Файл: Создание правового механизма в сфере обеспечения банковской тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу пользователей банковской тайны, фигурирующих в ст. 857 ГК РФ и в ч. 15 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», относятся и бюро кредитных историй – коммерческие организации, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 218 –ФЗ «О кредитных историях».

Бюро кредитных историй с согласия юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц создают централизованную базу досье клиентов, основной учетно – регистрационной единицей которого является персональная кредитная история физического или юридического лица – информация, в состав которой входят и данные, содержащие банковскую тайну[8]. Она поступает из кредитных организаций и характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита). К основным категориям сведений, согласно положениям ст. 4 Федерального закона «О кредитных историях» относятся:

1. фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;

2. данные паспорта: серия, номер, дата и место выдачи, наименование и код органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

3. идентификационной номер налогоплательщика;

4. страховой номер индивидуального лицевого счета;

5. место регистрации и фактическое место жительства;

6. сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

7. сумма и срок обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа;

8. срок уплаты процентов;

9. сведения о внесении изменений и дополнении к договору;

10.информация о погашении займа.

Согласно ч. 1 ст. 6 рассматриваемого Закона бюро кредитных историй может предоставлять кредитный отчет следующей категории пользователей:

1. пользователю кредитной истории – по его запросу;

2. субъекту кредитной истории- по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей;

3. в Центральный каталог кредитных историй (представляется титульная часть кредитного отчета);

4. в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия руководителя следственного органа – в органы предварительного расследования по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве (представляется закрытая часть кредитной истории);

5. в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, - титульную и основную части кредитной истории по его запросу.


Следовательно, являясь пользователем банковской тайны, бюро кредитных историй наделено правом на передачу вторичным пользователям, как и Росфинмониторинг.

И, наконец, согласно ч. ч. 24 и 25 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», последним пользователем банковской тайны являются таможенные органы. В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311 – ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» таможенные органы не вправе разглашать сведения, содержащие банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций. За разглашение банковской тайны таможенные органы несут ответственность, включая возмещение причиненного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Подводя итог вышесказанному, доверитель, права которого в отношении банковской тайны нарушены, как и в случаях, связанных с защитой внутренней и конфиденциальной информации, самостоятельно определяют способы их защиты. При разглашении банковской тайны пользователем или держателем доверитель вправе потребовать возмещение причиненных убытков в гражданском судопроизводстве в соответствии со ст. 1064 ГК РФ. Помимо этого, они могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности на основании ст. 13. 14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ соответственно.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за совершение преступления, связанного с незаконной банковской деятельностью, так как оно нарушает положение Федерального закона «О банках и банковской деятельности», связанного с установленными правилами осуществления деятельности банков Российской Федерации. Незаконная банковская деятельность выражается в осуществлении банковских операций без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обязательна, либо с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Уголовная ответственность предусмотрена также за неправомерные действия при банкротстве, если руководителем или собственником организации – должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства были сокрыты имущество или имущественные обязательства, сведения об имуществе, его размере, местонахождении либо иная информация об имуществе, о передаче имущества в иное владение, об отчуждении или уничтожении имущества, а равно сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и других документов, отражающих экономическую деятельность, и данные действия причинили крупный ущерб. Кроме того, уголовная ответственность предусматривается за преднамеренное или фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное получение кредита и другие преступления в сфере экономической деятельности[9].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в нашей стране созданы все реальные предпосылки правовой защиты банковской тайны. Вместе с тем необходимы дополнительные меры по совершенствованию этой деятельности. Для более четкого законодательного регулирования правоотношений в указанной сфере и устранения существующих противоречий необходим специальный Федеральный закон «О банковской тайне», подготовка которого давно ведется в Комитете Государственной Думы по безопасности. За основу разрабатываемого законопроекта может быть принят модельный закон «О банковской тайне», текст которого утвержден постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств. Он предусматривает подробную правовую регламентацию таких важнейших моментов, связанных с правовой защитой информации и обеспечением банковской тайны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности».

2. Федеральном законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39 – ФЗ.

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)».

4. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307 –ФЗ «Об аудиторской деятельности».

5. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 218 –ФЗ «О кредитных историях».

7. Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ.

8. Таможенный кодекс Таможенного союза .

9. Устав Государственного банка Российской империи.

10. Е. Н. Яковец «Курс лекций». Изд-во Моск. ун-та МВД России. Москва, 2007 г. – 291 стр.

11. М. М. Агарков «Учение ценных бумаг». Издательство БЕК. Москва, 1994 г. – 349 стр.

12. Н. Д. Эриашвили «Банковское право». Юнити. Москва, 2003 г. – 629 стр.

13. А. В. Тютюнников, А.В. Турбанов «Банковское дело». Москва «Финансы и статистика», 2005 г. – 605 стр.

14. В. А. Челноков «Деньги. Кредит. Банки». 2-е издание. Юнити, 2007 г. – 480 стр.

15. Российская газета. 2012. 3 октября.

16. Российская газета. 2012. 16 ноября.

  1. Свод законов Российской империи. Ч. 2 Т. XI.

  2. Е.Н. Яковец Изд-во Моск. ун-та МВД России. Москва 2007 г. стр. 240

  3. Е. Н. Яковец «Курс лекций». Изд-во Моск. ун-та МВД России. Москва, 2007 г. – стр. 242

  4. Российская газета. 2012. 3 октября

  5. Российская газета. 2012. 16 ноября

  6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

  8. А. В. Тютюнников, А.В. Турбанов «Банковское дело». Москва «Финансы и статистика», 2005 г. – стр. 22

  9. Н. Д. Эриашвили «Банковское право». Юнити. Москва, 2003 г. – 6 стр.