него. Однако при этом процесс принятия управленческих решений проходит все стадии и этапы, которые ему присущи как организационному процессу. Поэтому будущему руководителю необходимо знать основы данной функции управления, которую изучает менеджмент и основы психологии менеджмента.
Список использованной литературы
- Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Экономистъ, 2012. — 288 с.
- Иванкова, О. Г. Управленческие решения как инструмент управления организацией / О. Г. Иванкова, А. О. Кальницкая // Проблемы экономики и менеджмента. — 2013. — № 11 (27). — С. 89 — 93
- Кальницкая, И. В. Модель управления предприятием с позиции структурного подхода / И. В. Кальницкая // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 24. С. 35-38
- Карпов, А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. — М. : Гардарики, 2012. — 584 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.
- Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. «Управленческие решения» - Дашков и К, 2012 г., - 495 с.
- Саак А.Э., Тюшняков В.Н «Разработка управленческого решения: Учебник для вузов» - 1 издание, 2012 год, 272 стр.
- Энциклопедия экономиста: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru
- Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru
- Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru
- Центр дистанционного образования «Элитариум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru
- Библиотека управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru
- Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.ru
- Справочник для экономистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.catback.ru
- Экономика. Социология. Менеджмент: федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru
- Публикации по экономике и финансам. Статьи, тексты книг. Аналитика и статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finansy.ru
- «Росбизнесконсалтинг» – информационное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rbc.ru