Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Определение и сущность монополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определена тем, что в условиях развития мирового хозяйства в последнее время участились случаи образования монополий. Данная ситуация является негативной и приводит к дестабилизации рынка и затрудняет развитие конкуренции. Вопросами исследования монополии занимались многие ученые, в том числе и Атаева Э.М. Гильманова Д.Р., Вишневер В.Я. Несмотря на исследования данных ученых, имеется ряд проблем, которые нуждаются в более подробном рассмотрении. Данная работа поможет дать ответы на многие спорные вопросы и предложить альтернативные пути решения проблем.

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Монополию в условиях рынка принято считать одной из самых негативных структур рынка, так как она не способствует развитию конкуренции и препятствует развитию рыночных отношений. Многие государства заинтересованы в развитии конкуренции на рынке и поэтому активно занимаются пропагандой свободной конкуренции и совершенствуют антимонопольное законодательство.

Объектом  исследования в работе является монополия. Предмет исследования – изучение характерных черт монополий в условиях рыночной власти. Целью данной работы является выявление особенностей антимонопольного регулирования в России.


Задачами данной работы являются:

1.Изучить понятие и характерные черты монополий;

2.Рассмотреть классификацию монополий и их характерные черты;

3.Выяснить особенности российских монополий;

4.Исследовать специфику антимонопольной политики в РФ;

5.Рценить основные направления антимонопольной политики в современных условиях

В работе использованы следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.

Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам исследования монополий, такие как Гильманова Д.Р., Вишневер В.Я и т.д.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе «Монополия как рыночная структура» исследуются понятие и сущность монополии, а также рассматривается классификация видов и основных характеристик монополий.

Во второй главе «Монополии в России» исследуется история возникновения и развития монополий в РФ и рассматривается вопрос о текущем состоянии и перспективах их развития.

В третьей главе «Антимонопольная политика в России» выяснены основные цели антимонопольной политики государства в условиях рынка, исследованы методы антимонопольной политики РФ и рассмотрены основные направления антимонопольной политики.

1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА

1.1. Определение и сущность монополии.

Рынок рассматривается как организованная структура, включающая в себя продавцов и покупателей, производителей товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен. В условиях современной рыночной экономики под определением «структура рынка» принято понимать совокупность различных признаков и черт, которые отражают особенности организации и функционирования какого-либо отраслевого рынка. [1]3

Рис 1.1. Черты рыночной экономики

К функциям рынка принято относить:

1.Экономическую функцию;

2.Регулирующую функцию;

3.Стимулирующую функцию;

4.Контролирующую функцию;

5.Посредничекую функцию и т.д.

Рыночное хозяйство возникает при следующих условия:


во-первых, общественное разделение труда;

во-вторых, экономическая обособленность производителей.

Рыночная экономика основана на важнейших принципах. Основными принципами рыночной экономики являются следующие:

1.Принцип ограниченности ресурсов;[2]4

2.Принцип неограниченности потребностей;

3.Принцип рационального поведения хозяйствующих субъектов и тд

На основе данных принципов можно выделить характерные черты рыночной экономике, среди которых:

1.Экономическая свобода;

2.Конкуренция;

3.Мобильность ресурсов и т.д.

Многие ученые экономисты в своих трудах о рыночной экономике, пишут о том, что вся рыночная экономическая система имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки рыночной экономики.

К преимуществам рыночной экономики принято относить следующие:

1.эффективное распределение ресурсов, имеющихся в распоряжении государства. Рыночная экономика ставит цель рационального использования имеющихся природных ресурсов.

2.высокая гибкость, рыночной структуры, а также способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка

3.оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, которое основано стремление к получению наибольшего количества прибыли.

4.способность рыночной экономики давать не только потребителям, но и производителям свободу выбора и действий.

5.возможность обеспечения и удовлетворения потребностей населения товарами и услугами самого высокого качества.

Несмотря на все преимущества рыночной экономики, она имеет и определенный перечень негативных моментов, среди которых можно выделить следующие:

1.обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;

2.экономика подвержена нестабильному развитию:

3.отсутствие возможности осуществления стратегических прорывов и т.д.

Таким образом, можно сказать о том, что как и у любой экономической системы в рыночной экономике имеется определенный перечень положительных и негативных моментов. Грамотное использование положительных моментов позволяет устранить негативные последствия. При этом, для того, чтобы устранить негативные последствия важную роль должно сыграть государство и его инструменты регулирования экономики.

Рыночная конкурентная ситуация, характеризующаяся доминированием в отрасли нескольких крупных компаний, свойственна олигополистическим рынкам. Следует выделять несколько основных моделей конкуренции в условиях рыночной экономики:


1.Чистая конкуренция

2.Монополистическая конкуренция

3.Олигополия

4.Монополия[3]5

1.Чистая конкуренция характеризуется такой ситуацией на рынке, при которой функционирует большое число предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, схожую по характеристикам и качеству. В данной модели рынка отсутствуют барьеры, которые могут ограничивать свободный вход в отрасль. Понятие чистой конкуренции связано с моделью равновесия, которая функционирует по заранее заданным ценам и объемами продукции.

2.Монополистическая конкуренция на рынке характеризуется большим количеством предприятий, выпускающих продукт. Это позволяет производителям контролировать продажную цену товара (услуги). Барьеры входа в отрасль при данной модели невысоки.

К характерным чертам монополистической конкуренции относят:

1.Повышение уровня цен

2.Ограничение производства

3.Повышенное внимание к качеству продукции и т.д.

3.Олигополия характеризуется такой ситуацией на рынке, при которой небольшое количество предприятий реализует стандартизированный или дифференцированный товар, доля каждого действующего предприятия на рынке велика настолько, что изменение объема предлагаемой продукции одного предприятия ведет к изменению цены. Барьеры входа на такой рынок очень высокие.

4.Монополия.

Данный тип рынка характеризуется наличием одного предприятия, выпускающего уникальный продукт, владеющего основными видами нужного для производства сырья, патентные права и необходимые лицензии для функционирования на рынке. Обычно такая модель возникает там, где нет альтернативы данному продукту, отсутствуют близкие субституты. Барьеры входа на такой рынок высоки и труднопреодолимы.

Монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

1.В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции


2.Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер

3.Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее

4.Существование неценовой конкуренции.

Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя.

Причины возникновения и развития монополий

Действие законов конкуренции

Развитие производительных сил

Концентрация и централизация производства

Эволюция рынка

Рис 1.2. Причины возникновения и развития монополий

Основными характерными чертами монополий являются:[4]6

1.Единственный продавец, т.е. отрасль, состоит из одной фирмы.

2.Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей.

3.Фирма диктует цену. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения и т.д.

В условиях рыночной экономики, монополии являются неотъемлемым элементом ее функционирования. Все чаще, многие ученые в своих научных трудах, выделяют определенный спектр причин возникновения и развития монополий, которые можно представить на рисунке 1.2.

Рис 1.3. Сравнительная характеристика моделей рыночной экономики

Большинство ученых-экономистов проводят сравнительную характеристику основных моделей рынка по различным признакам, таким как:

1.число предприятий;

2.тип продукции;

3.контроль за ценой и т.д.

Отобразим сравнительную характеристику монополии с иными структурами рынка на рисунке 1.3.

Данный рисунок помог более детально рассмотреть специфику монополии в условиях рынка и сравнить ее с иными рыночными структурами.

На сегодняшний день принято выделять различные виды монополий, речь о которых пойдет в следующем параграфе.

1.2. Классификация монополий и их характеристика

На сегодняшний день, принято монополии классифицируются по различным критериям и признакам. Принято выделять такие виды монополий, как: