Файл: Взаимоотношения участников процесса управления. На примере конкретной организации.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Влияние психологических факторов на взаимоотношения в коллективе
1.1. Понятие и сущность трудового коллектива как социальной группы
1.2. Формирование взаимоотношений в коллективе
Глава 2. Исследование взаимоотношений в коллективе на примере ООО «Дилен»
2.1. Исследование взаимоотношений в трудовом коллективе
2.2. Исследование взаимоотношений руководителя и подчиненных
2.3. Рекомендации по оптимизации взаимоотношений в коллективе
Для выявления степени соответствия работника А., имеющего высокий престиж в исследуемом коллективе, по своим профессиональным и личностным качествам на должность мастера была использована тестовая методика «Диагностика уровня самооценки личности руководителя». Полученный результат может теоретически находиться в пределах от 0 до 1. Уровень самооценки оценивается по следующим критериям: от 0,35 до 0,65 – оптимальная самооценка; от 0,20 до 0,35 – умеренно заниженная самооценка; от 0,66 до 0,80 – умеренно завышенная самооценка; менее 0,2 – неадекватно заниженная самооценка; более 0,8 – неадекватно завышенная самооценка.
Данная методика позволила определить уровень самооценки работника А. как умеренно завышенную, то есть достаточно оптимальную для руководителя.
В работе исследован коллектив работников ООО «Дилен».
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1) большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 67,9 % членам работникам коллектив нравится, 52,1 % всех опрошенных считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 30-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 43,4 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе, характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в своем трудовом коллективе;
2) сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных);
3) большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых (81,9 % опрошенных), так и личностных качеств (84,1 %).
Для оптимизации взаимоотношений в коллективе рационально использовать методы социометрии, которые позволяют выбрать наиболее адекватные методы управления персоналом с учетом социально-психологических особенностей работников.
Заключение
Коллектив — это социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающих на одном предприятии или в одной организации. Группы делят на формальные и неформальные. Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия.
В управлении коллективом очень важно правильно сформировать рабочие группы и в зависимости от ситуации и решаемых задач применять эффективные способы воздействия на группы.
Межличностные отношения – это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, возникающих у людей по отношению друг к другу. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях.
На взаимоотношения между людьми оказывают ряд различных факторов: сходство представлений людей, личностных ценностей, эмоциональный фон, межличностная привлекательность. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.
В работе исследован коллектив работников ООО «Дилен».
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1) большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 67,9 % членам работникам коллектив нравится, 52,1 % всех опрошенных считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 30-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 43,4 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в своем трудовом коллективе;
2) сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных);
3) большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых (81,9 % опрошенных), так и личностных качеств (84,1 %).
Для оптимизации взаимоотношений в коллективе рационально использовать методы социометрии, которые позволяют выбрать наиболее адекватные методы управления персоналом с учетом социально-психологических особенностей работников.
Список литературы
- Андреев Г.М. Социальная психология.- М: БЕК, 2008.
- Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010.
- Демидова Г. В. Управленческая психология. – М.: Академия, 2010.
- Евтиков О. В. Психология управления персоналом теория и практика. – СПб: Речь, 2010.
- Иваненко О. Г. Психология управления. – Златоуст: ФотоМир, 2011.
- Ильин Г. Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2010.
- Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013.
- Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011.
- Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012.
- Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011.
- Руденко А. М. Управленческая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Сергеев А. М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2012.
- Спивак В. А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011.
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 64. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011. – С. 102. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013. – С. 112. ↑
-
Сергеев А. М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2012. – С. 81. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 64. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011. – С. 102. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013. – С. 112. ↑
-
Спивак В. А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С. 61. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 64. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011. – С. 102. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013. – С. 112. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32. ↑
-
Руденко А. М. Управленческая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 34. ↑
-
Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54. ↑
-
Иваненко О. Г. Психология управления. – Златоуст: ФотоМир, 2011. – С. 45. ↑
-
Ильин Г. Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2010. – С. 90. ↑
-
Демидова Г. В. Управленческая психология. – М.: Академия, 2010. – С. 89. ↑
-
Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54. ↑
-
Евтиков О. В. Психология управления персоналом теория и практика. – СПб: Речь, 2010. – С. 91. ↑
-
Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54. ↑
-
Ильин Г. Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2010. – С. 90. ↑
-
Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑