Файл: Создание правового механизма в сфере обеспечения банковской тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация может осуществлять и иные сделки, направленные на обеспечение их деятельности: привлечение займов и кредитов, купля – продажа имущества, аренда и т.д. Вместе с тем ей запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, в связи с чем вопрос о наличии в ее распоряжении собственной коммерческой тайны отпадает сам по себе.

Банки имеют также право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном Федеральном законом «О рынке ценных бумаг».

Таким образом, проанализировав данный перечень, основу банковской тайны составляют достаточно многоплановые сведения, передаваемые кредитным учреждениям и банкам доверителями – еще одной, на мой взгляд, наиболее уязвимой категорией объектов. К их числу относятся как физические, так и юридические лица. Для одних доверителей эти сведения являются коммерческой тайной, если речь заходит об установлении связей с партнерами; для других – тайной частной жизни, когда речь идет о материальном благоTсостоянии клиентов банка. В последнем случае вовлекаются и персональные данные граждан – сведения о личности клиентов, отражаемые в соответствующих документах[2].

Третьей категорией субъектов банковской тайны являются пользователи из числа представителей государственных и коммерческих организаций, получающих ее из рук держателей в строго регламентированных законом случаях.

Итак, банковская тайна носит производственный характер и по своему содержанию и субъектному составу представляет один из видов профессиональной тайны. Ее основу составляет исключительно внутренняя или конфиденциальная информация, добровольно доверяемая физическими и юридическими лицами работникам кредитных организаций.

2.3. Способы защиты банковской тайны

Права доверителей банковской тайны. Обязанности ее держателей и пользователей. Способы защиты субъектами банковской тайны своих прав.

Прежде всего, правом на сохранение банковской тайны обладают клиенты и корреспонденты, то есть доверители, которые состоят в отношениях с кредитной организацией или банком. В исключительных случаях таким правом наделяются и другие лица, связанные обязательствами, указанными в законе, например, лица, которым доверено распоряжение вкладом или которым завещан вклад. Эти субъекты также относятся ка категории доверителей.


Из содержания прав клиентов и иных лиц на соблюдение банковской тайны вытекает их правомочие требовать от банковских служащих сохранение в тайне передаваемых им сведений. Данная обязанность возлагается на всех без исключения служащих банков, вне зависимости от их должностного положения. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» «все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону».

Нередко банки предусматривают дополнительные гарантии для соблюдения этих требований в своих ведомственных подзаконных актах. Например, в соответствии с приказом управляющего Банка России в 1992 г. его сотрудники дали соответствующую подписку о неразглашении сведений, связанных с его деятельностью. В будущем это требование нашло закрепление в ст. 92 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)», которая гласит: «Служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров». Помимо этого, Банк России не обладает правом разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из счетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Российским законодательством установлены определенные условия передачи банковской тайны отдельным категориям пользователей, представляющих как государственные, так и негосударственные структуры. В ч. 2 ст. 857 ГК РФ отмечается: «сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть представлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом».

В ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» конкретизированы эти положения. В ч. 2 той же статьи: «справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящихся в их производстве»[3].


С этой целью запрос установленной формы направляет каждый пользователь банковской тайны. Например, действия налоговой службы регламентированы следующими ведомственными нормативными правовыми актами: Порядок направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах, справок об остатках денежных средств организаций на бумажном носителе, утвержденный приказом ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518[4], и Порядок представления банкам информации о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки, утвержденный приказом ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/519[5].

В ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» упоминается также, что «в соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений».

В ч. 4 той же статьи отмечается, что «справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия, находящимся в их производстве».

В соответствии с ч. 5: «справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:


1)граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;

3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;

5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

7) лиц, замещающих должности, указанные в п. п. 1-6;

8) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в п. п. 1-7».

В ч. 6 отмечается, что «справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, справки об остатках электронных денежных средств физических лиц выдаются кредитной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».

В ч. 7 рассматриваемой статьи отмечается, что «справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцам счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным контрам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших кладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан – консульским учреждениям иностранных государств».


Наряду с этим ч. 8 содержит положения, в соответствии с которым «информация об операциях, о счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитным организациям в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[6].

В настоящее время уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), созданная в 2004 г. на базе ранее действовавшего Комитета по финансовому мониторингу[7].

Аудиторские организации, получающие доступ к ежегодной отчетности кредитных организаций, обязаны также обеспечить конфиденциальность банковской тайны. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения, которые стали им известны в ходе проводимых проверок, то есть об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, а также об их клиентах и корреспондентах, за исключением случаев, указанных в положении ч. 10 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В ст. 9 Федерального закона РФ от 30 декабря 2008 г. № 307 –ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяются требования по соблюдению аудиторской тайны, состав которой определяется содержанием банковской тайны. Данные требования содержит и ст. 94 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации». Так как Банк России обязан предоставлять аудиторской организации отчетность и информацию, необходимые ей для проведения соответственно аудиторской проверки Банка России, в договоре оказания аудиторских услуг должен быть указан состав передаваемых сведений, а также предусмотрена ответственность аудиторской организации за передачу информации третьим лицам.

Федеральная служба по финансовым рынкам является еще одним пользователем банковской тайны. Согласно ч. 12 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» этот орган «не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».